Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛидия Горетова
1 C.I.R.E.D. Eau & Changement climatique Water en Klimaatverandering La société et les services publics d eau et d assainissement face au changement climatique Bernard Barraqué, DR CNRS Коммунальное хозяйство Основные задачи развития систем водоснабжения в Европе и Франции Бернар Барраке, главный научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции Вторая российско-французская встреча территориальных образований Санкт-Петербург, октября 2009 г.
2 C.I.R.E.D. Актуальные вопросы в сфере водоснабжения Желательно, чтобы системы водоснабжения окупали себя (экономическая устойчивость) Желательно побуждать потребителей к экономии воды (экологическая устойчивость) Кроме того, хочется сделать воду доступной по цене для малоимущих слоёв населения (социальная устойчивость) Это ведет к усложнению системы тарифов Кажется, система будет устойчивой, но возможно ли это? рационально ли это???
3 C.I.R.E.D. Государственное или частное управление Вопрос обсуждается со времён появления коммунального хозяйства Но первоначальный спор между сторонниками концессии и прямого управления усложнился: даже при наличии государственной формы управления граждане оплачивают счета за потребление воды: «консумеризация». Вначале нужно было покрывать первые вложения в отрасль средствами из бюджета (налоги, субсидии, облигации и др.) Но с ростом объёмов отпуска услуги появилась выгода тарификации с учётом объёма потребления Напротив, снижение объёмов водоснабжения в наши дни ставит под вопрос эту схему...
4 C.I.R.E.D. Усложняя спор о форме управления… Антиглобалистское движение сводит воедино идею воды как ресурса и идею водопроводной воды как общественного блага, жизненно необходимого и всеобщего, которым надо бесплатно обеспечивать малоимущих. Они-то, сами того не зная, приводят к путанице в понятиях. Но противоречие государственное - частное обычно не учитывает ещё две другие возможные типологии: –Централизация / децентрализация управления –Комплексная / раздельная оплата за услуги и содержание инфраструктуры Выбор технологии предоставления услуг зависит от принципов организации: мобилизация ресурсов - централизованно; очистка воды – на уровне города; работа частных скважин или доставка воды - администрация района города
5 C.I.R.E.D. Европейская система водоснабжения Центральная роль органов местного самоуправления (с участием ГЧП) Создание центральных коммунальных сетей Технологии обработки воды Технологии очистки сточных вод (водоочистные станции)
6 C.I.R.E.D. «Муниципалистская» модель В Европе расширение охвата территории коммунальными услугами было связано с особой историей Wellfare State (государства всеобщего благосостояния) – историей муниципализма. (Вопрос: способны ли развивающиеся страны избежать подобного?) Прежде всего, услуги по водоснабжению требуют больших капиталовложений, так что теперешнее равновесие было достигнуто за счёт очень давно работающих схем (напр. государственные облигации, сберкассы) С давних времён города получают субсидии от государства на развитие коммунального хозяйства Найти наилучшее соотношение формы управления и имеющихся технологий
7 C.I.R.E.D. Развитие муниципалистической политики в отрасли водоснабжения До перехода к ЖКХ : - Общедоступная вода - крестьянам - Мосты-водоводы для сеньоров. Пришествие удобств: - Делегирование управления частным предприятиям - Но обслуживание не в полной мере - Финансовые и технические затруднения Конец 19-го века : - Всё переходит в руки муниципальных образований, - Помощь госучреждениям в финансировании - управление на муниципальном и межмуниципальном уровне Начало 20-го века : - Станции по очистке; век качества услуг - Обоснованность выставления счетов по объёму потребления - Развитие финансирования из своих средств
8 C.I.R.E.D. Изменение муниципалистских идей со временем Кризис финансирования капиталовложений привёл к разработке новых, разнообразных и гибких способов управления Сохранение прямого муниципаль- ного управления; смежные сети (Дания, Ирландия, Галисия) Слияние предприятий (Нидерланды, Бельгия) Централизация (Aнглия): RWA (1974) Приватизация и регулирование государством (1989) Передача частному сектору (сдача в аренду) Компании, предоставля- ющие комплекс услуг (Франция) Создание автономных учреждений Формальная приватизация (АО - ООО) Трансверсализация (Allemagne) Водоснабжение и подключение к сетям госпредприятиями на региональном уровне + Снабжение на местном уровне (возм. частно) (Италия, Испания, Юг Франции) Португалия Италия
9 C.I.R.E.D. Коммунальные службы Европы самые лучшие … Высокий процент подключений, но умеренный объём потребления воды (в 2-3 раза меньше воды на человека, чем в Соединённых Штатах Америки) Управление муниципалитетом, но финансовая поддержка от других уровней власти (многоуровневая система принятия решений) Всё более частая тарификация по фактическому объёму потребления, превращающая коммунальные услуги в коллективные блага «по клубной карте», членами которого являются все. Оборот капиталов коммунальных предприятий делает из них солидных участников рынка услуг Разделение на 2 сектора: Производство питьевой воды Водоочистные станции
10 C.I.R.E.D. … Но устойчива ли наша система водоснабжения? Система превратилась в зрелую индустрию: она может восстанавливать свою огромную техническую базу без изначальных субсидий. Рамочная Директива ЕС о воде (DCE) предлагает улучшать экологические показатели и выставлять счета по полной стоимости услуги Однако, в большинстве государств-членов наблюдаются противостояния подъёму цен: приведение Директивы в исполнение откладывается В европейском Средиземноморье субсидии из бюджета делают инвестиции приемлемыми, но могут привести к невозможности проведения подобной водной политики в долгосрочной перспективе
11 C.I.R.E.D. Применимость трёх программных положений Рамочной Директивы ЕС о воде к коммунальному хозяйству Экономика Защита окруж. среды Социальная справедливость 1 - Достаточны ли вложения для восстановления огромной технической базы ? 2 - Сколько стоит улучшение экологических показателей (директивы ЕС, законы, и т.д.) ? 3 - Если удовлетворять первым двум положениям, то останется ли стоимость услуг приемлемой для всех слоёв общества? А что в политическом плане ? Здесь была бы нужна ещё четвёртая ось – управление / территория 4
12 C.I.R.E.D. Аспекты многопланового кризиса Санитарнын нормы достигли предела своих возможностей: их становится всё больше, а доверие к водопроводной воде все ниже? Цены на воду повышаются, т.к., с одной стороны, необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры с применением новых технологий, с другой стороны – снижаются объемы потребления воды, как в случае Германии, как Восточной так и Западной, Парижа и др. Обнаружилось, что даже в Европе счета за воду перестали быть «пригодными для питья» для малоимущих слоёв населения. Идет поиск новых социальных тарифов. Потребители пытаются искать индивидуальные экономически- выгодные выходы из ситуации, но при этом не осознают ни побочных последствий для общих распределительных сетей, ни того, какой удар наносят по социальной солидарности
13 C.I.R.E.D. Распределительные и водоочистные станции позволили стать независимыми от качества природной воды Долгосрочные контракты и усложняющиеся технологии привели к созданию крупных предприятий и разнообразных возможностей реализации ГЧП. Инженерные сооружения крайне дорогостоящие и их необходимо эксплуатировать в течение долгого периода, тогда как появляются новые технологии защиты окружающей среды, предлагающие управлять водными ресурсами на основании имеющихся потребностей Чрезмерное усложнение системы толкает к пересмотру организации системы водоснабжения и необходимости учета в первую очередь характеристик природной среды, а не технологий Новая взаимосвязь коммунальных услуг и распределения средств рождает необходимость новой формы управления ! Защита окружающей среды и новый курс
14 C.I.R.E.D. Что помимо климатических изменений? Новые манеры долгосрочного пользования коммунальными услугами заключают в себе привлечение к проблеме внимания граждан и многоуровневое правление Но существует риск утратить доверие к тому, что являлось силой европейской модели (центральное место, отведённое городскому самоуправлению). В странах «третьего мира», в которых такое доверие отсутствует, наиболее подходящий формат хозяйства – местный. Типичный пример – сбор дождевой воды в деревнях Южной Африки при поддержке фонда Barefoot University – технология именно такого формата. Хозяйствам в целом более стойким по отношению к изменчивости условий будет легче при переменах климата
15 C.I.R.E.D. В заключение Надо более планомерно думать о двух сторонах восстановления отрасли: технической и организационной Классическая форма коммунального хозяйства и масштаб принятия решений в муниципальных и межмуниципальных образованиях должны занимать центральное место в системе Но можно представить себе случаи, когда вмешиваться в их дела будут с более высоких уровней власти, по вопросам равномерного распределения финансирования или объединения энергосистем (например, на уровне департаментов) И в обратную сторону, почему бы не устраивать публичные слушания на местном уровне? И ещё мы должны заняться определением границ коммунальных сетей в городах и сельских поселениях. Прогресс самостоятельно работающих технологий это позволяет, но необходимо создавать соответствующие структуры управления. Благодарю за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.