Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Мишунин
1 АНАЛИЗ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ АНАЛИЗ Методы – творческого чтения – эвристический – исследовательский – репродуктивный Виды – детально-текстуальный – выборочный (аспектный) – обзорный – «скрытый» Этапы – вступительный – основной – заключительный Пути – вслед за автором – пообразный – проблемно-тематический – смешанный Принципы – научность – историзм – целостность – проблемность и др. Приемы – эмоционально- образного постижения текста – анализа и истолкования произведения
2 Различай (!) понятия путь, тип, предмет, вид анализа. В специальной литературе можно встретить более 10 видов анализа литературного произведения. Многовариантность подходов к анализу произведения предопределена его художественной спецификой.
3 АНАЛИЗ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (предмет анализа– художественный текст, его слои, уровни) ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ (предмет анализа – литературно- художественное произведение, его форма и содержание) имманентный (внутритекстовый) интертекстовый (контекстный) стилистический лингвистический лигвостилистический лингвопоэтический лингвосмысловой речеведческий дискурс-анализ структурный (филологический) идейно-эстетический сюжетно-композиционный мотивный аксиологический (ценностный) с точки зрения авторского начала в аспекте рода и жанра психологический сравнительный комплексный филологический целостный
4 Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение ) – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отдельных сторон. Термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще. Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение ) – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отдельных сторон. Термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще. Интерпретация ( от лат. interpretatio – разъяснение, истолкование ) – истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания. Интерпретация ( от лат. interpretatio – разъяснение, истолкование ) – истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания.
5 Целостный анализ 1. Интерпретация содержания произведения: – тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос; – художественное время и пространство; – образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы; – сюжетно-композиционные особенности; – социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст. 2. Анализ формы: 1) жанрово-родовая специфика; 2) приемы и средства выразительной и образной речи: –фонетические; –лексические (в т.ч. тропы); –фразеологические; –морфологические; –словообразовательные; –синтаксические;
6 Форма Содержание 10
7 1 Стихотворение 2 Цикл (сборник ) 10 Жизнь 9 Искусство 8 Мировая поэзия 7 Вся русская поэзия (литература) 6 Период русской литературы 5 Творчество автора 4 Период творчества 3 Тема у поэта
8 СОДЕРЖАНИЕФОРМА ПроблематикаСловарный состав, тропы Сюжет, лирическая ситуацияСинтаксис Идея Тропы ПафосФоника Мотивы, смысловые цепочкиРифма ХронотопРазмер, метр Система образовСтрофика, архитектоника ТематикаЖанр
9 Путь анализа – сюжет рассмотрения, последовательность разбора произведения на уроке (в системе уроков)
10 ПРИЕМЫ АНАЛИЗА Работа с текстом Историко- литературный комментарий Лексический комментарий Работа с теоретико- литературными понятиями Выявление личных впечатлений Работа с произведениями искусства Биографический комментарий Исторический комментарий
11 Первичное восприятие Стиль Повествование (точки зрения) События (сюжет) Вторичное восприятие (понимание) Герои (система персонажей) Идеи, пафос Тематика и проблематика ПУТЬ АНАЛИЗА КОМПОЗИЦИЯ Пространст во и время
12 Путь анализаДостоинстваНедостатки «Вслед за автором» ( по ходу развития действия) В основе – сюжет. Основной прием – анализ сцены, эпизода (мотивировка поступков). 5-7 кл. – основной путь. Младших подростков влечет событийная сторона. Анализ не является потребностью, поэтому нужно использовать скрытые формы анализа, игровые элементы кл. – трудные для понимания тексты, а также драматические произведения ( развитие конфликта) Естественность хода анализа, его посильность. Путь от нравственной оценки поступков героев в сцене к осмыслению позиции писателя в целом. Вовлеченность в сопереживания. Идея в ее художественном решении не адекватна логической, она есть процесс, а не логический вывод Невозможность глубоко прояснить связь отдельного звена и всего целого, неясное представление об общей концепции. Можно утонуть в тексте, крупные планы заслоняют целостное впечатление.
13 Путь анализаДостоинстваНедостатки Пообразный Самый типичный для школы. Зачатки в 5-7 кл. Основной для 8-9 кл. (интерес к этическим проблемам). Последовательное рассмотрение системы образов. Внимание к нравственным вопросам, этическим коллизиям, формирование мировоззрения учащихся. Сопоставление характеров героев ведет к пониманию позиции автора. Распадается целостность произведения. Разбор сводится к нанизыванию черт характера. Проблемно-тематический Ход анализа мотивирован постановкой и решением проблем (перспективный вопрос, объединяющий все проблемные ситуации в целом) Выдвижение в центр важнейших вопросов идеологических, нравственных, эстетических. Развитие самостоятельности. Обсуждение нравственных коллизий в ущерб эстетическим. Скатывание в глобалистику. Смешанный, комплексный, целостный путь анализа произведения
14 Выбор пути анализа определяется : 1) своеобразием произведения; 2) познавательными и развивающими целями урока (системы уроков); 3) уровнем читательского развития учащихся. Путь анализа должен быть посильным и естественным для учеников.
15 День Онегина Семейство Лариных Письмо Татьяны Проповедь Онегина Сон и именины Дуэль Татьяна в доме Онегина и в Москве Последняя встреча Исповедь поэта (Художественное своеобразие) Онегин и петербургское общество Онегин и Ленский Ленский и Ольга Татьяна и Ольга Татьяна и Онегин Онегин и Татьяна Герои и природа Автор и герои Жизнь поэта на страницах романа «Собранье пестрых глав» (разноголосье мнений) «Кто он таков? (Онегин в начале и конце романа) «Им овладело беспокойство» (Онегин в деревне) Две судьбы Ленского Ольга и Татьяна (Почему Ольга забыла Ленского скорее, чем Татьяна?) Как изменилась Татьяна? Последняя встреча (мнение критики) Причины трагизма судеб героев Автор и герои Вступление Анализ повести «Бэла» «Максим Максимы» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» Образ эпохи в романе Образы «естественных людей» (горцев) Образ Бэлы Печорин и контрабандисты «Водяное общество и Грушницкий Женские образы Обобщение материала о Печорине «Странный человек». Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? Кто больше прав в отношении друг друга, Печорин или ММ Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? Кто побеждает в поединке: П. Или общество? Отчего любят П.женщины, если он приносит страдания? К кому относится название последней части романа? В чем автор согласен с П. И в чем спорит с ним?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.