Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеннадий Телепнев
1 Формирование экономики, основанной на знаниях: образование в условиях глобализации и конкурентной среды Бруно Лапорте Руководитель, Отдел по развитию человеческого потенциала 24 марта 2008 г., Киев, Украина
2 Часть I – Представление о глобализации и об экономике, основанной на знаниях (ЭЗ) Часть II – Поиск талантов и умений Часть III – Адаптация систем образования и обучения к экономике, основанной на знаниях Выводы План выступления
3 Часть I: Представление об экономике, основанной на знаниях
4 Мировая торговля товарами и услугами % ВВП Торговля товарами и услугами (%ВВП) Торговля товарами (%ВВП) Торговля услугами (%ВВП) Торговля товарами (триллионы $США – правая ось) Триллионы долларов США
5 Приток ПИИ ( ) Триллионы долларов США % ВВП 1 - Мир 2 - Развитые страны 3 - Развивающиеся страны 4 - Мир (% ВВП, правая ось) 5 – Развитые страны (% ВВП, правая ось) 6 – Развивающиеся страны (%ВВП, правая ось)
6 Иммиграция в страны ОЭСР (1990 и 2000) Млн. человек Начальное среднее Высшее нет данных Мир 1990ОЭСР 1990
7 Резкое увеличение численности работников в мире. От экономики стран требуется гибкость, чтобы приспосабливаться и реагировать на задачи, поставленные глобализацией Повышение эффективности работы рынков труда, чтобы работники могли перемещаться в более перспективные районы Расширение доступа к образованию и обучению - чтобы развивать навыки работников в соответствии с быстрой сменой технологий и непрерывными инновациями Обеспечение достаточной социальной защиты работников в период приспособления к новым условиям Глобализация трудовых ресурсов
8 Мировые темпы роста в ключевых областях ИКТ, Млн. Персональные компьютеры Линии телефонной связи Абоненты мобильной связи Пользователи интернет
9 Способность создавать знания, получать к ним доступ и применять их становится основным фактором, определяющим конкурентоспособность на мировой арене Инновационным стратегиям принадлежит решающая роль в обеспечении способности стран к конкуренции и росту в условиях глобализации Появляются новые модели производства знаний, обеспечения доступа к ним и их распространения (напр., открытый доступ к ресурсам, сообщества знаний…) Переход к отраслям, интенсивно применяющим знания, подчёркивает важность хорошо развитых умений и таланта Возможности технологий меняют способы взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами Знания и конкурентоспособность
10 Экономика, основанная на знаниях, использует знания в качестве основного «локомотива» конкурентоспособного роста. В такой экономике знания приобретаются, создаются, распространяются и эффективно применяются в целях содействия экономическому развитию Переход от традиционной экономики к экономике, основанной на знаниях, требует долгосрочных инвестиций в образование, инновации и ИКТ, а также соответствующих экономических и институциональных условий, которые обеспечивали бы эффективную мобилизацию и размещение ресурсов. Представление об экономике, основанной на знаниях
11 Знания и экономический рост Рост подушевого ВВП: Венгрия и Южная Корея
12 Методология оценки знаний Инструмент для сравнительного анализа : Рассматривает относительные сильные и слабые стороны, позволяет определить подходящие стратегии и инвестиции для перехода к ЭЗ Позволяет одновременно анализировать широкий спектр актуальных факторов с использованием межотраслевого подхода (важно для выработки непротиворечивых стратегий) Сравнения проводятся на базе 83 структурных и качественных переменных для 140 стран Все переменные нормализованы по шкале от 0 (слабейшие) до 10 (сильнейшие). Порядок нормализации предусматривает присвоение рейтинга результатам страны; таким образом, методология оценки знаний (МОЗ) показывает относительные результаты.
13 Базовая оценка: на примере схемы Spidergram, Эстония, Российская Федерация, Украина Годовой рост ВВП (%) Пользователей Интернет на 1000 чел. Компьютеров на 1000 чел. Всего телефонов на 1000 чел. Валовой показатель зачисления в ВУЗы Валовой показ-ль зачисления в средние УЗ Грамотность взрослого населения (% лиц 15 лет и старше) Индекс человеческого развития Тарифные и нетарифные барьеры Качество нормативной базы Господство закона Роялти и поступления (US$/население) Статьи в технич. журналах/млн.чел Патенты, выданные Бюро по патентам и товарным знакам США/млн.чел. Сравниваемая группа: все страны Тип: взвешенные показатели Год: последний доступный (МОЗ 2007)
14 Индекс экономики, основанной на знаниях Глобальные сопоставления с учётом времени
15 Стратегии для экономик, основанных на знаниях Экономический и институциональный режим Население, имеющее образование и навыки, может эффективно использовать знания Система организаций, способная ассимилировать и адаптировать глобальные знания, а также формировать местные знания Образование Система инноваций Способствует эффективной коммуникации, обработке и распространению информации Информационная инфраструктура ЭИР обеспечивает стимулы для эффективного создания, распространения и использования существующих знаний Взаимозависимые Взаимосвязанные
16 Часть II: поиск талантов и навыков Источник: The Economist, октябрь 2006 г.
17 Рост мировой торговли в секторе производства - по уровню насыщености технологичных рыночных продуктов Высокие технологии Средние – высокие технологии В целом Низкие технологии Средние – низкие технологии Рост объема торговли в стоимостном выражении (%)
18 Растущий спрос на учёных и инженеров Наука, технология и инновации играют основную роль в усилиях, направленных на ускорение темпов экономического роста и повышение благосостояния в обществе. Спрос на специалистов в области естественных наук и инженерных дисциплин (ЕНИ) в странах ОЭСР увеличился: в настоящее время лица, имеющие профессии, связанные с ЕНИ, составляют 25-35% от общей численности занятых
19 Источник: Education at a Glance 2007 Чистые показатели зачисления в систему образования (%) лет (2005)
20 Источник: база данных World Bank Edstats ( Выпускники, имеющие инженерные профессии и профессии, связанные с производственными отраслями и строительством (% от общей численности выпускников ВУЗов, среднее за ) ©Knowledge for Development, WBI
21 Источник: Autor, Levy, and Murnane (2003) The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration, Quarterly Journal of Economics. Изменения требований к умениям с учётом выполняемой работы, США: 1960–98
22 Источник: МОТ. Март "Portability of Skills." Женева. Компетенции для XXI-го века
23 Меньше, чем вы думали… «Из 100 выпускников, имеющих требуемое образование, сколько вы могли бы трудоустроить, если бы нужны были все?» Средневзвешенное значение для всех стран с низким уровнем заработной платы в выборке 1, % Средневзвешенное значение Среднее значение для молодых специалистов с университетским образованием Биолог/медик /социолог Инженер Финансы/ бухучет АналитикСпециалист широкого профиля
24 Обучение специалистов по естественнонаучным/инженерным направлениям с учётом нужд глобального рынка труда Обучающиеся естественнонаучным и инженерным дисциплинам должны владеть широким спектром навыков и ноу-хау, быть гибкими и мобильными, а также способными работать в разных странах Главное в повышении качества специалистов в естественнонаучной и инженерной сфере в глобальном масштабе – связать образование с практикой. Необходимо следующее: Сформировать компетенцию для работы в условиях глобальной экономики как основную квалификацию выпускников по естественнонаучным и инженерным дисциплинам Повысить гибкость: не только иметь компетенции в инженерной сфере, но и обладать деловыми, управленческими умениями и навыками Повысить международную мобильность учащихся, исследователей и специалистов Формировать партнёрские отношения, напр. увязывать обучение по естественнонаучным/инженерным дисциплинам с производственной практикой Таким образом, для работы в естественнонаучной/инженерной сфере в условиях глобализации требуются предпринимательские способности, способность устанавливать и поддерживать отношения, а также способность управлять изменениями. Источник: Global Engineering Excellence Study, 2007
25 Часть III – Адаптация систем образования и обучения в интересах экономики, основанной на знаниях
26 Образование: важнейший фактор, обеспечивающий формирование ЭЗ Общество Организация Индивид Экономика, основанная на знаниях Организация, основанная на знаниях Работник, опирающийся на знания - Базовое образование - После-базовое образование - НИОКР и прикладные исследования - Развитие человеческого потенциала - Способность к исследованиям и инновациям - Непрерывное обучение
27 Решить задачи первого порядка: доступ, справедливость, качество, гендерный баланс Скорректировать условия обучения и преподавания с учётом новых требований к компетенциям (новые умения для ЭЗ: решение задач, коммуникативные умения, работа в группе) Расширить возможности и сформировать компетенции в системе среднего образования Осуществлять инвестиции в систему актуального и высококачественного высшего образования, особенно по естественнонаучным и инженерным дисциплинам Улучшить финансирование образования, в том числе – прояснив роли частного сектора и государства Образовательная стратегия: уровень страны
28 Работать с государственными органами над созданием систем квалификаций Влиять на качество «человеческого капитала», произведённого поставщиками образовательных услуг, в области соответствующих «групп умений» Внедрять комплексные стратегии повышения квалификации работников Совершенствовать обучение на предприятиях для формирования конкретных умений и навыков Привлекать и удерживать достаточное количество исследователей и опытных руководителей исследовательских проектов Образовательная стратегия: уровень организации
29 Уделять внимание потребностям молодёжи и взрослых, которые не охвачены системой формального образования и обучения на рабочем месте Предусмотреть многообразные способы обучения и преподавания для приобретения квалификаций в рамках национальной системы квалификаций Предусмотреть стимулы для развития структур, предоставляющих образование и обучение Создать системы сертификации и аккредитации Разработать соответствующие механизмы финансирования для предприятий и граждан Использовать технологии: радио, ТВ, интернет, интерактивное видео… Образовательная стратегия: индивидуальный уровень
30 Системы обучения Формальное обучение 80 Возрас т 0 Возрас т Неформальн ое обучение Обучение вне учебных заведений Внедрение комплексных стратегий непрерывного обучения
31 Как изменить систему образования: основные рычаги Основные рычаги Руководство Финансирование Обеспечение качества Преподаватели Управление ИКТ Пересмотр роли государства Формирование союзов и партнёрских отношений Опора на технологии и инновации
32 Пересмотр роли государства Роль государства должна измениться: от контролёра и поставщика – к «посреднику» и гаранту качества Использование стимулов для устранения случаев несостоятельности рынка Акцент – на обеспечении качества посредством сертификации, аккредитации и участия в международных сравнительных исследованиях Предоставление информации всем заинтересованным сторонам о потребностях рынка, качестве поставщиков услуг, качестве обучаемых
33 Формирование союзов и партнёрских отношений СМИ и парламентарии Государственно-частные партнёрства Партнёрские отношения с НПО Связи с национальными диаспорами
34 Опора на технологии и инновации ИКТ для управления образовательными системами ИКТ для деловых операций в сфере образования ИКТ для библиотек и учебных ресурсов ИКТ для преподавания
35 Способность стран эффективно действовать в условиях ЭЗ решающим образом зависит от наличия высококвалифицированных, открытых к инновациям и гибких человеческих ресурсов, особенно в сфере естественнонаучных и инженерных дисциплин Адаптация систем образования и обучения к ЭЗ требует длительных инвестиций и мер стратегического и системного характера Также необходимо сформировать новые партнёрские отношения между государством и представителями частного сектора и гражданского общества Но больше всего необходим иной вид руководства и формирование потенциала в разных обучающих и образовательных системах. Выводы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.