Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЖанна Щебенихина
1 МАОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.
2 Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.
3 ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
5 Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова ( ) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Ф.С.Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770г
6 Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой». Ф. Рокотов. Портрет А. Струйской Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Николай Заболоцкий
7 Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский ( ) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским ( ). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт думал: «Какое чудо живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...» И в голове его начали складываться стихи: Она давно прошла и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье тень любви и мысли тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас. Так, часть души ее от нас не улетела. И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...
8 В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной
9 Арсеньева Екатерина Николаевна – старшая дочь генерал-майора Н.Д. Арсеньева, участника штурма Измаила. Воспитывалась в Воспитательном обществе благородных девиц при Смольном монастыре, фрейлина императрицы Марии Федоровны. Юная пансионерка представлена на портрете лукавой кокетливой пастушкой (на соломенной шляпке – колосья пшеницы) с яблоком – символом Афродиты – в руке. Облик девушки русский: круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, чуть раскосые глаза. Характер легкий и жизнерадостный. В.Боровиковский Портрет Е.Н.Арсеньевой
10 Портрет П.Ф. Воронцовой изящен по цвету: в нем доминирует красивый золотисто-коричневый фон. Художник изображает приятные черты своей модели: у нее ласковый взгляд и нежные, женственные черты. Д.Г. Левицкий Портрет П.Ф. Воронцовой ~
11 Д.Г. Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек ГТГ На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу своего неотразимого обаяния. Художник создал образ на грани салонной красивости: модель откровенно напрашивается на восхищение, и здесь скрыта едва угадываемая ирония.
12 Аргунов Иван Петрович. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г. Вероятно, изображена женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).
13 Аргунов Иван Петрович. Портрет Толстой г. Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.
14 А.П.Антропов Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой Графиня Мария Андреевна Румянцева ( ) в юности была очень красива, изящна, образована. Всё это покорило Петра I, и он влюбился. Позже, он способствовал браку Марии Андреевны и А.Румянцева. Мать прославленного полководца фельдмаршала П. А. Румянцева- Задунайского, отмеченная всеми высочайшими почестями при царском дворе
15 Антропов Алексей Петрович. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. ГТГ. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны, – одно из самых известных произведений Антропова. Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.
16 Матвеев Андрей Матвеевич Портрет А.П. Голицыной На А.П. Голицыной роскошное платье красного цвета с крупными рубиновыми застежками на рукавах, а на груди драгоценный жалованный портрет Петра I, знак отличия статс-дамы. Анастасия Петровна Голицына, урожденная княжна Прозоровская, состояла статс-дамой при дворе Екатерины I и была «князь- игуменьей Всепьянейшего сумасброднейшего собора» Петра I. Исследователи, писавшие об этом портрете, считали, что Матвееву удалось передать характер модели «бабы пьяной и глупой». Думается, что характеристика Матвеева значительно богаче. При всей парадности и роскоши аксессуаров на портрете представлена женщина, прожившая жизнь, полную унижений. Не осуждение, а сочувствие к изображенной модели передал нам художник. И в целом создается не категорическая характеристика, а как бы приглашение к размышлению.
17 К. Петров-Водкин. Работница (Девушка в красном платке). 1925
18 В. Серов. Портрет Прасковии Мамонтовой. 1889
19 В. Серов. Девочка с персиками ГТГ, Москва Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево. На портрете изображена двенадцатилетняя Веруша Мамонтова.
20 П. Федотов Портрет Н.П. Жданович за фортепиано. 1850
21 К. Васильев. Лена Асеева.
22 К. Брюллов. Всадница Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.
23 К. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836
24 К. Брюллов. Итальянский полдень.
25 В. Тропинин Портрет Е.И. Карзинкиной.
26 В. Серов. Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой. 1884
27 К. Петров-Водкин. Портрет А.А. Ахматовой. 1922
29 Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн), спокойного размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи П. Третьяков). И. Репин. А. Бородин Бородин, Александр Порфирьевич. Симфония 2 «Богатырская», первая часть. 1876
30 На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми предметами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, писатель с книгой в руках, музыкант-исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в. И. Репин. Антон Рубинштейн
31 И. Репин. Портрет Льва Толстого
32 И. Репин. Портрет П.М.Третьякова
33 Д. Левицкий Портрет архитектора Александра Кокоринова, первого президента Академии художеств. 1769
34 А. Варнек. Портрет президента Академии художеств А.С. Строганова. 1814
35 К. Брюллов. Портрет архитектора К. Тона.
36 К. Васильев. Портрет маршала Г.К. Жукова.
37 О. Кипренский. Портрет Дениса Давыдова. 1809
38 М. Нестеров. Портрет академика И.П. Павлова. 1935
39 А. Лосенко. Портрет актёра Федора Волкова. 1763
40 И. Крамской. Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева. 1878
41 Крамской написал два портрета Л.Н. Толстого: один – для Третьякова, другой – для Толстого (1873). «Я перед собою видел в первый раз редкое явление: развитие, культуру и цельный характер», – пишет художник. Толстому понравился портрет, понравился и сам художник, интересный и умный собеседник, ставший в известной мере прототипом художника Михайлова в «Анне Карениной». И. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого
42 Иван Николаевич Крамской Портрет И.И. Шишкина. Знаменитый русский пейзажист изображен среди знакомого нам по его картинам и столь любимого им скромного, но прекрасного среднерусского пейзажа. Этот портрет – одна из первых пленэрных работ художника.
43 Иван Николаевич Крамской Портрет Куинджи
44 Проникновенную психологическую характеристику находим и в ряде других портретов: писателей Н.А. Некрасова (1877) и М.Е. Салтыкова Щедрина (1879), актера В.В. Самойлова (1881). В портрете Салтыкова Щедрина замечательно выразительны руки. Судорожно сцепленные, они подчеркивают ту душевную муку, следы которой мы видим на лице писателя. Иван Николаевич Крамской. Портрет Салтыкова-Щедрина
45 Иван Николаевич Крамской. Н.А. Некрасов в период "Последних песен"
46 Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Федора Александровича Васильева
47 Иван Николаевич Крамской. Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко
48 Иван Николаевич Крамской. Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева
49 Иван Николаевич Крамской. Портрет Павла Михайловича Третьякова
50 И.Н. Крамской. Портрет скульптора М.М, Антокольского г.
51 И. Репин Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского. 1881
52 И. Репин. Портрет композитора Михаила Ивановича Глинки. 1887
53 Н. Кузнецов. Портрет композитора Петра Ильича Чайковского В. Серов. Портрет композитора Николая Андреевича Римского- Корсакова. 1898
54 К. Петров-Водкин Портрет Андрея Белого. 1932
56 И. Репин. Автопортрет.
57 Валентин Серов Автопортрет..
58 К. Петров-Водкин Автопортрет. 1918
59 Левицкий Дмитрий Григорьевич Автопортрет.
60 К. Васильев. Автопортрет. 1968
61 А. Венецианов. Автопортрет. 1811
62 О. Кипренский Автопортрет. 1828
63 В. Маковский. Автопортрет. 1905
64 И. Грабарь. Автопортрет в белом халате.
65 В. Суриков. Автопортрет. 1879
66 А. Матвеев. Автопортрет. 1729
67 К. Брюллов. Автопортрет. 1848
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.