Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Ярулин
1 Психологические причины зависимого поведения Елена Федоренко Красноярск 2012
2 Что мы знаем об аддиктивном или зависимом поведении Аддиктивное поведение относится к категории отклоняющегося или девиантного поведения; Девиантное поведение – поступки /действия индивида, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые официально установлены в данном обществе (В.Е. Каган) Наличие того или иного вида девиантного поведения повышает риск вовлеченности в другие.
3 Добровольное подчинение некоей власти, непреодолимой, вынуждающей силы, которая обычно переживается как идущая из вне. D.N. Shtern Положительное качество, способствующее здоровому психологическому развитию и росту человека (R. Frager J. Fadiman) Попытка решения жизненных проблем индивидами, обладающими различными уровнями уязвимости. E.J. Khntzian Человек, свободный от аддикции (зависимости), - это человек мертвый, вялый, у которого вместо души пар (А.Ф.Усков, 2000). Это не всегда признак патологической слабости, это и проявление фонтанирующей жизненной силы, нередко креативности и высокой поисковой активности, оригинальности(L.M.Dodes, 1995). Внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому –либо объекту (В.В.Шабалина) Аддикция это -
4 Объект зависимости Средство удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения Ведущий мотив деятельности
5 Наиболее часто встречающиеся в литературе виды зависимого поведения (В.М. Блейхер, И.В. Круг, В.Д. Менделевич, Н.В.Сирота, Н.Е. Буторина и др): Наркотическая От психоактивных веществ Алкогольная Никотиновая Зависимость от интеренета От азартных игр От деструктивных культов Пищевая Других людей Работы
6 Частота зависимостей по данным обращаемости, 2011г. (Менделевич В.Д.)
7 Зависимость – это хорошо или плохо? Зачем нужна зависимость? Какие задачи она решает?
8 Самоконтроль Умение прогнозировать Преодолевать трудности Эмоциональная регуляция Самостоятельность Или: Забота о себе, Чувства, Отношения с окружающими, Самооценка Появление зависимости служит симптомом наличия дефицитов у человека и отражает базовые трудности в сфере саморегуляции:
9 Дефицит ресурса относительно требований окружающей среды Избыточность ресурсов по отношению к бедной среде и быстрая утрата самочувствия в освоенных ситуациях Ключевые факторы риска зависимости
10 Дефицит самостоятельных форм поведения Дефицит эмоционального диапазона, отсутствие эмоциональных нюансов Функциональные дефициты Психологические причины зависимого поведения
11 зависимостьавтономность
12 Риск зависимости в актуальном возрасте возрастает если: В генезисе человека есть опыт предзависимостей, застревание на определенных стереотипных ненужных действиях не обусловленных функциональной необходимостью как показатель фрустрации базовых потребностей в разных возрастах.
13 Человек не склонен к патологической зависимости если он находится в относительном согласии с самим собой, своими чувствами и способен адекватно выражать эти чувства и совладать с ними; если он действует самостоятельно и инициативно, доверяя себе и своим убеждениям; эффективен в ситуации неопределенности; если он понимает свои ресурсы и дефициты, может критически мыслить; поддерживает здоровые отношения с другими людьми, может позаботиться о себе сам.
14 Общие принципы организации профилактической работы Опережающий характер Безопасность для обучающихся Часть воспитательного процесса
15 Типы риска Актуальный риск Потенциальный риск
16 Формы профилактики зависимого поведения в условиях образования Первичная профилактика Непрямая профилактика Прямая профилактики Адресная работа с группой риска Диагностическая работа
17 Непрямые формы профилактики в зоне потенциального риска развитие эмоциональной сферы коммуникативных умений способности волевой регуляции собственного поведения планирования и контроля собственной деятельности развитие позитивного представления о себе и окружающих развитие самостоятельности, инициативы, ответственности развитие познавательной сферы.
18 Прямые формы профилактики в зоне потенциального риска формирование устойчивых негативных установок по отношению к наркотикам, алкоголю работа с существующими у детей некритичными стереотипами относительно тематики зависимости.
19 Адресная работа с группой риска на основе выявленных факторов риска зависимости Компенсация имеющихся функциональных дефицитов Развитие самостоятельности Развитие эмоциональной сферы в специальных группах
20 Непрямые формы профилактики в зоне актуального риска формирование самостоятельности, инициативы, умения действовать по собственному замыслу, создавать и реализовывать собственные проекты, формирование половозрастной идентичности;
21 Прямые формы профилактики в зоне актуального риска Организация диспутов, диалогов среди подростков, юношей как альтернатива монологу взрослого в запугивающей форме Удовлетворение любопытства посредством написания творческих работ по тематике зависимости Повышение компетентности родителей в области формирования зависимого поведения
22 Адресная работа с группой риска на основе выявленных факторов риска зависимости В рамках индивидуальных консультаций для подростков и родителей Специально организованные тренинги для подростков
23 Диагностика эффективности профилактических программ Об эффективности профилактической деятельности могут свидетельствовать данные об уменьшении (стабильности) степени риска в фиксированных группах. Динамику риска в фиксированной группе можно измерить.
24 Способы оценки эффективности программ профилактики Выявление риска зависимости на ранних этапах развития (у детей 6 – 8 лет). Опросник для родителей Выявление уровней и динамики риска наркозависимости в период актуального риска. Опросник для подростков ( лет)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.