Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКлара Шеметова
1 Роль и место дополнительного образования в образовательном учреждении Цель: определить роль и место дополнительного образования в образовательном учреждении. Задачи: Выявить актуальность проблемы Определить целесообразность сотрудничества общего и дополнительного образования; Определить условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования; Выявить особенности управления блоком ДО; Показать перспективы развития системы дополнительного образования
2 Актуальность проблемы Гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности государственной политика в области образования Образовательный стандарт
3 Гуманистическая педагогика - педагогика успеха выявление, поддержка и развитие индивидуальных интересов и склонностей ребёнка включение его в целесообразные виды деятельности создание условий для развития и саморазвития личности. ценности психологической поддержки ребёнка, принятие его личности и индивидуальности, защита его права на самоопределение и выбор собственного пути, в том числе, в учении. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Потребность иметь блок дополнительного образования, таким образом, вызван его значительным социально-педагогическим потенциалом.
4 Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации «Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». «Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка».
5 Методические рекомендация по развитию дополнительного образованию детей в общеобразовательных учреждениях Дополнительное образование рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ в интересах человека, государства. «особо ценный тип образования», Дополнительное образование в системе школы позволяет: Создавать широкий общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; Осуществлять «ненавязчивое» воспитание – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения; Ориентировать школьников на реализацию своих способностей; Компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; Обеспечивать ребёнку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.
6 Вовлекая детей в ДО, мы расширяем воспитательное поле школы, включая личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. И именно в этой сфере учащиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. И потому ДО помогает ребёнку изменить статус: он может оказаться в числе лидеров, хотя в основном образовании им никогда не был.
7 Данные опроса среди учащихся Кружки, секции нужны («Да, конечно!», «Естественно», «Нужны!!!») помогают развиваться и взрослеть, позволяют найти себя, способствуют творческому, духовному развитию, помогают найти друзей, позволяют приобретать опыт, способствуют исполнению заветных мечтаний, помогают приобрести новые знания,
8 Родители считают, что кружки, секции расширяют кругозор и сферу интересов, способствуют формированию нравственных качеств, творческой и социальной активности детей, способствуют гармоничному развитию, дисциплинируют детей, дают возможность общения в коллективе, приобщают к здоровому образу жизни; познаёт себя приобретает опыт деятельности
9 Направленности дополнительного образования учебного года Художественно-эстетическая Культурологическая Физкультурно-спортивная Научно-техническая Эколого-биологическая Всего направленностей: 5 Количество кружков и секций: 16 Учебный план включал в себя 63 часа.
10 Направленности дополнительного образования учебного года 1. Художественно-эстетическая 2. Культурологическая 3.Социально - педагогическая 4. Эколого-биологическая 5. Физкультурно-спортивная 6. Научно-техническая 7. Естественно – научная 8. Социально-экономическая Всего направленностей: 8 Количество кружков и секций 45 Учебный план включает в себя 160 часов.
11 2) Целесообразность сотрудничества общего и дополнительного образования. Благодаря наличию блока дополнительного образования удаётся осуществить 3 исключительно важные функции: создавать культурную эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха», способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности, выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.
12 Объединение возможностей и потенциалов общего и дополнительного образования помогает решить 5 основных стратегических задач современного образования: обеспечить непрерывность образования; развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно- ориентированного образования; осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка; проводить профориентацию; развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка и учителя.
13 Проблемы, решаемые благодаря включению блока дополнительного образования в систему деятельности учебно-воспитательного комплекса Проблема занятости детей в пространстве свободного времени. Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение навыками учебной деятельности. Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении. Формирование навыков общения со сверстниками, со старшим и младшим. Формирование ответственности. Развитие познавательной активности. Компенсация дефицита игровой деятельности. Психокоррекционная работа и личностный рост.
14 3) Условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования «Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя» Дистервег Как вы считаете, применима ли эта фраза к системе дополнительного образования ? Какими реальными человеческими ценностями должен оперировать педагог дополнительного образования?
15 3) Условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования 1. В системе дополнительного образования должны работать профессионалы. 1.1.Педагог-эксперт, мастер, маэстро. (Педагогическое мастерство) 1.2.Личностные качества педагога: аттракция(социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности), эмпатия ( способность сопереживать) 2. Взаимосвязь, взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей. 3. Наличие и развитие методической базы дополнительного образования. 4. Занятия должны проводиться в специально организованном пространстве: соответствующее помещение, оборудование. 5. Поощрять детей и педагогов морально (через прессу) и материально: дети должны осознавать и ощущать значимость своего труда, что их труд, их победы, достижения нужны окружающим людям и обществу в целом.
16 «Каким вы видите взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей?» Выберите из предложенного списка специалистов, обеспечивающих развитие дополнительного образования детей. 100 % - педагогов ДО 75 % - заместителя директора по ДО 50 % - классных руководителей 44% - библиотекаря 44% - учителя-предметника 31% - старшего вожатого 25 – педагога-психолога 25% -социального педагога
17 Методические рекомендации по развитию дополнительного образованию детей в общеобразовательных учреждениях полный список педагогов общеобразовательного учреждения, обеспечивающих развитие дополнительного образования детей. Заместитель директора по дополнительному образованию. (Эта должность появилась недавно, есть пока не во всех школах, но с развитием системы дополнительного образования детей нужда в таком специалисте будет ощущаться всё острее) Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в разные виды деятельности. Классный руководитель призван внести большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят. Он имеет возможность хорошо изучить их интересы, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребёнку в становлении личности. Старший вожатый находит помощников в организации социально значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются прежде всего члены кружков, объединений. С помощью педагога ДО легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами. Психолог может сыграть особую роль в развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Социальный педагог решает задачи по социальной защите детей, внимательно изучает условия их жизни, которые зачастую препятствуют развитию их творческих способностей. Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. Школьный библиотекарь призван оказать значительную помощь педагогам ДО и их воспитанникам, подбирая наиболее интересную методическую, научно-популярную, художественную литературу.
18 4) Особенности управления блоком ДО 3 фактора развития в системе управления блоком ДО: Руководители – творческие личности, реализованные в художественном творчестве Гуманистический подход руководителей к педагогам ДО: безусловное положительное принятие личности и поддержка Сопереживание достижениям – победа конкретного коллектива всегда воспринимается и представляется как победа всей школы.
19 5) Перспективы развития системы дополнительного образования 1. Развитие содержания ДО Стремление к созданию целостной системы, в которой работа кружков, секций, факультативов подчинялись бы определённой идее, ориентировались на конкретную цель. 2. Развитие методов и средств ДО. Успех ДО в школе во многом зависит от умения руководства использовать имеющиеся резервы. 3. Развитие форм организации ДО. Наиболее перспективной и интересной формой в настоящее время является клуб.
21 РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА ШКОЛЫ 887 от Считать систему работы дополнительного образования ГОУ СОШ 887 удовлетворительной. 2. Способствовать дальнейшему эффективному развитию системы дополнительного образования в школе. 3. Работать над созданием единой системы общего и дополнительного образования с целью всестороннего развития личности ребёнка. 4. Содействовать росту качества дополнительного образования в школе путём повышения профессионализма работников дополнительного образования
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.