Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемMila Bach
1 Развитие интеллектуальных умений в учебном процессе Слуднова Н.В. Педагог-психолог
2 Феноменология трудностей в обучении ФЕНОМЕНОЛОГИЯВОЗМОЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ В письменных работах пропускает буквы 1.Низкий уровень развития фонематического слуха 2.Слабая концентрация внимания 3.Несформированность приемов самоконтроля и др. Неразвитость орфографической зоркости 1.Низкий уровень развития произвольности 2.Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 3.Низкий уровень объема и распределения внимания 4.Низкий уровень развития кратковременной памяти и др. Невнимателен и рассеян 1.Низкий уровень развития произвольности 2.Низкий уровень объема внимания 3.Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 4.Преобладающая мотивация учения игровая и др. Трудно понимает объяснение с первого раза 1.Несформированность приемов учебной деятельности 2.Слабая концентрация внимания 3.Низкий уровень развития восприятия 4.Низкий уровень развития произвольности 5.Низкий уровень развития общего интеллекта и др. Постоянная грязь в тетради 1.Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук 2.Несформированность приемов учебной деятельности 3.Недостаточный объем внимания 4.Низкий уровень развития кратковременной памяти и др.
3 Восприятие и внимание Восприятие – основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления. Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием. !!! Установлена положительная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключение, объем, распределение) и успехами в учебе.
4 ИЛЛЮЗИИ это ошибки в зрительном восприятии. неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта.
5 Молодая девушка или лицо старухи?
6 А здесь лицо видите? А его нет. Только лошади, птица и пейзаж.
7 Что вы видите? Эскимоса или лицо индейца?
8 Старик или мексиканец ?
9 Большое лицо Иисуса видите?
10 Сколько лиц на картинке?
11 Видите льва? А его нет, на фотографии только зебры.
12 Найдите младенца!
13 Видите волков?
14 Где музыканты?
15 Упражнения для тренировки и развития восприятия и внимания Матрицы
16 Упражнения для тренировки и развития восприятия и внимания Матрицы
17 Упражнения для тренировки и развития восприятия и внимания Матрицы
18 Упражнения для тренировки и развития восприятия и внимания Матрицы
19 Упражнения для тренировки и развития восприятия и внимания Корректурная проба (устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение внимания)
20 Упражнения для тренировки и развития восприятия и внимания Корректурная проба (20 строк по 40 букв) Для диагностики: в бланках надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «р» и «с». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученики должны поставить вертикальную черту у той буквы, у которой их застиг сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты. Работоспособность учащихся можно определить по формуле Q=S2/m, где S – количество строк, производительность, m – количество допущенных ошибок. Чем больше S и меньше m, тем более устойчивым и сосредоточенным будет внимание. Для изучения переключения внимания используем ту же корректурную пробу, но с иным заданием: на двух строчках вычеркнуть «в» и «н», а на третьей – «к» и «д», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «н» и на одной строчке «к» и «д». Оценка результата: C= A/Bх100%, где С – процент ошибок, вызванных переключением внимания. А – количество строк неверно обработанных. В – общее количество просмотренных строк.
21 Упражнения для тренировки и развития восприятия и внимания
23 Методика Мюнстерберга (избирательность внимания) Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Время работы – 2 минуты. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неверно выделенные слова) НАПРИМЕР: 1.бсолнцевтргщотсэрайонгучновостьъхэьгчафактьуэкзаменротрочпргщпр 2.апрприставкаолгеепредлогавпротосуффиксолдзапятаяпроодвоеточиеол 3.логнпериметрывуцсравенствоьбддлсумманрпзхждывмножительпнекрл
24 Игра «Печатная машинка» Между детьми распределяются буквы алфавита. Если участников много, то на каждого может приходиться не по одной букве. Далее педагог диктует какую-либо фразу, слово, а учащиеся должны ее напечатать (прохлопать) П, К, И, Н, В, Е, Л, Й, С, А, Т, Ь, Р, О, У, Ш
25 Мышление Мышление – познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения. Операции мышления: 1.Анализ 2.Синтез 3.Сравнение 4.Абстрагирование 5.Обобщение 6.Конкретизация 7.Классификация
26 Упражнения для тренировки и развития операций мышления Классификация Вам даны группы слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите лишнее слово 1.Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень 2.Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг 3.Дождь, снег, осадки, иней, град 4.Запятая, точка, двоеточие, союз, тире 5.Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
27 Упражнения для тренировки и развития операций мышления Классификация + Помехоустойчивость Вам даны группы словосочетаний. Три из них объединены общим признаком. Четвертое словосочетание к ним не относится. Найдите лишнее словосочетание
28 Упражнения для тренировки и развития операций мышления Классификация графических образов
29 Упражнения для тренировки и развития операций мышления Способность к анализу и синтезу Способность к анализу можно выявить следующим образом: 1.Анализ слова по составу 2.Анализ предложения по членам предложения 3.Анализ условии задачи на известные и неизвестные элементы 4.Тест «Анаграмма»
30 Упражнения для тренировки и развития операций мышления АНАГРАММЫ Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа и синтеза 1. В Ц Т Е К О Л К Б У И Н А К А И Г Ф Р У 2. Л И П А + Н О Т А Д О + К Р О Л И К Ж А Р + П И 3. ТЕКСТЫ-АНАГРАММЫ 4. ТЕКСТЫ С ПРОПУСКАМИ
31 Упражнения для тренировки и развития операций мышления ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ
32 Упражнения для тренировки и развития операций мышления СКРЫТЫЕ ФИГУРЫ
33 Упражнения для тренировки и развития операций мышления АНАЛОГИИ Цель: выявление у учащихся умения определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями Отношения между понятиями (словами) синонимы (равнозначные): холод-мороз огонь-пламя локоны-кудри антонимы (противоположные): чёрный-белый потолок-пол холодно-жарко вид-род (слово-категория): берёза-дерево стул-мебель физика-наука часть-целое: плавник-рыба ветка-дерево лист-книга причина-следствие: тренировка-сила лень-слабый испуг-бегство последовательность (цепочка): вторник-среда буква-слово функциональные (деловые): учитель-ученик игла-ткань повар-кухня доктор-лечить вид-вид (рядоположность): ромашка-роза тополь-берёза А-Г
34 Упражнения для тренировки и развития операций мышления ШЕСТИКЛЕТОЧНЫЕ ЛОГИКОНЫ Сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логическую связь. Заполните пустую клетку. НАПРИМЕР: белыйноссел пс? ?
35 Упражнения для тренировки и развития операций мышления СИЛЛОГИЗМЫ (УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ) 1. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» сочинение Пушкина. Следовательно, _____________________________________________. 2. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, _______________________________________________. 3. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. ________________________________________________________ Следовательно, Марс вращается вокруг Солнца
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.