Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗахар Царев
2 1. Характер и особенности развития культуры Древней Руси 2. Культура материального производства 3. Архитектура Древнерусских городов 4. Культовое зодчество и живопись 5. Живопись 6. Развитие письменности 7. Начало летописания 8. Древнерусская литература
3 Истоки культуры древнерусского общества в индоевропейском единстве. Расселившись по восточной Европе славяне имели множество контактов на перекрёстке цивилизаций. Торговля и обмен, военные столкновения и выплата дани способствовало развитию культурных обменов с соседями, с местными народами балтскими, финно - угорскими, частично ираноязычными и тюркскими. Образование Древнерусского государства дало импульс развитию культуры восточных славян, формированию их этнической общности, границ этнической территории, культурному взаимодействию и консолидации. Культура Древней Руси Взаимодействие с другими народами Образование Древнерусского государства
4 У славян несколько веков формировалась своя система верований своеобразных религиозных представлений, комплекса магических ритуалов, праздников, приуроченных к циклу хозяйственных работ. Это обусловило глубокое проникновение языческих представлений и обрядности в повседневную жизнь. Воля верховного правителя не могла в одночасье заставить людей поменять свои религиозные представления. Русь довольно быстро стала христианским государством благодаря определенному копромису между христианством и язычеством, когда функции прежних богов были переданы христианским святым, а церковные праздники приурочили к традиционным. Язычество Христианство Ускоренный темп христианизации
5 Важнейшим следствием принятия христианства в Древнерусском государстве стало его вхождение в круг европейских государств. Выбор религии оказался связанным и с выбором политической ориентации. Значительными были последствия этого шага и для культурного развития Руси. Через византийскую культуру Русь получила возможность в опосредованной форме ознакомиться с традициями античной культуры. Христианство дало мощный импульс культурному развитию Руси.
6 Сельское хозяйство восточных славян относилось к числу наименее подверженных переменам сфере деятельности. Аграрная культура была крайне примитивной и на протяжении нескольких столетий не претерпела изменений. Характерные особенности труда земледельцев : высокие темпы работ, крайнее напряжение сил, удлинение рабочего дня, использование детского труда и труда стариков.
7 Мастера по дереву Ювелирное Кузнечное Городское ремесло Костяное Гончарное Ювелирное Кузнечное Городское ремесло Гончарное
8 В развитии древнерусского ремесла выделяют два основных этапа : I. До х гг. XII в. преобладало производство изделий на заказ, рынок свободного сбыта был ограничен, основными потребителями качественной продукции являлись близкие к князю люди, верхи древнерусского общества. II. Ассортимент продукции расширился и упростились технологические операции, появилось серийное производство с набором стандартов изделий. В это время произошла специализация и резкий подъем мелкотоварного производства. Ремесленная продукция стала ориентироваться на сбыт не только в городе, но и в сельской местности. И для первого, и для второго этапов характерно развитие как вотчинного ( в княжеских замках и боярских усадьбах ), так и свободного ремесла. Но наиболее широко мастерские в боярских усадьбах представлены на втором этапе.
9 Неповторимый облик древнерусским городам придавали деревянные строения срубной конструкции. В летописях выражение « построить город » передавалось словами « срубить город ».
10 К концу XII в. на Руси насчитывалось от 224 до 238 городов ( без учета не упомянутых в летописях городских поселений, малых городов, погостов, феодальных замков ). Ко времени монгольского нашествия уже было около 300 городов. Города ставились обычно с учетом оборонительных возможностей – на холме, на крутом берегу реки. С развитием ремесла и торговли город со временем спускался с « горы » в « подол », и укрепленный город - детинец обрастал незащищенным окольным городом, посадом.
11 Одним из крупнейших городов Европы того времени является Киев. Он был политическим и культурным центром Древней Руси. Титмар Мерзебургский в начале XI в. насчитал в Киеве до 400 церквей и восемь рынков. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в результате опустошительного пожара 1124 г. в Киеве « церквий единех изгоре близь 6 сот ».
12 Первые церкви на Руси за редким исключением были деревянными, и они не сохранились. Культовая деревянная архитектура была самобытной, на нее оказывали воздействие и народные традиции, и каменное византийское зодчество. В XIXII вв. строились ярусные шатровые храмы с теремцами наверху, т. н. « храмы о двадцати стенах », на основе которых позднее возникли трехшатровые и пятишатровые храмы. Возможно, некоторые деревянные храмы извне были раскрашены и расписаны. К числу наиболее ранних из известных каменных ( из уплощенного кирпича плинфы ) культовых построек на Руси относится церковь Богородицы, обычно называемая Десятинной, построенная в Киеве в гг. артелью византийских мастеров ( разрушена монголами в 1240 г.).
13 Изобразительное искусство Древней Руси нашло отражение, главным образом, в украшении храмов. Каждый храм был обязательно украшен фресками и иконами, а самые богатые храмы имели и мозаику. При монастырях, княжеских и боярских дворах существовали мастерские, где для заказчиков рисовали и богато украшали разнообразные иконы. Техника и манера письма были перенесены на Русь из Византии.
14 Развитию письменности на Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки в виде пряслиц с надписями, гребней, глиняных кувшинах и т. д. Самым важным является договор между Русью и Византией 911 г., который был написан на двух языках греческом и славянском. О развитии письменности свидетельствуют берестяные грамоты. До нас дошли книги того времени, они сохранились благодаря материалу из которого они делались - пергамент.
15 Начало летописания связывается с « Повестью временных лет » сводом, присутствующим в начале большинства сохранившихся списков. « Повесть временных лет », время создания которой относится к началу второго десятилетия XII в., является незаменимым источником по истории восточных славян. Она не была первым летописным сводом : предполагают существование более раннего летописного свода, который называют Начальным сводом с вероятной его датировкой 1095 г. Уже давно высказано предположение ( А. А. Шахматов ), что в его основе лежала какая - то летопись, составленная еще в 1037 г. ( Древнейший свод ). Наряду с киевским летописанием рано возникло и новгородское летописание. Одним из источников Начального свода 1095 г. был новгородский летописный свод 1050 г., что связано со строительством в Новгороде Софийского собора.
16 Первоначально образцами для развития собственной литературы служили переводные произведения религиозного содержания. Зарождение восточнославянской ( древнерусской ) литературы относится к XI в. Наряду с летописями появилась агиографическая литература жития святых. Среди авторов первых « житий » почитаемых на Руси святых прежде всего отмечен Нестор автор « Повести временных лет ». Нестору принадлежит обширное, полное реалистических зарисовок из повседневной жизни монахов, простых людей и князей « Житие » основателя Киево - Печерского монастыря Феодосия. Им же было написано одно их первых « житий » святых Бориса и Глеба. Проявление интереса к жизни собственных, а не византийских святых, свидетельствовало о росте этнического самосознания.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.