Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Трефолев
1 Поэзия Серебряного века. Поэтическая школа символизма Учитель русского языка и литературы Агеева Н.А.
2 План Атмосфера конца XIX начала XX века Декадентство и модернизм История становления русского модернизма Философские основы символизма Поэтика символизма
3 Время с начала 1890-х по начало 1920-х годов И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Творчество писателей разных направлений, часто полемизирующих между собой, объединённых, тем не менее, духом времени, тяготением к поставленным новой эпохой проклятым вопросам. Работы русских религиозных философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Лев Шестова, Модернистские течения в живописи Музыка А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова Театральные искания и постановки В.Э. Мейерхольда, Оформительская деятельность Л.С. Бакста и А.Н. Бенуа
4 Оценки эпохи современниками «В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обострённое эстетическое сознание, пробудился интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.» Н.А. Бердяев
5 Оценки эпохи современниками «Время от 1907 до 1917 года было временем полного своеволия безответственной мысли, полной «свободы творчества» русских литераторов. В общем десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени самого позорного и бесстыдного десятилетия в истории русской интеллигенции» А.М. Горький
6 Рожденные в года глухие, Пути не помнят своего. Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть. Есть немота – то гул набата Заставил заградить уста. В сердцах, восторженных когда-то, Есть роковая пустота. И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, - Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие Твоё!
7 ДЕКАДЕНТСТВО от французского decadence - упадок Философия Ф.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Ф.Ницше Принцип всеобщей относительности: веры и неверия, добра и зла, высокой любви и физических наслаждений. Неколебимой истине Не верю я давно, И все моря, все пристани Люблю, люблю равно. Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа, и Дьявола Хочу прославить я...
8 МОДЕРНИЗМ от французского «modern» – новый МОДЕРНИЗМ – от французского «modern» – новый Передо мною мир стоит Мифологической проблемой: Мне Менделеев говорит Периодической системой; Соединяет разум мой Законы Бойля, Ван-дер-Вальса Со снами веющего вальса… Убеждение, что искусство нужно строить на новых принципах, искать новые пути. Ориентация на городскую, урбанистическую культуру использование в творчестве принципы современной науки (теорию относительности А.Эйнштейна, психоанализа З.Фрейда), Уверенность в исчерпанности рационалистического подхода к действительности Воспевание иррациональность бытия, бездны сознания, стихийный порыв.
9 АВАНГАРД – от латинского «avengers » передовой Понимание искусства уже не как художественную деятельность, а как непосредственное действие, прямой способ воздействия на публику, провокацию читателя-зрителя. В те времена происходили события более крупные: Игорь-Северянин провозгласил, что он «гений, упоённый своей победой», а футуристы разбили несколько графинов о головы публики первого ряда, особенно желающей быть «эпатированной» А. Блок
10 Поэтические школы модернизма Символизм Акмеизм 1910 Футуризм Имажинизм
11 Символизм 1892 – Д. Мережковский прочитал лекцию о творчестве французских символистов – 1895 – сборник « Русские символисты» 1900 – выделяется группа младосимволистов 1910 – кризис символизма
12 Корни символизма Французский символизм (П. Верлен,А Рембо, С. Малларме) Идеалистическая философия, начиная с Канта, Шопенгауера и заканчивая Ницше, В. Соловьёвым.
13 Географические центры Москва (ограничивался рамками собственно литературы ) Петербург (воспринимался как система мировоззренческих понятий) По времени Старшие символисты – (В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус,Ф. Сологуб) Младосимволисты – (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов). Издательство – «Скорпион» Альманах «Золотое руно» Журналы – « Весы», «Северные цветы
14 Искусство – выше познания Познать можно лишь низшие формы жизни, высшие же - неподвластны рациональному познанию. Творчество – подсознательное, интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику- творцу. Главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов – символ.
15 Символ Символ – художественный образ в основе, которого лежит метафора, точнее ряд метафор, связанных друг с другом. Символ «Символ – окно в бесконечность» Ф Сологуб Недосказанность, утаенность смысла Расчет на читателя творца, соавтора Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своих значениях В. Иванов
16 Главная задача поэта-символиста пробуждение мыслей и чувства читателя, его скрытых возможностей, обострение и уточнение его восприятия. Для этого максимально используются ассоциативные связи, мотивы и образы культур прошлого. Музыка – универсальная метафизическая сила, воплощающая стихию «чистого движения», первооснова всякого творчества. Она дает максимальную свободу самовыражения творцу и максимальную свободу восприятия слушателю. Поэтому символисты максимально используют словесно-музыкальную фактуру стиха, звуковые и ритмические возможности стиха.
17 И в час на огненном закате Меж гор предвечных видел ты, Как дух величий и проклятий Упал в провалы с высоты. И там, в торжественной пустыне, Лишь ты постигнул до конца Простертых крыльев блеск павлиний И скорбь эдемского лица В. Брюсов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.