Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюбовь Карпунина
1 Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов Д.э.н., профессор Г.В. Широкова 1
2 Что такое GUESSS GUESSS - это «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» GUESSS – это международный исследовательский проект, направленный на изучение взглядов студентов на предпринимательскую деятельность, их будущих планов и намерений Особый фокус: роль вузов, их предложений и программ в данном контексте Исследование проводится раз в два года. Предыдущие волны опроса: 2003, 2004, 2006, 2008, 2011 (панельное исследование) Участники 2011: 26 стран, 500 университетов, студентов Участники 2013: 34 страны (данные на июнь 2013) Сбор данных осуществляется путем заполнения студентами анкеты в режиме онлайн, участие могут принимать студенты любых специальностей, конфиденциальность данных гарантируется По результатам анализа данных формируются национальные и международные отчеты, проводятся исследования, публикуются научные публикации 2
3 GUESSS в России В России проект реализуется Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (НАОП) совместно с Высшей школой менеджмента СПбГУ при поддержке Центра предпринимательства и Благотворительного фонда развития ВШМ СПбГУ. Руководителем проекта GUESSS Россия является директор Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента СПбГУ, д.э.н., профессор Галина Викторовна Широкова В 2013 г. в проекте GUESSS принимают участие 35 университетов из более чем 20 городов России 3
4 Цели исследования Лонгитюдное исследование и анализ предпринимательских намерений студентов и их деятельности в сфере предпринимательства с проведением межстранового и временного сопоставления данных. –1) процесс создания нового предприятия (предпринимательские намерения); –2) университетские факторы содействия развитию предпринимательства; –3) индивидуальные характеристики студентов. 4
5 Национальный контекст исследования – предпринимательство в России На малых и средних предприятиях задействованы не более 15% экономически активного населения Малые и средние предприятия в России создают от 11% до 15% ВВП (для сравнения, в США – более 50%, а в Китае 65%) Индекс ранней предпринимательской активности в России в 2012 г. – 4,0 (Глобальный мониторинг предпринимательства, 2012) Ранние предприниматели – студенты – 1,0 5
6 Национальный контекст исследования – высшее образование в России Численность студентов в нашей стране самая высокая в мире: в 2010 г. она составила 5848,7 тыс. человек. На 10 тыс. человек населения в 2010 г. насчитывалось 522 студента 33% выпускников российских вузов работают не по специальности (ВЦИОМ, 2010) 6
7 Национальный контекст исследования – образование предпринимательству I уровень: полное отсутствие курсов по предпринимательству, либо наличие курсов по бизнес-планированию, управлению рисками, маркетингу II уровень: наличие в университетах курсов по предпринимательству, инновационному менеджменту, управлению малыми инновационными предприятиями, предпринимательству в определенных отраслях, управлению ресурсами и рисками в предпринимательстве III уровень: наличие в структуре вузов обособленных подразделений, имеющих непосредственное отношение к предпринимательству, проводятся различные мероприятия, связанные с предпринимательством и его развитием, программы MBA по предпринимательству IV уровень: группа высших учебных заведений, имеющих завершенную, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства (Центры предпринимательства, бизнес- инкубаторы и ит.д.) 7
8 Выборка исследования 23 высших учебных заведения России Из 8480 студентов ответили 2882 человека, что составляет 33,9% респондентов. Подавляющая часть опрошенных студенты бакалавриата/специалитета (89,1%) –8,7% ответивших учатся в магистратуре, –1,6% аспиранты, –0,6% студенты иных программ. Средний возраст респондентов в России составляет 21 год (в международном масштабе - 25). 63,9% принявших участие в опросе женщины 62,5% студентов изучают экономику и бизнес Естественные науки изучает 18% опрошенных Гуманитарные науки 7,5% Другие науки – 12% 8
9 Предпринимательские намерения студентов РоссияМеждународная выборка Варианты ответа Сразу после окончания вуза, % Спустя пять лет после окончания вуза, % Сразу после окончания вуза, % Спустя пять лет после окончания вуза, % Наемный работник 66,628,667,838,2 Учредитель 11,747,111,034,4 Преемник 5,97,23,98,9 Другое 15,917,017,318,6 9
10 Предпринимательские намерения студентов 10
11 Предпринимательские действия cтудентов 51,3% студентов подчеркнули, что они являются потенциальными предпринимателями 1,6% (45 человек) являются активными предпринимателями 11
12 Происхождение бизнес-идеи и потенциальных партнеров Источники идей: хобби или увлечения – 21%, обучение в вузе – 18,1%, собственная идея или однокурсников – 18,1% Партнеры: без партнеров – 27%, 1 или 2 партнера – 66% Вуз, друзья вне вуза, родственники или семья Международная выборка практически полностью повторяет российскую 12
13 Источники финансирования будущего бизнеса 13
14 Активные предприниматели среди студентов Мужчины (71,1 и 68,8%, соответственно, для России и международной выборки) 71,1% активных предпринимателей в России младше 25 лет, по сравнению с их 30% й долей в мире В России бизнес создается с тремя партнерами, а по миру в среднем с двумя Среднее количество сотрудников в российской фирме составляет 6, в международной выборке 3 человека. Объем продаж за прошедший год составил в среднем евро в России и евро в мире. Большая часть созданных активными предпринимателями-студентами компаний были открыты на собственные средства: 57,7% 14
15 Семейный бизнес 15
16 Барьеры в процессе основания фирм студентами 16
17 Факторы содействия предпринимательству в вузах 17
18 Факторы содействия предпринимательству в вузах 18
19 Факторы содействия предпринимательству в вузах 19
20 Анализ результатов Средний возраст ниже, чем в мировой выборке; преобладание экономических специальностей Сначала – опыт работы, затем – свое дело Предпринимательство – независимость и престиж Есть конкретные мысли и план действий, однако реализация хромает из-за непреодолимых барьеров Преобладание неспециализированных отраслей (очевидно, там легче начать свое дело, в то числе и с финансовой точки зрения) Собственные средства, средства друзей и семьи как источник финансирования; студенты не хотят обращаться за кредитами, другие серьезные возможности привлечения средств отсутствуют 20
21 Анализ результатов Студенческие фирмы в РФ более результативны, чем в среднем по миру Преемниками может стать лишь небольшой процент, из них чуть больше трети хотят ими стать, и чуть больше 1% стали Из барьеров наиболее значимы финансовые барьеры, индивидуальные барьеры менее значимы, хотя тоже присутствуют В вузах менее всего присутствует инфраструктурная поддержка предпринимателям в форме встреч с предпринимателями, программы коучинга, площадки для встречи с инвесторами, тогда как это – самое важное с точки зрения студентов 21
22 Анализ результатов Неожиданная удовлетворенность предложениями в области предпринимательства Большинство студентов развили свои способности и развивали свои идеи в рамках учебных занятий. Это говорит о том, что необходимо развивать имеющийся комплекс обучения предпринимательству Слабый качественный уровень предлагаемых курсов, недостаточная институциональная поддержка предпринимательства и невысокий уровень развития инфраструктуры обучения и помощи предпринимательству Российские студенты являются весьма предпринимательски настроенными, имеют богатый предпринимательский потенциал, способны к созданию и развитию бизнес-идей 22
23 Спасибо за внимание! 23
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.