Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗинаида Стрелавина
1 Проблема измерения в социологии Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013
2 Что измерять и как измерять? СвойствоОписать ИндикаторПосчитать ПризнакКлассифицировать Переменная(«закодировать») ….Сравнить Зачем измерять (изучать)? (цель) Процедура операционализации = совокупность инструкций для осуществления действий следователя по установлению значения переменной
3 Модели изучения свойств (пример «Материальная обеспеченность студенческой семьи») Один индикатор: «Отметьте, пожалуйста, одно из суждений, которое лучше всего характеризует материальное положение вашей семьи: 1. 1.Приходится отказывать себе во всем. Денег не хватает на самое необходимое На ежедневные расходы нам денег хватает, но уже покупка одежды представляет трудность Нам в основном хватает денег, мы даже откладываем их для покупки вещей длительного пользования Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей.» Сложная модель (факторная) – система вопросов: 1. Денежный доход 2. Материальный достаток (неденежный): 1.1. Стипендия 1.2. Помощь родителей, родственников 1.3. Постоянный заработок 1.4. Временные заработки 2.1. Имущество семьи (квартира, машина…) 2.2. Качество имущества
4 Качественные параметры измерения Свойства объекта (переменные) измеряются «линейками» (шкалами). Измерительный инструмент конструируется в ходе исследования и может быть разным по качеству требования: Релевантности Надежности Точности Устойчивости Валидности
5 Релевантность = обоснованность применимости измерителя к измеряемому признаку Ошибки релевантности = ошибки обоснованности (В.А.Ядов), квазипогрешности согласования (Б.З.Докторов) (измерительная модель должна адекватно отражать изучаемый феномен) Нерелевантность – отличная стрельба по неверно заданной мишени Как измерять «продолжительность просмотра телепередач», «политическую активность», «уровень доверия», «отношение к диспансеризации» ?...
6 Надежность = вероятность отклонения приписываемого объекту значения от его истинной характеристики = правильность + точность +устойчивость + валидность 3 техники оценивания надежности инструментария (косвенного): «Тест-ретест» Параллельные измерения Деление шкалы
7 Правильность, точность, устойчивость Правильность – инструмент не создает систематических ошибок (погрешностей): несбалансированность шкалы, неверное понимание вопросов, влияние интервьюера… Точность измерения – количество градаций переменной (м.б. изменено в зависимости от задач исследования). Чем больше градаций выше точность ниже надежность (возраст, время…: до 30, 31-60, 61 и старше…) Устойчивость – воспроизводимость результатов при многократных замерах (обратно пропорциональна точности): «эффект первого замера» (Г.И.Саганенко)
8 Валидность инструмента связана с отношением между измерительным инструментом и результатами измерения Предикативная валидность – корреляция между результатами измерения и внешними критериями (наиболее распространенный критерий валидности связан с методом «известной группы»: политический консерватизм и социальный статус) Конструктная валидность – связывает измерительный инструмент со структурой теории («конструирование» инструментария и самого признака на основе ряда признаков)
9 Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе и шкале (В.А.Ядов) - процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы… (Рабочая книга социолога) - отображение эмпирической системы в числовую систему, сохраняющую порядок отношений между объектами (1. оценивание, 2. приписывание) (Г.С.Батыгин)
10 Измерить… Совокупность объектов измерена, если каждому объекту поставлено в соответствие число и задана единица измерения В процессе измерения отношения между объектами измерения отображаются на отношения между числами: = или > или < насколько > / < во сколько > /
11 Шкалы: номинальная Если в процессе измерения отображается только / = номинальная шкала (шкала наименований, категориальная, ординарная) Пол (м / ж; код: 1, 2; а, б) Факультет (юр., экон, филол…; 1, 2, 3, …) Профессия (юрист, экономист, управленец…) Нет точки отсчета, нет единицы измерения, нет понятия расстояния между шкальными значениями (есть четкая вербальная интерпретация) Всегда есть возможность перейти к дихотомической шкале (теория гуманитарного измерения) МЖ
12 Шкалы: порядковая Шкала дает возможность сравнения – отражения отношений больше /меньше (порядковая, шкала порядков, ординальная…) Насколько вы удовлетворены учебой? Графическая интерпретация мах min удовл. М.б. в % …. лестница…. Полностью удовлетворен1519 Скорее удовлетворен, чем нет2418 И да, и нет3311 Скорее неудовлетворен425 Совершенно неудовлетворен512 Ранг, рейтинг баллы Вербальная интерпретация
13 Шкалы: метрическая Во сколько / насколько… больше /меньше (выполняются все правила для чисел) – метрическая, количественная, абсолютная шкала Сколько Вам лет ? Сколько времени вы тратите на подготовку к занятиям в среднем в день?
14 Домашнее задание Ядов В.А. Стратегия… Гл.3.1, 3.2 Придумать по 3 эмпирических индикатора на каждый тип шкалы (номинальная, порядковая, метрическая). Закодировать возможные варианты градаций несколькими способами (для номинальной, порядковой). Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.