Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнгелина Шушенцева
1 СТРАТЕГИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Шилко Роман Сергеевич Доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук
2 Традиции исследования познавательных процессов классическая психология сознания (изучение сознания методом интроспекции) бихевиоризм (изучение поведения путем регистрации объективных показателей) когнитивная психология (изучение познавательных процессов)
3 Две традиции изучения и понимания стратегий Традиция фундаментальных исследований: используется субъективный отчет для определения стратегии, которая связывается с механизмом изучаемого процесса Традиция прикладных исследований: используется субъективный отчет для определения стратегии, которая связывается с эффективностью деятельности
4 субъективный отчет испытуемого используемые испытуемым стратегии механизмы изучаемых процессов Фундаментальное исследование
5 используемые испытуемым стратегии эффективные способы выполнения деятельности Прикладное исследование субъективный отчет испытуемого
6 Общее определение и этимология стратегии Стратегия долгосрочный план действия, предназначенный для достижения определенной цели. Стратегия отличается от тактики или немедленных действий прежде всего заблаговременной подготовленностью, опосредствованностью и частой повторяемостью. Стратегии используются для более эффективного понимания и решения задач. Слово «стратегия» происходит от греческого слова stratēgos, которое в свою очередь возникло из двух слов: stratos (армия) and ago (лидерство). Словом Stratēgos обозначали военных командующих' в период расцвета афинской демократии.
7 проблема: различия в понимании термина «стратегия» разделяемое большинством исследователей определение: стратегия это направляемое целью когнитивное действие, используемое для улучшения деятельности Человек, использующий стратегии, справляется с ситуациями, прибегая к эффективным умственным действиям (mental operations), помогающим в достижении желаемой цели
8 большое разнообразие стратегий стратегии относятся к различным познавательным процессам примеры стратегий: организация процесса группового решения задачи повторение подлежащего запоминанию материала формулирование вопросов и поиск ответов на них во время чтения текста «Размытость» границ в определениях стратегий
9 Классификация стратегий (Singer, Dapeng, 1994) источник: внешне навязанная придуманная самим субъектом направление: на задачу на состояние субъекта цель: обучение выполнение задачи широта применения: общая специфическая (для определенной ситуации)
10 В исследованиях внимания стратегия определяется как способы управления собственным сознательным вниманием (1) при восприятии информации с определенного сенсорного входа или при поступлении ее из памяти и (2) при выполнении определенных операций с этой информацией; эти способы управления сознательно контролируются человеком (Posner, Snyder, 1975, p. 73)
11 Пример использования стратегий в исследованиях СДВиГ Изучалось развитие мнемической стратегии и спонтанное ее использование мальчиками 6-12 лет с СДВиГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). Знания в области метапамяти у мальчиков с СДВиГ и в контрольной группе обычных мальчиков выявлялись с помощью структурированного интервью и сравнивались. Использование категоризации оценивалось путем свободного воспроизведения списков слов, различающихся уровнем категоризации (акустические или семантические категории), а также упорядоченных по категориям или случайных. Результаты интервью не выявили различий между группами в развитии метапамяти. Анализ результатов свободного воспроизведения показал, что испытуемые с СДВиГ хуже справлялись с заданием, когда стратегия требовала больше усилия для реорганизации материала. (Sylvia L. Voelker; Ruth Anne Carter; Donna J. Sprague; Charles L. Gdowski; David Lachar)
12 В исследованиях памяти стратегия определяется как когнитивный процесс, который: 1) является сознательно контролируемым 2) требуют умственного усилия 3) определяется целью 4) предназначен для улучшения мнемической деятельности (Bjorklund, Douglas, 1997)
13 Пример использования стратегий в задаче на бегущий объем памяти В задаче на бегущий объем памяти список элементов завершает предъявляться в момент, который неизвестен испытуемому; задача испытуемого состоит в том, чтобы назвать последние элементы ряда после завершения его предъявления. Эта задача получает широкое распространение в последнее время в исследованиях. Выделено две стратегии выполнения задачи: 1) малоресурсная стратегия простого пассивного просматривания элементов до самого окончания предъявления ряда (элементы поступают в хранилище памяти); 2) высокоресурсная стратегия постоянного повторения элементов (обновления) во всё время предъявления (Michael Bunting; Nelson Cowan)
14 Многоплановый подход к изучению познавательных процессов со стороны сознания со стороны деятельности со стороны физиологических процессов
15 Можно ли «локализовать» стратегию? СТРАТЕГИЯ ДействиеОперация Сознание Неосознаваемое Опосредствованное Непосредственное … …
16 СТРАТЕГИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Шилко Роман Сергеевич Доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.