Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛиана Екимова
1 Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. ГИА-9 по литературе
2 1. Учащемуся необходимы теоретико - и историко - литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. 2. В основе экзаменационных заданий – анализ эпических, драматических фрагментов и стихотворных текстов. 3. Работа по литературе представляет собой три мини - сочинения и одно сочинение в объеме около 200 слов.
3 Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Выполняя первую часть работы, необходимо выбрать для анализа эпический фрагмент или стихотворный текст. Выполняя вторую часть – одну тему сочинения из четырех предложенных. Содержание и структура экзаменационной работы
4 Фрагмент эпического ( или драматического, или лироэпического ) произведения и текст стихотворения ( или басни ). Первые два задания (1.1.1–1.1.2 или 1.2.1–1.2.2) предполагают анализ приведенного текста ; результаты этого анализа оформляются в виде ответа в примерном объеме 3–5 предложений с опорой на текст. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) необходимо сопоставить данный текст с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем ответа – 5–8 предложений. Оценка зависит от того, насколько конкретно и убедительно был дан ответ. Часть 1
5 4 темы сочинений. Объем сочинения не менее 200 слов. Сочинения менее 150 слов не оцениваются. Первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы. Часть 2
6 Часть 1 Номер заданияТип задания Максимальный первичный балл ( или 1.2.1) Задание с развернутым ответом в объеме 3–5 предложений ( или 1.2.2) Задание с развернутым ответом в объеме 3–5 предложений ( или 1.2.3) Задание сопоставительного характера с развер нутым ответом в объеме 5–8 предложений 5 Часть или 2.2, или 2.3, или 2.4 Задание с развернутым ответом ( в объеме не менее 200 слов ) 12 Всего первичных баллов 23 Подведем итоги
7 воспринимать и анализировать художественный текст ; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного ; определять род и жанр литературного произведения ; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения ; давать характеристику героев ; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно - выразительных средств ; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев ; выявлять авторскую позицию ; выражать свое отношение к прочитанному ; владеть различными видами пересказа ; строить письменные высказывания в связи с изученным произведением ; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою ; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. На экзамене по литературе проверяются следующие умения
8 основные теоретико - литературные понятия ( Художественная литература как искусство слова ; художественный образ ; фольклор ; жанры фольклора ; литературные роды и жанры ); основные литературные направления ( классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм ); форма и содержание литературного произведения ( тема, идея, проблематика, сюжет, композиция ; стадии развития действия : экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог ; лирическое отступление ; конфликт ; система образов ; образ автора ; автор - повествователь ; литературный герой ; лирический герой ; язык художественного произведения ); изобразительно - выразительные средства в художественном произведении ( эпитет, метафора, сравнение ; гипербола ; аллегория ); проза и поэзия ; основы стихосложения ( стихотворный размер, ритм, рифма, строфа ). Знать
9 При проверке работы оценивают : дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию ; приведена ли аргументация сформулированных тезисов ; основаны ли аргументы на анализе текста ; нет ли подмены анализа пересказом ; есть ли фактические ошибки и неточности. Требуется построить ответ как текст - рассуждение, соблюдая его традиционную композицию : тезис ( прямой ответ на вопрос ) – доказательства ( суждения, основанные на анализе текста и понимании авторской позиции ) – вывод. Задания 1.1.1–1.1.2 и 1.2.1–1.2.2
10 предельно четко определяем проблему, которую предстоит решить, выполняя задание. выделяем ключевые слова в формулировке вопроса : В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня ? словарная работа переформулируем проблему для себя Что вызывает смущение, неловкость именно Татьяны Лариной и воспринимается ею как позор, когда она пишет письмо Онегину ? В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня ?
11 Во время подготовки к экзамену не ленитесь обращаться к словарям, уточняя толкования слов и понятий. При анализе формулировки проблемы обязательно привлекайте знания произведения в целом – без этого не может получиться глубокий и чёткий ответ. Написав ответ, проверьте : выделенные при анализе формулировки задания ключевые слова должны обязательно встретиться в вашем тексте. Простые правила
12 В те времена было не принято, чтобы дама писала мужчине письмо, а тем более признавалась ему в любви (« То воля неба : я твоя »). Ведь если бы свет узнал об этом ее поступке, то все бы отвернулись от нее, осуждали бы Татьяну, то есть это был бы « стыд ». (= позор ) Татьяне стыдно и перед самим Онегиным, потому что она была не уверена в его взаимности. Когда Татьяна писала Онегину, она надеялась на его благородство, на то, что все останется между ними. (« Стыдом и страхом замираю … Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю »). (= смущение ) Татьяне было бы стыдно перед родными и друзьями, если бы они узнали об этом. (= позор ) Скорее всего, чувство стыда, которое испытывала героиня, обуславливалось этикетом и моральными устоями общества, а также внутренним состоянием Татьяны. Работа 1
13 Татьяна стыдится того, что пишет письмо Онегину. Она ему пишет о своих чувствах. В XIX веке женщине было не принято признаваться мужчине в любви. Было не принято открывать свои чувства, писать письма чужому человеку. Онегин хоть и был возлюбленным Татьяны, но он не был ей ни мужем, никем, он был чужим. Но она не могла больше ждать. Она написала ему о том, как его любит. О том, что не может без него. Но тогда так не делалось. Этого она стыдится. Работа 2
14 1.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов Баллы а ) авторскую позицию ( при анализе стихотворений учитывает авторский замысел ), формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста ; фактические ошибки и неточности отсутствуют 2 б ) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не дает на него прямого ответа ; и ( или ) искажает позицию автора ( или при анализе стихотворений искажает авторский замысел ); и ( или ) ограничивается изложением своей точки зрения ; и ( или ) не все тезисы аргументирует ; и ( или ) отчасти подменяет анализ пересказом текста ; и ( или ) допускает 1–2 фактические ошибки 1 в ) экзаменуемый не справляется с заданием : не дает ответа на вопрос ; и ( или ) подменяет анализ пересказом текста ; и ( или ) допускает более 2- х фактических ошибок 0 2. Следование нормам речи а ) допущено не более 2- х речевых ошибок 1 б ) допущено более 2- х речевых ошибок 0 Максимальный балл 3 КРИТЕРИИ
15 Сопоставительный анализ Умение сопоставлять художественные произведения ( сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа, уметь строить сравнительную характеристику ) 2. Глубину приводимых суждений и убедительность аргументов ( дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию, сформулирована ли при необходимости собственная точка зрения, проведена ли аргументация тезисов, нет ли подмены анализа пересказом текста ; есть фактические ошибки и неточности ). Задания и 1.2.3
16 Проанализируйте последовательно первый и второй текст, результаты анализа оформите в таблице. Сопоставьте фрагменты рассказа Л. Н. Толстого « После бала » и повести И. С. Тургенева « Ася ». Чем различаются влюбленные герои ? Каким предстает герой в рассказе « После бала » Каким предстает герой в повести « Ася » Анализ : выделение значимых элементов текстаКомментарийАнализ : выделение значимых элементов текстаКомментарий Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое - то восторженно - нежное чувство … После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что - нибудь не испортило моего счастья. Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит : « Гордость ? да ?» и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. герой - рассказчик любовь к героине перерастает в любовь ко всему миру восторг ощущение счастья растет даже не может помыслить о плохом вспоминает возлюбленную Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу но и в небе не было покоя : испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось ; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды ; тревожное оживление мне чудилось повсюду и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня ; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и любит.. Нет ! во мне зажглась жажда счастья. Я еще не смел называть его по имени, но счастья, счастья до пресыщения вот чего хотел я, вот о чем томился... А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами. Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблен ли я в Асю, но я много размышлял о ней ; ее судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только со вчерашнего дня я узнал ее ; до тех пор она отворачивалась от меня. И вот, когда она раскрылась, наконец, передо мною, каким пленительным светом озарился ее образ, как он был нов для меня, какие тайные обаяния стыдливо в нем сквозили... герой - рассказчик любовь к героине сопровождается тревогой тревога ощущение тревоги растет нет восторга размышляет о возлюбленной В Ы В О Д:В Ы В О Д: Герой Толстого – восторженный молодой человек ( цитата ). Герою Тургенева беспредметный восторг чужд ( цитата ). Любовь для него сопровождается все возрастающим ощущением счастья ( цитата ). Любовь для героя Тургенева сопряжена с ощущением нарастающей тревоги ( цитата ). Герой Толстого – человек сердца. Простившись с Варенькой, он продолжает представлять ее ( цитата ). Герой Тургенева – человек рассудка. Он размышляет о своей возлюбленной и ее судьбе ( цитата ).
17 Оба эти письма пронизаны сильными чувствами, и на этом, мне кажется, их сходства заканчиваются. Письмо Татьяны – признание в любви, а Веры – « исповедь ». Татьяна пишет своему идеалу, почти незнакомому человеку, а Вера – человеку, о котором сумела многое узнать, много перенести вместе с ним (« Я проникла во все тайны души твоей »). Письмо Татьяны – спонтанное, непродуманное, страстное, можно даже сказать « крик души ». Письмо Веры, напротив, тщательно обдуманное, составленное по зрелым и трезвым размышлениям. Вере не приходится скрываться и полагаться на честь Печорина. Здесь нету того чувства стыда, о котором говорит Татьяна. Письмо Веры полно несбывшихся желаний, горечи о том что уже случилось и чего нельзя изменить. Письмо же Татьяны, полно пусть и не смелых, но надежд на счастливое будущее. Анализ этих двух писем позволяет нам лучше понять двух таких разных людей – импульсивную и увлекающуюся Татьяну и рассудительную и мудрую Веру. Работа 3
18 Экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа – говорит о различии в образах героинь, проявленном в их письмах ; умеет строить сравнительную характеристику -- не рассказывает сначала об одной героине, а затем о другой, а выделяет четыре параметра для сопоставления и « слоями » строит свой текст – 2 балла по первому критерию. Экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста ; фактические ошибки и неточности отсутствуют – 2 балла по второму критерию. КРИТЕРИИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.