Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлександр Спичаков
1 6. Введение в социальную философию 6.1. Человек в толпе: «я» и «мы» Сферы общественных отношений Современное общество – источник будущих конфликтов.
2 1.Что такое общество? Дайте сравнительную характеристику позиций К. Маркса, М. Бубера по этому вопросу. 2. Какое влияние оказывает коллективное бессознательное на менталитет общества? 3. Что, по мысли А. Смита, составляет фундамент социальных отношений в экономической сфере? 4. Какие условия необходимы для функционирования рыночных экономических отношений? 5. В чем суть проблемы превращения продукта труда в товар? По каким критериям определяется рыночная стоимость товара? 6. В чем суть трудовой теории стоимости товара? Какие экономические классы признавались эксплуататорскими в различные исторические эпохи и почему? 7. На основе концепций М. Кастельса и Ж. Бодрийяра дайте пояснение понятиям «информационная теория стоимости» и «эксплуатация потребительских стремлений». 8. В чем состоят главные положения представлений о государстве Платона и Аристотеля. Дайте их сравнительную характеристику. 9. В чем суть идеи общественного договора? Ответьте на вопрос, опираясь на концепции Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. 10. Назовите главные характеристики правового государства, согласно взглядам Д. Локка и Ш. Монтескье. Обоснуйте роль гражданского общества в построении правового государства. 11. Чем, в трактовке Д. Белла, характеризуется современной постиндустриальное общество? 12. Что означает термин Э. Тоффлера «шок будущего»? Чем характеризуется футурошок, и какими стратегиями адаптации к новизне и быстротечности жизни пользуется современный человек? В чем Э. Тоффлер видит выход из кризиса? 13. Чем характеризуется глобализация как духовное состояние и образ жизни современного общества?
4 Рубенс. Венера перед зеркалом (1615) Магритт. Запретное воспроизведение (1937)
5 Общество не представляет собой простую «сумму» индивидов; общество выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Именно эти отношения задают характер деятельности индивида, поэтому мы с полным правом можем сказать, что любая деятельность человека носит общественный характер. 1)я признаю, что другой является носителем тех же человеческих свойств, что и я; 2)другой и я представляем собой некое родовое, первичное единство – человечество. Таким образом, человек изначально – существо общественное. Маркс Бубер
6 Если материя определяет сознание, то, прежде всего, – в форме общественных отношений. Основу развития человечества составляют экономические процессы: они есть «базис» истории, а все прочие элементы общества (например, культура) – суть «идеологическая надстройка». Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание. Бессознательное в первую очередь коллективно и безлично, а уж затем субъективно и индивидуализировано. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. Юнг
7 Иерархия экономических отношений строится по большому счету на одном глобальном принципе – общественном разделении труда. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности (человечности), а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а только об их выгодах. Переход к частной собственности происходит на почве труда с введением денег Адам Смит
8 Теория трудовой стоимости имеет две стороны – экономическую и этическую. Ростовщичество справедливо ненавидят, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: цель денежных знаков – облегчить меновую торговлю, взимание же процентов ведет именно к росту денег. Поэтому этот род наживы состояния является противоестественным. Аристотель
9 Первоначальное отношение, соответственно которому труд производит богатство, перевертывается в новое отношение, согласно которому богатый живет не трудясь, так как его деньги производят и работают за него.
10 Потребительские стремления производят «машины желания», которые соблазняют, приносят наслаждения и даже эксплуатируют людские центры наслаждения. Ныне господствует новый стиль жизни – «жизнь взаймы». Основополагающая истина нынешнего строя: вещи предназначены вовсе не для того, чтобы ими владели и пользовались, но лишь для того чтобы их производили и покупали. Бодрийяр
11 Я делю формы государственного устройства на три «правильные» и три выродившиеся, признавая переход одних в другие: монархии – в тиранию; аристократии – в олигархию; народовластия (политии) – в демократию. Каков будет порядок правления, зависит от числа обладателей власти: одного – немногих – всех. Аристотель
12 «Однажды возмутились все органы тела, что все их старания и усилия идет на потребу желудку; а желудок, спокойно сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда органы, чтобы ни рука не подносила пищу ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Тут-то и открылось, что и желудок не нерадив, что не только он кормится, но и кормит, потому что от съеденной пищи возникает кровь, которой сильны мы и живы, а желудок равномерно по жилам отдает ее всем частям тела. Так сравнением уподобив мятежу частей тела возмущение плебеев против сенаторов, изменил он настроение людей». Тит Ливий. История Рима от основания города. Римский оратор
15 Постиндустриальное общество Добывающее (извлечение и использование природных ресурсов при минимальной обработке) Производящее (использование энергии и машинной технологии) Обрабатывающее ( обработка данных при помощи телекоммуникаций) Взаимодействие человека с дикой природой Взаимодействие человека с преобразованной природой Взаимодействие человека с человеком или игры между людьми
16 Постиндустриальное общество – массовое общество Массовая культура приобретает глобальный и тотальный характер. Если раньше массы просто игнорировались элитами, то современный мир заинтересован, чтобы в культуру, в общественную жизнь были втянуты как можно большее количество людей. Современный человек имеет дело с постоянно возрастающим потоком информации, что приводит общество к проблеме стандартизации, упорядочивания знания и потребления, к необходимости мобильного механизма трансляции информации – только массовая культура справится с этими задачами. В условиях «избытка информации» массовая культура выполняет роль семантического «гардероба», в котором каждый может подобрать свой код культурной идентификации.
17 Проблемой каждого человека является не проблема выживания в условиях жестокого режима и стандартизации, а проблема выживания в условиях полной свободы. – общество потребления и массмедиа; – общество всеобщего конформизма и компромисса; – жизненный стимул – профессиональный и финансовый успех; – фатализм. – отказ от самоограничения и тем более аскетизма; Тоффлер
18 Под глобализацией понимают процесс, отражающий развитие экономической и политической взаимозависимости стран и регионов мира, приводящий к необходимости создания единого мирового правового поля и мировых органов экономического и политического управления. Этапы модернизации 1 этап: промышленная модернизация. Переход от аграрного к промышленному хозяйству. Генезис: Английская промышленная революция XVII-XVIII вв. 2 этап: инновационно-технологическая модернизация. Автоматизация производства и системный менеджмент. Инновации имели главным образом военно-промышленную направленность. Генезис: Фордизм в США («наука-техника- технология»). 3 этап: информационная модернизация. Компьютеризация и виртуализация всех сфер деятельности человека и социума. Недостатки модернизации: - экономизм (экономические ростовые показатели рассматриваются в качестве критериев эффективности функционирования социума); - потребительство («раскручивание» потребностей как основной механизм экономического роста и социальной мобильности); - экофобность (биосфера рассматривается как основной источник ресурсопотребления).
19 Семинар: Ортега-и-Гассет Х. «Восстание масс» – 2 ч. Раздел I 1) В чем отличительные особенности массы и меньшинства? Раздел II 2) Какое влияние на массовизацию общественной жизни оказывает уровень благосостояния общества? Раздел IV 3) В чем выражается рост жизненной силы современного общества? Раздел V 4) Почему современного европейца Ортега называет «дикарем, внезапно забредшим в мир вековой цивилизации»? Раздел VI 5) В чем главные социально-психологические особенности массового человека? Раздел VII 6) Каких духовных, этических качеств нет у массового человека? Раздел VIII 7) Почему интеллектуальный и душевный «герметизм» толкает массы к варварству? Раздел XI 8) Чем подтверждается сравнение массового человека с избалованным ребенком? Раздел XIII 9) В чем опасность срастания массы с государством?
20 1. Найдите наиболее правильное определение общества. Общество – это: а) продукт договора между людьми о совместной деятельности; б) продукт взаимодействия людей в противостоянии их природе; в) совокупность отношений, вступая в которые люди производят материальные ценности; г) организация людей, основанная на совокупности исторически определенных общественных отношений; д) результат движения абсолютной идеи. 2. Государство, власть и властные отношения составляют ядро… а) семейно-бытовых отношений; б) экономической сферы; в) политической сферы; г) духовной сферы. 3. Кто из перечисленных ниже философов и социологов ввел в научный оборот термин «постиндустриальное общество»: а) К. Маркс и Ф. Энгельс; б) О. Конт и Г. Спенсер; в) О. Шпенглер; г) А. Тойнби; д) Д. Белл и Э. Тоффлер.
21 4. Источником всякого отчуждения, по Марксу, является: а) воля к власти; б) частная собственность на средства производства; в) превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние; г) перенос представлений о человеке во внеличную сферу, персонифицированную в Боге. 5. Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется: а) культурно-историческим типом; б) государством; в) формацией; г) цивилизацией. 6. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется: а) научной; б) биотехнологической; в) неолитической; г) промышленной.
22 7. В политической сфере процессы глобализации выражаются: а) в исчезновении противоречий между отдельными государствами; б) в росте числа национально-этнических конфликтов; в) в появлении новых демократических государств; г) в создании международных организаций и союзов. 8. Создателем учения об «идеальном государстве» был; а) Пифагор; б) Сократ; в) Аристотель; г) Платон. 9. Традиционное общество – это … общество: а) информационное; б) массовое; в) индустриальное; г) доиндустриальное.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.