Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоза Устимова
1 « Концепция расширения сферы услуг ФБУ ЦСМ » Казань, октября 2013 г. Система менеджмента инноваций
2 ЦСМ : виды деятельности Обеспечение единства измерений Испытание пищевой продукции Испытание промышленной продукции Метрологическое обеспечение Стандартизация Каталогизация продукции Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента Оценка компетентности лабораторий Обучение Содействие продвижению инновационных технологий, продукции, услуг, стандартов и систем менеджмента в области инноваций
3 Стандарты в области инновационного менеджмента Международная организация по стандартизации работает над объединением стандартов по системам менеджмента в единый стандарт. Системы менеджмента качества, экологического менеджмента, энергоменеджмента, менеджмента безопасности будут рассматриваться как элементы единой системы менеджмента. Стандарт ИСО по системам менеджмента инноваций еще не выпущен. В настоящее время действует ряд национальных стандартов (например, стандарт BS :2008 Guide to managing innovation). Европейский стандарт CEN/TS Innovation management system выпущен в 2013 году. В апреле 2013-го в рамках Международной организации по стандартизации (ISO) образован новый Технический комитет ISO/TC 279 «Innovation Process», который займется разработкой аналогичного стандарта ISO.
4 Подходы стандартов области инноваций Британский стандарт BS :2008 Guide to managing innovation представляет собой руководство, методический материал, помогающий понять, как инновационные решения разрабатываются и выводятся на рынок. Европейский стандарт UNE-CEN/TS :2013 Innovation management system представляет собой стандарт, устанавливающий требования к системе менеджмента инноваций.
5 Система менеджмента инноваций Инновация – внедрение нового или в значительной степени улучшенного продукта (товара, услуги) или процесса, или метода маркетинга (продвижения), или нового подхода в бизнесе, как в части внутренней среды организации, так и в части внешних коммуникаций. Система менеджмента инноваций – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации, необходимых для установления политики и целей в области инноваций и процессов, направленных на достижение этих целей. UNE-CEN/TS :2013 Инновационный процесс включает все научные, технологические, коммерческие или финансовые шаги, которые необходимо совершить для успешной разработки и маркетинга нового продукта, для коммерческого использования нового или улучшенного (технологического) процесса или оборудования. BS :2008
6 С истема менеджмента инноваций UNE-CEN/TS :2013
7 Элементы IMS / СМИ Идея (замысел) Инновационный процесс Инновационный результат Оценка Совершенствование PLAN DO CHECK ACT В дополнение к этому рассматриваются: Инновационная стратегия Факторы, способствующие созданию инноваций Инновационные методы
8 Степени / ступени новизны : от личности к миру (BS :2008)
9 Организационный контекст (I) Организация должны определить факторы внешней и внутренней среды, способствующие и препятствующие развитию инноваций. Анализ внешней среды: рыночные аспекты: потребители, конкуренты, партнеры, поставщики и пр.); технические аспекты: интеллектуальная собственность, стандарты, развитие науки, технологии; политические аспекты: законодательство, нормативные акты, взаимодействие с органами власти; экономические аспекты: макроэкономическая ситуация, источники финансирования, налоговые льготы; Социальные аспекты: демографическая ситуация, устойчивое развитие, мода, вкусы. Потребности и ожидания заинтересованных сторон должны рассматриваться как движущие силы инновационного процесса.
10 Организационный контекст (II) Анализ внутренней среды: практика менеджмента, использование стандартов в области менеджмента; корпоративная культура, сотрудничество и взаимная поддержка, готовность персонала, приверженность идее создания и распространения инноваций; существующие и необходимые компетенции персонала, технологические процессы, оборудование, инвестиции; используемая бизнес-модель, процессы, производимые продукты, оказываемые услуги, аспекты устойчивости организации; показатели результативности (включая достижения, проблемы, неудачи недавнего прошлого).
11 Видение и стратегия Высшее руководство должно сформулировать инновационное видение, представляющее собой заявление организации о том, чего она намеревается достичь в сфере инноваций. Видение должно: давать основное направление и содержать вызовы (слабо?), которые будут вдохновлять сотрудников и способствовать их приверженности идее инноваций; быть достаточно амбициозным и не ограничиваться сегодняшними возможностями организации; содержать целевой показатель (цель), в сравнении с которым можно оценивать успехи, достигаемые организацией. Для реализации видения должна быть разработана инновационная стратегия, представляющая собой общий план достижения поставленной цели. Стратегия должна быть разработана с учетом результатов анализа внешней и внутренней среды организации и выявленных потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (внешних и внутренних).
12 Лидерство и роль высшего руководства Высшее руководство организации должно демонстрировать лидерство и приверженность идее инноваций в целом и СМИ в частности: обеспечивать разработку видения, стратегии, политики, целей и задач СМИ и их соответствие основной стратегии организации; поддерживать организационную культуру, способствующую развитию инноваций; обеспечивать учет (рекомендаций СМИ в бизнес-процессах организации; обеспечивать необходимые для развития СМИ ресурсы (человеческие и финансовые); гарантировать, что СМИ достигает запланированные результаты; доводить до всех сотрудников организации важность эффективного менеджмента инноваций и значимость СМИ; направлять и поддерживать сотрудников с тем, чтобы они вносили вклад в обеспечение эффективности СМИ; способствовать последовательному совершенствованию СМИ; Способствовать тому, чтобы руководители разных уровней поддерживали инновации и вносили вклад в развитие СМИ.
13 Организационная культура, способствующая инновациям Организационная культура должна стать нацеленной на инновации. Инновационность должна стать образом мыслей сотрудников. Высшее руководство должно: поддерживать интересные мысли, давая сотрудникам время и побуждая их разрабатывать новые идеи; создавать конструктивную и позитивную рабочую атмосферу, способствующую выдвижению новых идей; разрабатывать способы мотивации и стимулирования удачных идей; обучать сотрудников делиться новыми мыслями и продвигать возникающие идеи; поддерживать атмосферу открытости и сотрудничества, взаимной поддержки; способствовать развитию дискуссий и управлять конфликтами; толерантно относиться к неудачам (в инновациях риск неизбежен), стремясь извлекать из них уроки, не прибегая к наказаниям. Сотрудники должны ощущать причастность к успеху.
14 Цель Задачи Результат Ресурсы Планирование Планирование направлено на достижение намеченных результатов, призвано предотвращать или сокращать нежелательные эффекты, построено по принципу последовательного улучшения.
15 Цель Задачи Результаты Условия Требуемые ресурсы, предположения и риски Планирование ( корректировка ) В инновационном менеджменте риски и предположения играют более значительную роль, чем в бизнесе as usual.
16 Цели, задачи и программа ( ы ) Организация должна установить, внедрить и поддерживать документально оформленные цели и задачи для функций и уровней, для которых это адекватно, в рамках этой организации. Цели и задачи должны: быть измеримы, если это практически целесообразно, соответствовать инновационной стратегии, включая соответствие требованиям законодательства и другим требованиям, принятым организацией, и принципу последовательного Организация должна разработать, внедрить и поддерживать программу(ы) достижения своих целей и задач. Программа(ы) должна(ы) включать: распределение ответственности за достижение целей и задач для функций и уровней, для которых это адекватно, в рамках организации средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты. улучшения.
17 Факторы, способствующие разработке и внедрению инновационных решений В зависимости от масштаба организации и её задач, подразделение, занятое инновацией, может быть, отделом, группой, отдельным разработчиком. Внедрению инноваций способствует чёткое распределение обязанностей, включая: ответственность за инновационый процесс в целом; ответственность за разработку и выполнение конкретных проектов. Ответственность за инновационный процесс в целом включает: развитие и поддержание СМИ в соответствии с требованиями стандарта; осуществление планирования инноваций (включая выделение ресурсов); инициирование новых разработок в рамках инновационного процесса; выделение ресурсов и распределение обязанностей между членами проектных групп; привлечение (в случае необходимости) сторонних экспертов; координация деятельности различных проектных групп; отчётность перед высшим руководством о достигнутых результатах.
18 Распределение ответственности в рамках инновационных проектов В рамках каждого инновационного процесса также должно быть организовано распределение обязанностей. При распределении обязанностей во внимание принимаются уровень подготовки, умения, навыки, склонности и пр. В описание проекта должны быть включены, следующие сведения (как минимум): цели и задачи проекта; инструменты, методы, подходы, используемые для реализации проекта; ответственность участников проекта за выполнение тех или иных его частей, этапов и др.; порядок отчетности о достигнутых результатах.
19 Интерлюдия : компетенции и компетентность В образовании произошёл переход от оценки результатов обучения по сумме знаний, умений и навыков к перечню компетенций. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. готовность специалиста включиться в определенную деятельность.
20 Квалификация и заинтересованность персонала Обеспечение необходимой квалификации / компетенций персонала: Определение необходимых компетенций персонала и повышение квалификации в необходимых случаях. Оценка эффективности повышения квалификации с соответствия приобретённых компетенций задачам инновационного процесса. Дополнительные факторы: Информированность и заинтересованность персонала. Обеспечение доступа к информации (в том числе, получаемой от руководства). Эффективные внутренние и внешние коммуникации. Эффективный документооборот, документальное фиксирование удачных и ошибочных идей, положительных и отрицательных результатов. Подход к человеческим ресурсам как к стратегическим: Поддержка творческих способностей (креативности) Создания условий труда, способствующих творчеству. Поддержка атмосферы открытости, обсуждений, дискуссий. Поддержка инициатив, организация презентаций и пр.
21 Интеллектуальная собственность В организации должен быть налажен процесс управления интеллектуальной собственностью, включая её создание, охрану, передачу прав и т.п. Сотрудники должны осознавать необходимость защиты интеллектуальной собственности от внешних заинтересованных сторон и риск потерь, обусловленных разглашением сведений о такой собственности, ноу-хау и пр. Интеллектуальная собственность – исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица. продукции, выполняемых работ или услуг знак обслуживания и т.п.). Ноу-хау - совокупность технических, коммерческих и иных знаний, необходимых для организации того или иного вида производства, оформленных в виде технической, но не запатентованной документации. При развитии сотрудничества с внешней средой вопросы защиты интеллектуальной собственности должны быть оговорены особо.
22 Инновационный процесс От идеи к инновационному результату Развитие идеи – разработка проектов – защита и использование – вывод на рынок
23 Управление идеями Управление идеями включает формулирование, уточнение, оценку и выбор новой идеи для последующей реализации (из всего спектра предложений). Управление позволяет наладить поток идей, пригодных для реализации. При управлении определяют: характер идей (общие или целенаправленно посвящённые решению конкретной задачи); частоту сбора идей, их оценки и отбора для дальнейшего развития; источники идей (внутренние, основанные на творчестве персонала, и внешние, доступ к которым получен в результате разведки или сотрудничества); способы защиты (интеллектуальной собственности) до начала распространения идеи внутри организации и во внешней среде. Критерии оценки идей включают соответствие стратегии развития организации и инновационной стратегии, технологические возможности, необходимые для реализации ресурсы, маркетинговые возможности, выгода и пр.. Далеко не все идеи можно преобразовать в инновации, поэтому процедуры оценки, сравнительного анализа и отбора идей должны быть тщательно проработаны. Отобранные для дальнейшего развития идеи поступают «на вход» инновационного процесса.
24 Взаимосвязь стадий инновационных проектов : BS : Понимание сути новых возможностей – 2. Технико-экономическая оценка – 3. Анализ вариантов достижения цели – 4. Детальная проработка проекта – 5. Выполнение проекта и создание продукта. – 6. Последовательное улучшение продукта Прекращение выпуска продукта. Пересмотр проекта и анализ опыта.
25 Методология инновационных проектов В каждой организация следует разработать (выбрать) методологию преобразования идей в инновации. Чаще всего выделяют стадии инновационного процесса, в ходе реализации которых: определяют цели и ожидаемые результаты каждой стадии; формулируют задачи, необходимые для достижения каждой цели; определяют ресурсы; устанавливают систему основных контрольных точек и дат их прохождения (диаграмма Гантта, сетевой граф и др.); порядок формальной оценки для принятия решения о продолжении или прекращении проекта; процедуры минимизации рисков; методы поддержки создания инноваций (поощрение творческих подходов, состязательность, формирование рабочих групп, состоящих из взаимодополняющих сотрудников и пр.).
26 Инновационная воронка : BS :2008
27 Выход на рынок Для успешного выхода на рынок необходимо: определить условия и методы защиты интеллектуальной собственности на целевых рынках; подготовить план маркетинга и продаж; обеспечить ресурсы, необходимые для выхода на рынок и удержания рыночной позиции; определить (создать) производственные линии, технологические процессы, цепи поставок, обеспечить (при необходимости) дополнительную подготовку персонала; определить методы оценки динамики потребительского спроса. Для дальнейшего совершенствования инновационного продукта, услуги, технологии, метода и пр. необходимо создать систему оценки жизненного цикла инновации и определить возможные направления улучшения до тех пор, пока продукт (услуга, технологи, метод) не должен будет уступить место следующей инновации.
28 Оценка результатов Организация должна установить, каким образом, по сравнению с чем, как часто и кем должны оцениваться результаты инновационного процесса. Финансовые показатели включают: рост прибыли; рост оборота; сокращение затрат (как внутри организации, так и во всей цепи поставок); период окупаемости инвестиций, вложенных в создание инновационного продукта. Нефинансовые показатели включают: число идей, приходящихся на одну завершенную инновационную разработку; удельные затраты (на одну завершенную разработку); влияние числа сотрудников, занятых в проекте, на его результат; рост рыночного сегмента организации; изменение узнаваемости бренда; развитие портфеля ноу-хау, патентов, вычислительных программ и пр.; развитие человеческого капитала, взаимоотношений с внутренними и внешними заинтересованными сторонами; экологические и социальные выгоды (сокращение выбросов, сбросов, отходов, повышение ресурсо- и энергоэффективности, улучшение условий труда.
29 Совершенствование системы менеджмента инноваций Организация должна последовательно совершенствовать СМИ, учитывая её соответствие миссии организации, действенность и эффективность. Основные инструменты совершенствования: формулирование и пересмотр видения в сфере инноваций, инновационной стратегии, стремление к лидерству, постановка и пересмотр целей и задач, выделение ресурсов и учет факторов, способствующих развитию инноваций; оценка результатов и пересмотр системы высшим руководством. Организация должна выявлять отклонения от принятых планов и разрабатывать корректирующие действия для устранения причин отклонений и повышения результативности и эффективности СМИ. SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны организации и сосредоточить усилия на укреплении потенциала, необходимого для развития инноваций. Мониторинг решения задачи достижения целей следует вести в строгом соответствии с принятым графиком выполнения проектов и запланированными целевыми показателями (диаграммой Гантта).
30 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.