Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарианна Чекменева
1 И ГРУШКИ - САМОДЕЛКИ И ТВОРЧЕСКИЕ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2 В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т.п.), современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками. Еще одна причина того, что дети не играют, – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, так как основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные), а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра.
3 И ГРА Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В игре ребенок переносится из области реально существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу с помощью образов, громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» (Д.Б.Эльконин)
4 Т ВОРЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы: - игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми); - игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами). К творческим играм относятся: - сюжетно-ролевые игры, - строительные игры, - игры-драматизации, или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру- драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр). В режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр: - режиссерские сюжетные игры, - театрализованные игры с персонажами-игрушками. Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).
5 С ЮЖЕТНЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ Ребенок оперирует мелкими куклами, фигурками, для которых придумываются и разыгрываются различные сюжеты; он ведет роль игрушечных персонажей, действуя за них, изображая их голосом, интонацией, движением фигурок. В этой игре ребенок выступает как режиссер, драматург, актер. Он сам разыгрывает игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. Малыш учится смотреть на события с разных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа.
6 ПЕРСОНАЖИ Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. Для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки – это куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей. В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т.д.).
7 П РИМЕР : Н АБОР ИГРУШЕК - САМОДЕЛОК ДЛЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР НА ТЕМУ «Ж ИЗНЬ НАШЕГО ГОРОДА » В КЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : 1. «М АРКЕРЫ ПРОСТРАНСТВА » : ДОМА, ОКЛЕЕННЫЕ ЦВЕТНОЙ БУМАГОЙ С ОТКРЫВАЮЩИМИСЯ ОКНАМИ И ДВЕРЬЮ, « ПЕРЕНОСНЫЕ » АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ИЗ КАРТОНА ( ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ) С РАЗМЕТКОЙ И ПЕШЕХОДНЫМИ ПЕРЕХОДАМИ, ОГРАЖДЕНИЯ, ДЕРЕВЬЯ И ПР.; 2. П РЕДМЕТЫ - ФИГУРКИ : ЛЮДИ – ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ В ХАРАКТЕРНОЙ ДЛЯ НИХ ОДЕЖДЕ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ КАТУШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПУГОВИЦ, ТКАНИ, КРЫШЕЧЕК И КОНТЕЙНЕРОВ КИНДЕР - СЮРПРИЗОВ ( ДЛЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ), 3. П РЕДМЕТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОБЫТИЯ ( СЮЖЕТЫ ) – ОБЫЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ( СКОРАЯ ПОМОЩЬ, ПОЖАРНАЯ МАШИНА, ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ, С ОТКРЫТЫМ И ЗАКРЫТЫМ КУЗОВОМ ), ВСЕ ДЕТАЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫ – ОТКРЫВАЮТСЯ, ДВИЖУТСЯ И Т. П., ПРИСУТСТВУЮТ ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ СПЕЦТРАНСПОРТА (« МИГАЛКИ » СПЕЦСИГНАЛОВ И ПР.)
8 РАЗВЕРТЫВАНИЕ СЮЖЕТА : В ОДНОМ ИЗ ЖИЛЫХ ДОМОВ ИЗ - ЗА НЕОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГНЕМ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР. Н А МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИЕЗЖАЮТ СПАСАТЕЛИ - ПОЖАРНЫЕ, ОНИ ЭВАКУИРУЮТ ИЗ ЗДАНИЯ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ПОЛУЧИЛ ОЖОГОВ И НЕ ЗАДОХНУЛСЯ В ДЫМУ. П ОТОМ ОНИ ПРИСТУПАЮТ К ТУШЕНИЮ ПОЖАРА. Е ГО УДАЕТСЯ БЫСТРО ЛИКВИДИРОВАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ДЕЙСТВОВАЛИ СООБЩА, КАЖДЫЙ ПОЖАРНЫЙ ЗНАЛ СВОЕ МЕСТО В КОМАНДЕ И СВОИ ОБЯЗАННОСТИ : ОДИН РАЗМАТЫВАЛ ПОЖАРНЫЕ ШЛАНГИ, ДРУГОЙ УСТАНАВЛИВАЛ НАСОС, ТРЕТИЙ МОНТИРОВАЛ ЛЕСТНИЦУ – ГОРЯЩАЯ КВАРТИРА НАХОДИЛАСЬ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ. В ОЗМОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ( РАСШИРЕНИЕ СЮЖЕТА ) – ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ : 1. К ОМАНДИР ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ ПОСТРАДАЛ ВО ВРЕМЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА, ЕГО НА МАШИНЕ «С КОРОЙ ПОМОЩИ « УВОЗЯТ В БОЛЬНИЦУ. 2. П ОСТРАДАВШИХ ЛЮДЕЙ, ЧЬИ КВАРТИРЫ СГОРЕЛИ ИЛИ БЫЛИ ЗАЛИТЫ ВОДОЙ ВО ВРЕМЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА, НУЖНО ГДЕ - ТО ВРЕМЕННО РАЗМЕСТИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ ИМ ЖИЛЬЕ, ПОМОЧЬ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ КВАРТИРЫ И Т. Д. Срочный вызов на пожар Врачи скорой помощи Т ЕМА : С ПАСАТЕЛИ
9 Р ОЛИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА СЮЖЕТА, ПЕРСОНАЖИ - Пожарные, выполняющие разную работу - - Жильцы дома, в котором возник пожар - Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей - Милиционеры (сотрудники ГИБДД) - Врачи скорой помощи, медсестры в больнице - Водители специального транспорта - Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе - Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов - - Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим
10 И ГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ - Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей) - Управлять спецтранспортом - Собирать необходимые инструменты - Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием - Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т.д. - Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т.д. - Сообщать о возгорании по телефону спасения - Принимать вызовы от пострадавших и направлять к месту происшествия спасательные бригады - Организовывать помощь, строить временное жилье
11 Т ЕМА : Д ЕРЕВНЯ У бабушки и дедушки в гостях Ухаживаем за домашними животными / На ферме В АРИАНТЫ : Н АШ ДОМ С САДОМ С КАЗОЧНАЯ ДЕРЕВНЯ К АНИКУЛЫ В П РОСТОКВАШИНО И ГРЫ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ СКАЗОК
12 М ЕДВЕДИЦА ЗАБОТИТСЯ О СВОИХ МЕДВЕЖАТАХ С КАЗКА «Т РИ МЕДВЕДЯ » И ДРУГИЕ Повадки диких животных Т ЕМА : В ЛЕСУ В АРИАНТЫ : Л ЕСНЫЕ ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ В ЕСНА ПРИШЛА ! П УТЕШЕСТВИЕ В ЛЕСНУЮ СТРАНУ С ЕМЕЙНЫЙ ПОХОД В ЛЕС
13 Т ЕМА : К ОСМОДРОМ Т ЕМА : Н АША АРМИЯ
14 Т ЕМА : Д ОМ - СЕМЬЯ - КВАРТИРА Нам привезли мебель Новая бытовая техника В АРИАНТЫ : П ЕРЕСТАНОВКА В КВАРТИРЕ П ОДРУЖКИ У МЕНЯ В ГОСТЯХ У НАС НА КУХНЕ Г ОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ Г ЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА
15 С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ ТЕМАТИЧЕСКИМ НАБОРОМ, СОЗДАННЫМ ДЛЯ ОБЫГРЫВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЫ ( ПРОИГРЫВАНИЯ ОДНОГО СЮЖЕТА ), ДЕТИ ИГРАЮТ ТОЛЬКО ПЕРВОЕ ВРЕМЯ. З АТЕМ ЗАМЫСЛЫ И ЦЕЛИ ИГРЫ МЕНЯЮТСЯ, ИГРУШКИ НЕСКОЛЬКИХ ТЕМАТИК СОЕДИНЯЮТСЯ В ОДНОЙ ИГРЕ, КОМБИНИРУЮТСЯ, ЗАМЕЩАЮТСЯ ДРУГИМИ СОГЛАСНО ИГРОВОЙ ЗАДАЧЕ, ДОПОЛНЯЮТСЯ КАКИМИ - ЛИБО ПРЕДМЕТАМИ. Д ЕТИ МОГУТ ПРИДУМЫВАТЬ СЮЖЕТЫ, В КОТОРЫХ СОЧЕТАЮТСЯ РЕАЛЬНЫЕ И СКАЗОЧНЫЕ, ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ИГРУШКИ ТАКИХ ТЕМАТИК, КАК «Д ОМ – СЕМЬЯ » И «Д ИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА », «Т РАНСПОРТ » И «С ТРОИТЕЛИ ». И ГРОВОЙ НАБОР «У ЛИЦЫ ГОРОДА » МОЖЕТ НА ВРЕМЯ ПРЕВРАТИТЬСЯ В «Ц ВЕТОЧНЫЙ ГОРОД Н ЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ », МАКЕТ ЛЕСА ДЛЯ ИГР С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ – ОСНОВОЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГР ПО МОТИВАМ МУЛЬТФИЛЬМОВ ПРО В ИННИ -П УХА. Строим новую школу К ОМБИНИРОВАНИЕ СЮЖЕТОВ : Т РАНСПОРТ С ТРОИТЕЛЬСТВО П УТЕШЕСТВИЯ И ДР. Мы перевозим грузы Поездка на поезде к бабушке
16 Т ЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ Проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТАННИКОВ – РОДИТЕЛИ ( БАБУШКИ - ДЕДУШКИ ): - УЧАСТВУЮТ В ПОДБОРЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК, - САМИ ШЬЮТ И ВЯЖУТ ИГРУШКИ ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ И РЕЖИССЕРСКИХ ИГР.
17 Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол П О СКАЗКАМ : «С МОЛЯНОЙ БЫЧОК », «З АЮШКИНА ИЗБУШКА », «К ОТ ЛИСА И ПЕТУХ », «Л ИСИЧКА - СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК » И ДРУГИЕ К УКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Театр ложек
18 И ТАК : Р ЕЖИССЕРСКАЯ СЮЖЕТНАЯ ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРУШЕК - САМОДЕЛОК Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник- изобретатель – создает новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.
19 С ОЗДАНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей. Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали, и т.д.
20 И ЕЩЕ : ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА - имеет решающее значение для развития воображения; - влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов: ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве, так игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, что способствует развитию децентрации, позволяющей представить другой взгляд на мир. - способствует общению детей, развитию умения сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведении, комментировать свои действия – в процессе таких игр накапливается творческая инициатива детей, возникают новые игровые замыслы;
21 М ЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, Краснощекова Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Обруч, Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, Щербакова Е.И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец – М.: Просвещение, 1984.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.