Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислав Фортунатов
1 Типология корпоративной прессы Автор - Чемякин Юрий Владимирович, доцент департамента «Факультет журналистики» ИГНИ УрФУ 2012 г.
2 Что такое типология СМИ Это метод, а также результат научного познания, научной систематизации СМИ на основе общих для них признаков и свойств Типологический метод – один из основных методов исследования средств массовой информации
3 Тем не менее: Но до сих пор не было предложено достаточно полной, четкой и аргументированной типологии, учитывающей особенности корпоративных СМИ
4 А это действительно серьезная исследовательская проблема И с ней связан ряд других важных теоретических проблем, таких, например, как границы понятия «корпоративные медиа», место корпоративной прессы в системе СМИ
5 Самый распространенный подход - АУДИТОРНЫЙ КМ классифицируются в зависимости от аудитории (заимствовано у западных исследователей PR) : B2P, B2C, B2B (и их подтипы) Но достаточна ли классификация «по аудитории»? Усовершенствованный (функционально- аудиторный вариант) предложил Д.А. Мурзин
6 Другой вариант: «по целям» Леонид Сергеевич Агафонов: типология КМ, основанная на аудиторном признаке, нуждается в доработке, «аудитория не может быть основополагающим фактором» типологии. Главный фактор, по Агафонову, - цель выпуска издания Подход перспективный, но односторонний и недостаточно проработанный, на наш взгляд
7 функционально-тематический подход (В.М. Маслова, М.Ю. Кацай, В.И. Штепа) подразделяют КМ на рекламные и информационные, среди последних выделяя узкоориентированные, профильные и условно корпоративные Интересно, оригинально! Но эклектика и неполнота. Смешаны такие основания типологизации, как функции (цели) изданий, тематика, характер информации.
8 Попытка комплексной типологии Предпринимая ее, будем опираться как на упомянутые подходы, так и на работы таких отечественных исследователей журналистики, как: А.И. Акопов С.Г. Корконосенко
9 ВИДЫ КМ (формы распространения информации) Печатные СМИ (газеты, журналы и т.д.) Теле-, видеопрограммы Радиопрограммы Сетевые электронные ресурсы (Интернет-сайты, интрасайты)
10 Типологическая матрица Выделим 3 группы типологических признаков (в завис. от их значимости для формирования типа СМИ): 1. Типообразующие (типоформирующие) 2. Вторичные (зависимые) 3. Формальные (технические)
11 Типообразующие признаки: 1. учредитель (владелец) 2. цели издания 3. читательская аудитория
12 Вторичные признаки: 1. содержательно-тематическая направленность 2. особенности подачи информации 3. тип финансирования 4. способ производства 5. способ распространения
13 Формальные (технические, для печатных СМИ - издательские): вид издания (газета, журнал или др.) цветность, объем, формат, периодичность, тираж наличие регистрации в качестве СМИ.
14 1 типообр. признак: Учредитель «По учредителю» КМ делятся: KОММЕРЧЕСКИЕ КМ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ КМ гос. структур и учреждений муниципальных учреждений некоммерческих организаций разного рода (фондов, ассоциаций, НП, клубов и т.д.) Важны и др. характеристики организации-учредителя: величина, сфера деятельности, форма собственности и т.д.
15 КОММЕРЧЕСКИЕ КМ
16 Некоммерческие КМ
17 2 типообр. признак: Цель «По целям издания» КМ делятся: PR-издания (имиджевые) HR-издания (мотивационно-идеологические). Маркетинговые Информационные Аналитические Интеграционные Рекламные Образовательно-просветительские «Творчески-развивающие» Возможны и др. цели, а также их сочетания
18 3 типообр. признак: Аудитория «По аудитории» КМ делятся: b2p (business-to-personnel) – внутрикорпоративные СМИ (для всех или части сотрудников) b2c (business-to-client/customers) – клиентские, для клиентов компании в том числе, рекламные, бортовые журналы, издания «стиля жизни» b2b (business-to-business) - издания, ориентированные на бизнес-партнеров. отраслевые КМ - предназначенные для экспертов отрасли, органов власти, СМИ
19 Бывают КМ «смешанного типа» предназначены одновременно для разных аудиторных групп: сотрудников компании, потребителей продукции, деловых партнеров, органов власти… Насколько эффективны могут быть такие корпоративные издания? «Особая песня» - СМИ градообразующих предприятий
22 Издание смешанного типа «Магнитогорский металл» входит в медиа-холдинг ММК Тираж – почти 80 тыс. экз. в гг. становился победителем ежегодной премии «Тираж - рекорд года», проводимой Национальной тиражной службой Газета, издаваемая с 1935 года, является ведущим печатным СМИ Магнитогорска, завоевавшим статус общегородской газеты
23 Еще по поводу аудитории: Описание аудитории КМ полезно дополнять также такими принятыми в социологии журналистики демографическими критериями, как пол, возраст, профессиональная принадлежность, уровень доходов, уровень образования, стиль жизни….
24 1 вторичн. признак: Содержат.- тематическая направленность очень многообразна. В зависимости от учредителя, его сферы деятельности, целей и специфики аудитории, корпоративное СМИ может быть посвящено проблемам промышленного производства, образования, культуры, банковским, страховым услугам, вопросам индустрии красоты, автомобилям, сотовым телефонам, продуктам питания и т.д.
25 2 вторичн. признак: специфика подачи информации Ориентация издания на стандарты качественной (деловой) прессы Ориентация на стандарты массовой прессы Ориентация на «квалойды», «мягкие таблойды» Зависит этот выбор, в основном, от аудитории
26 3 вторичный признак: тип финансирования 1) полностью финансируемые учредителем корпоративные СМИ 2) частично самоокупаемые 3) самоокупаемые 4) приносящие прибыль Какие доминируют в России? Зарабатывают в основном за счет привлечения коммерческой рекламы Некоторые за счет платной реализации тиража Иногда за счет того и другого
27 4 вторичный признак: способ производства 1) КМ, издающиеся собственными силами компании (штатными сотрудниками данного предприятия) 2) издающиеся с помощью дочерних фирм (связанных с издательской деятельностью) 3) издающиеся на аутсорсинге Распространен также частичный и временный аутсорсинг
28 5 вторичный признак: способ распространения 1) издания, распространяемые платно обычно – по подписке 2) распространяемые бесплатно вариантов бесплатного распространения много
29 Формальные (технические, для печатных СМИ - издательские): вид издания (газета, журнал или др.) цветность, объем, формат, периодичность, тираж наличие регистрации в качестве СМИ.
30 Степень универсальности признаков Типообразующие признаки универсальны, они подходят для составления типологии любых видов КМ, печатных и электронных Вторичные – преимущественно универсальны (не универсален, например, пятый из них: «способ распространения») Формальные (технические) – преимущественно специфичны, свои для каждого вида КМ
31 Не исчерпывающе, но вполне достаточно для исследования перечень из упомянутых типологических признаков, не являясь исчерпывающим, является достаточным. Совокупность этих критериев дает адекватное представление о том или ином корпоративном издании
32 Пример типологического описания Газета «Музейный вестник». Учредитель – Омский музей изобразительных искусств. По учредителю данное издание принадлежит к числу некоммерческих По целевому назначению оно информационно-просветительское По аудитории – смешанного типа. ВТОРИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ: Содержательно-тематическая направленность: данное издание посвящено вопросам изобразительного искусства. Особенности подачи информации: серьезное издание, приближающееся к стандартам качественной прессы. По типу финансирования: полностью финансируется учредителем, за счет поддержки спонсоров. По способу производства: используется частичный аутсорсинг. По способу распространения: распространяется бесплатно, преимущественно в музее. ТЕХНИЧЕСКИЕ (ИЗДАТЕЛЬСКИЕ) ПРИЗНАКИ. Газета, двухцветная (кроме черного добавочный цвет – синий). Формат – А4. Объем – 8 полос. Периодичность выхода – 1 раз в месяц. Тираж – 300 экз. Регистрация в качестве СМИ отсутствует.
33 ЕСТЬ ЛИ ВОПРОСЫ? Если вопросы появятся позже: corpmediaforum.professorjournal.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.