Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНикита Подгаевский
1 Развитие школьно - значимых функций – залог успешного обучения в школе
2 РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ, СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
3 УШИ КАЖДОМУ ДАНЫ, УШИ ОЧЕНЬ НАМ НУЖНЫ. ЧТОБЫ СЛЫШАТЬ РОКОТ МОРЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, НЕ ЗНАЯ ГОРЯ. НУЖЕН СЛУХ ХОРОШИЙ НАМ : ДЕТЯМ, ВЗРОСЛЫМ ГОСПОДАМ.
5 Поэтому взрослым необходимо проводить нацеленную ра боту по совершенствованию фонематического восприятия, фо нематических представлений и произносительных возможно стей детей, развитию у них навыков фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания, построенные на невербальном и вербальном материале. Порядок включения таких заданий регулируется последовательностью становле ния фонематических процессов в онтогенезе и может быть пред ставлен как совокупность следующих друг за другом этапов : 1- й этап совершенствование слухового восприятия, чув ства ритма, слухоречевой памяти ; 2- й этап развитие фонематического восприятия и фор мирование четких фонематических представлений ; 3- й этап формирование навыков звуко - слогового ана лиза и синтеза.
6 На первом этапе детям могут быть предложены следую щие типовые задания : Выделение и называние неречевых звуков ( например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и др.) Что за шум ? Ну - ка прислушайся ! Чем играем ? Музыкальные инструменты Чередование характера или темпа движений или направления движений, ориентируясь на усиление - ослабление громкости звучания сигнала или смену его темповых характеристик ( барабан, бубен, хлопки, музыкальная запись и др.) Быстро – медленно Тихо – громко Шаг – бег – стоп ! Прослушать серию звуков и определить их число ; прослушать, запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания Сосчитай удары Молоточки Ритмические рисунки
7 Игра « Чем играем ?» Для игры потребуется набор предметов, способных изда вать разные звуки : колокольчик, бубен, метроном, погремуш ка, свисток, деревянные и металлические ложки, озвученные мячи и др. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хо рошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым новым звуком детей следует предварительно по знакомить. Из числа играющих выбирают водящего, который становит ся спиной к игрокам на расстоянии 23 метров. Несколько игроков (34) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами « Чем играем ?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продол жает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
8 Игра « Шаг бег стоп !» Перед началом игры ведущий взрослый, играющий на музыкальном инструменте, и дети договариваются о харак тере движений, которые они будут выполнять под музыку : под маршевую бодро шагать, под плясовую бежать на носочках ; пауза же в музыке требует остановки движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договоренность, на некоторое время выбывают из игры. Игра « Сосчитай удары » Ведущий игры предлагает детям закрыть глаза и внима тельно ( про себя ) сосчитать, сколько ударов в бубен они услы шат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой ( или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно ).
9 На следующем, втором этапе содержание развивающих заданий усложняется, и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия : Различение голосов близких детей и взрослых, распознавание по интонации и содержанию реплики ее автора ; выделение в воспринятой на слух информации логических неточностей Игра « Правильно неправильно » Игровое задание заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать определенный знак ( поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). По утрам я сначала надеваю куртку, а потом рубашку. Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать. Ночью я часто хожу гулять в лес. Вечером я очень плотно завтракаю и иду гулять и т. д. Запоминание и воспроизведение без ошибок ряда звуков, слогов, слов, начиная с двух - трех элементов и постепенно доводя их число до шести - семи Игра « Слоговые цепочки » Ведущий, начиная игру, произносит первый слог, например МА. Второй участник игры повторяет этот слог и добавляет свой слог, начинающийся на тот же звук ( МА МО ). Третий игрок повторяет два предыдущих слога и добавляет свой ( МА МО МИ ) и т. д. Выигрывает тот, кто правильно повторит самую длинную слоговую цепочку.
10 Воспроизведение ряда гласных звуков ; угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции Игра « Солисты » Педагог вводит детей в игровую ситуацию : « В каждом хоре есть солисты певцы, которые могут правильно, краси во исполнить ту или иную песню. Каждый из вас может по пробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее ( как настоящие солисты хора ) повторить за мной разные песенки - распевки ». « Песенки - распевки » представляют собой все усложняю щиеся ряды гласных звуков : ОА ; АУ ; ИА ; УИ ; ИАО ; АИО ; УАИ ; УОИ ; ИАОУ ; УОАИ ; АОИУ ; ИАУО ; ОИАУ ; ИАОУЭ ; ОЭИАУ ; УОАИЭ ; ЭИОАУ ; АУОАИЭ и др. В другом варианте игры ситуация меняется : « Вот беда, один из солистов нашего хора потерял голос ! Он должен петь, но не может, давайте все же попытаемся догадаться, какие песенки должны были прозвучать ». Педагог предлагает детям по беззвучной артикуляции от гадать и по очереди громко повторить « песенки » ряд глас ных звуков из 25 элементов.
11 Третий этап работы направлен непосредственно на вос питание у учеников навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слов. Выделение заданного звука из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков Маяк Колокольчики Игра « Маяк » В ходе игры игроки могут зажечь свой « маяк » ( показать кружок красного цвета ) тогда, когда услышат среди произно симых ведущим звуков гласные звуки. Ошибки фиксируют ся, подсчитываются. Выигрывает тот « смотритель маяка », ко торый не сделает ни одной ошибки. Выделение заданного звука на фоне слова Не ошибись ! Какой звук слышим ? Игра « Не ошибись !» Ведущий называет различные слова, а детям дается за дание хлопнуть по коленям тогда, когда встретится слово с тем или иным звуком. Выигрывает тот, кто не сделает в ходе игры ни одной ошибки или сделает их меньше дру гих детей ( сначала выделяются гласные звуки, находящие ся в сильной позиции, т. е. в начале и середине слова под ударением, затем согласные взрывные в конце, а ще левые в начале слова ).
12 Нахождение общего звука в словах Игра « Общий звук » Ведущий игры педагог предлагает детям определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином сти хотворном отрывке, например : Класть в карман Братишка рад Все, что видит, Все подряд. Есть в кармане И конфета, И коробка для крючков, И старинная монета, И четырнадцать значков... Брата спрашивает Ирка : А когда в нем будет дырка ? От зари и до зари Ярко светят фонари.
13 Называние с помощью картинного материала или придумывание самостоятельно слов с определенным звуком Игра « Придумай слова со звуком...» В этой игре от детей требуется придумать как можно боль ше слов, в состав которых входил бы названный ведущим звук. Победителями в игре могут считаться те игроки, которые : придумали больше других слов с заданным звуком ; придумали самые интересные слова с заданным звуком ; придумали слова, в которых заданный звук встречается целых два или даже три раза ! Различение в словах звуков, сходных по акустическим или артикуляционным признакам Игра « Разложи картинки » Ведущий предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими слова ми выставить на наборном полотне картинки, например : сом дом лом ; мак рак лак ; кот кит кит кот ; крыша крыса крыса крыша крыса ; коза коса коса коса коза и т. д.
14 Определение в названном педагогом слове первого, последнего звука, позиции заданного звука в слове ( начало, середина, конец слова ) Загадки Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове - отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поощряется фишкой, после окон чания игры по количеству фишек определяется победитель. Не река. Но здесь живут Разные рыбешки. Дом стеклянный. Свет. Уют. И еда есть крошки. ( Аквариум.) Он вздыхаетнго Очень тяжко Так, бедняжка, Растолстел, Что зеленую Тельняшку На себя С трудом надел. ( Арбуз.) Летят с небес непрошено Холодные горошины. ( Град.) Города, моря найдем, Горы, части света. Умещается на нем Целая планета. ( Глобус.) Дети, мамы, папы Носят только шляпы. ( Грибы.) Когда плывет Прекрасен. Когда шипит опасен. ( Гусь.)
15 Группировка картинок в зависимости от количества звуков в их названиях, подбор слова с заданным количеством звуков ; выполнение полного звукового анализа слова Игра « Подумай, не ошибись » Взрослый предлагает игрокам двух или трех команд вы полнить несколько заданий, по результатам выполнения ко торых и определяется команда - победитель. Назовите как можно больше слов, которые начинают ся на последний звук слова « стол ». Перечислите птиц, в названии которых был бы после дний звук слова « сыр ». Подберите и назовите такие слова, в которых пер вым был бы звук К, а последним Ш. Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука М. Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был У, а последний К. Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук У. Отгадайте, название какой ягоды начинается на звук М, а заканчивается на А. Назовите слова, у которых второй слог ка. Как зовут кошку, если последний звук ее клички А ? Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук Р ? Кто назовет больше слов, которые заканчиваются на орт ? Кто назовет больше слов, которые начинаются с пер вого звука слова « лес »? и т. д.
16 . Игра « Составь слово » Дети составляют слова из предложенных взрослым букв или слогов, которые могут быть ярко и красочно иллюстри рованы, например, в виде шаров или цветов, которые надо со брать в один пучок или букет.
17 Определение количества слогов в заданном педагогом слове, последовательное называние первого и последующих слогов ; группировка картинок в зависимости от количества слогов в их названиях Игра « Кто в каком домике будет жить ?» Игру можно провести в форме соревнования команд. Перед началом игры педагог рисует на доске три домика, в которых будут жить животные. В первом домике будут находиться те животные, названия которых состоят из одного слога, во вто ром из двух слогов, в третьем их трех. Каждое назван ное животное обозначается условным значком в соответству ющем домике ; дважды повторять названия животных нельзя. Выигрывает та команда, которая придумает правильно и больше других слов - названий животных. Добавление разных звуков, слогов к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова Игра « Полсловечка за тобой !» Педагог, обращаясь по очереди к каждому ученику, произ носит первый слог двухсложного слова. Ученик должен за кончить слово, назвав второй слог. Если он не может подо брать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает другой игрок. Назвав два или более слов, начинающихся данным слогом, он может « выручить » выбывшего из игры товарища и ввести его снова в игру. Повторять уже названные слова нельзя. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.
18 Придумывание с опорой на картинки или самостоятельно слов с заданным количеством слогов, чтение « рассыпавшихся » слов Игра « Путаница » Создается игровая ситуация : Буратино неправильно соста вил из слогов слова. У него получилось, например, следующее : ба - ры ва - со за - ко ба - со - ка ро - во - на и т. д. Детям предлагается исправить ошибки и правильно со ставить слова из предложенных слогов. Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных вариантов составления слов. Установление соотношения между звуковым и знаковым составом слов Игра « Найди картинку к схеме » Ведущий предлагает детям установить соответствие меж ду словами - названиями картинок и соответствующими схе мами слов. Это игровое задание может быть предло жено детям как фронтально, так и индивидуально. По окон чании игры подводится итог кто точнее и быстрее всех установил соответствие схем и картинок.
19 Проведенная в указанной последовательности работа с деть ми создает условия для успешного усвоения ими грамоты. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них пред ставлений о звуковом составе языка и содействовать закреп лению навыков фонематического анализа и синтеза. Спасибо за внимание
21 Р АЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Ч ЕРНЫШОВА Е. В., ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО УВР МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 10 В дошкольный период происходит развитие всех познавательных процессов : восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи. Развитие восприятия. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Восприятие помогает объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ окружающего мира, опираясь на ощущения и предыдущий опыт. Существуют различные области восприятия. Познавательная, в которой ребенок постигает такие понятия как величина, пространство, время ; Коммуникативная, при развитии которой дошкольник овладевает компонен тами и нормами устной речи, звуковой культурой языка, грамматическим строем речи. Особую область в восприятии дошкольников представляет мир искусства. Восприятие художественных произведений ( музыкальных ). Ребенок учится не просто видеть то, что представлено в художественном произведении, но и вос принимать чувства, которые хотел передать его автор. Для развития восприятия в педагогике используют сенсорные игры « Какого цвета не стало ?», визуальные игры « Найди такую же форму », слуховые игры. Все они способствуют формированию умения воспринимать окружающий мир как единое целое.
22 Следующий познавательный процесс - внимание. Оно помогает ребенку ото брать нужную информацию И отбросить лишнюю. Внимание обладает опреде ленными свойствами : объемом, устойчивостью, концентрацией, избиратель ностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Для их преодоления работа должна вестись по двум направлениям : Использование специальных упражнений, тренирующих основные свой ства внимания : объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переклю чение. Использование упражнений, на основе которых формируется внима тельность как свойство личности. Это игры - головоломки, загадки, задания учебного типа.
23 Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки » где, напри мер, изображены два гнома или два котенка, или две рыбки, два жирафа. На пер вый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно уви деть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Очень полезно поиграть в игру « Что изменилось ?» Мелкие предметы ( ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве шт.) раскладывают на столе и накрывают салфеткой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу ! В течении 30 секунд ( считают до 30) нужно ознакомиться с расположением предметов ; потом повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Теперь спро сим играющего : что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены ?
24 Дети с удовольствием играют в игры со словом : « Вам барыня прислала сто рублей. что хотите - то берите, « Да » и « Нет » не говорите, Черное с белым не носите. Вы поедете на бал ?» « Да !» Игрок произнесший « Да !» считается проигравшим. Надо было, например, сказать « Разумеется » или « Поеду ». Это игра, с одной стороны, на выработку уме ния задавать сложные вопросы, а с другой стороны, игра на развитие внимания отвечающего на вопросы.
25 Развитие памяти. Память помогает ребенку воспринимать, запоминать, хранить и воспроизво дить информацию. Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных спо собностей. Существует память непроизвольная и произвольная. При непроизвольном за поминании объекты запоминаются без приложения со стороны человека каких - то волевых усилий. При произвольном запоминании человеку необходимо спе циальное сознательное усилие, чтобы что - то запомнить. Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. Непосредственное ( механическое ) запоминание - это то, что в обычной жизни называется « зубрежка ». При опосредствованном запоминании материал необ ходимо предварительно осмыслить. В дошкольном возрасте у детей преоблада ет механическое непосредственное запоминание. Выделяют несколько видов памяти : кратковременная память, долговременная память, оперативная память, Также память классифицируют по типу запоминаемой информации : зритель ная, слуховая, двигательная ; Память у дошкольника развивается наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, поэтому память ребенка нужно развивать, начиная с раннего детства.
26 Существует множество различных игр на развитие памяти. Например : заучивание стихотворения с помощью жестов : У Оленя дом большой, Он сидит в окно глядит, Мимо заинька бежит, И в окно стучит : « Тук, тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой », Ну - ка, зайка, забегай, Лапу подавай ! Заучивание скороговорок различной длины на развитие слуховой памяти : « Наш Полкан попал в капкан ». « Три свиристели еле - еле свистели на ели ». « Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть ». « От топота копыт пыль по полю летит ». « Сложила кашку в плошку и накормила кошку ». Можно предложить ребенку поиграть в игру « Подарки ». Одного из участников игры выбирают водящим. - Мы слышали, что вы от правляетесь в путешествие, - говорят ему, - и побываете в разных городах ? Во дящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких - либо поручений. Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с лич ными просьбами : отвезти бабушке эту красную коробочку, передать тете зеленую коробочку... и т. д. Затем ведущего просят воспроизвести поручения.
27 Р АЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Романова Н. В., учитель - логопед, Аверьянова О. Н., воспитатель МБДОУ детский сад 36 ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - способность человека к анализу и синтезу ре чевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка » ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Работа строится в два этапа : 1.Развитие слухового внимания - осуществляется на неречевых звуках. Дети учатся различать громкие - тихие, долгие ( длинные ) - короткие, высокие – низкие, приятные ( добрые, ласковые ) - неприятные ( злые, грубые ) зву ки. С этой целью проводятся следующие игры и упражнения : " Какие звуки нарушают тишину ?"," Кто услышит больше звуков ?", " Назови звуки групповой комнаты ", " Назови звуки улицы " " Найди по звучанию такую же коробочку с крупой "," Жмурки с колокольчи ком ", " Чей голос ?«, " Угадай по звуку, что делать ?" Звучание музыкальных инструментов. На этапе дифференцирования звуков с опорой на зрительное восприятие и без зрительной опоры можно используя игры с нетрадиционным материалом ( с крупой, косточками от ягод, фруктов, семечки и т. д.). Также развитие слухового внимания и слуховой памяти развиваем с исполь зованием аудио записей. Дети слушают звучание игрушечных музыкальных ин струментов, как они называются. Потом педагог за ширмой воспроизводит звуча ние. Дети отвечают на вопрос : « Что звучит ?»
28 На втором этапе коррекционная работа по формированию фонематическо го слуха проводится на речевых звуках. Основные образовательные задачи : сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем ; научить произносить слова различной слоговой сложности ; научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятель ной речи. Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности : - знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом ( в рассказах ), различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом, различение звука в слове, - определение места звука в слове ( в начале, в середине, в конце слова ), - различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции ( свистящие - шипящие, звонкие - глухие, Р - Л и т. д.), - придумывание слов на определённый звук. Предлагаемые игры и игровые упражнения построены с по степенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове : « Определи первый звук », « Собери слово по первым звукам », « Шифровщики ». Затем – первый и последний звуки в ряде слов : « Цепочка слов », « Поезд », « Лабиринты ». Далее они определяют любую позицию звука в слове : в начале, в середине или в конце : « Найди место звука в слове », « Ромашка », « Архитектор ». Используем компьютерные игры : « Учимся говорить правильно ».
29 « Обучение грамоте В. В. Горецкий », « Уроки мудрой совы В Л Варченко ». Старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком : « Кто в домике живет ?», « Собери букет », « Кто быстрее соберёт все вещи ?», « Магазин », « Найди пару », « Четвёртый лишний », « Логопедическое лото ». Следующая операция : деление слов на слоги ( различными кинестетическими способами ): отхлопывание ладошками, кон троль правой рукой за опускаемым подбородком. Затем дети учатся выполнять звуковой анализ слов. Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх : « Эхо », « Прошагай словечко », « Отбей мячом слово по слогам », « Подбери рифму », « Доскажи словечко », « Звук потерялся », « Слова - перевёртыши », « Телеграф ».
30 К ИРОВА Л. С, учитель начальных классов, МКОУ ЛИЦЕЙ 1 Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные зву ки, и пишут неправильно. До 6 лет практически можно исправить почти все недостатки речи. Познание окружающего мира. Не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, вы делять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического ( слухового ) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов ( мимики, жестов, позы ). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка. « Действия со звуками » На начальном этапе для различения неречевых звуков ( как и речевого материала ) требуется зрительная, зрительно - двигательная или просто двигатель ная опора. Ребенок должен видеть предмет, который издает какой - то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совер шить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
31 Основное качество слуховых образов - предметная отнессенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах : шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др. Совместные физкультминутки по образцу учителя. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи сле дует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно ? Правильное ( физиологическое ) дыхание поможет ребенку научиться го ворить спокойно, плавно, не торопясь. Инсценировка сказок во внеурочной деятельности. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Применяются в основном те словесные методы, которые связаны с худо жественным словом. Используются и более сложные методы заучивание наизусть, пере сказ, инсценировка. Главный принцип обучения - наглядность. Возрастные особенности младших школьников требуют опоры на на глядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные при емы обучения : ( кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстра ций ), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей ( чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и т. д.) – интерактивная доска.
32 Практические методы. Обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усва ивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Дидактическая игра ( с наглядным материалом и словесная ) универ сальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры - драматизации, инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. Они обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Приёмы обучения : словесные наглядные Игровые. Словесные приемы на уроке. Речевой образец правильная, заранее отработанная речевая ( языко вая ) деятельность учителя. Образец должен быть доступен для повторения, под ражания. Для того, чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец дру гими приемами пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей ; Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, нето ропливо. Повторение. Индивидуальное повторение ребенком, совместное повто рение, а также хоровое.
33 Наглядные приемы на уроках. Показ картинки, игрушки, движения или действия ( в игре - драматиза ции, в чтении стихотворения на литературном чтении ), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произно шения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого. Игровые приемы в школе. В развитии речи очень важны игровые прагмы и просто эмоциональ ность в применении некоторых приемов : интригующая интонация голоса при во просе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи.
34 Есипова Е. В., заместитель заведующего по УВР МБДОУ детский сад 17, Одинцова М. С, учитель начальных классов МКОУСОШ 5 С УИОП Впервые понятие « фонема » ввел Л. С. Выготский, он доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем на копления отдельных звуков. Им же был введен термин « фонематический слух », который включает в себя 3 речевые операции : способность слышать есть данный звук в слове или нет ; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, рас положенные в разной последовательности ; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. В нашем детском саду большое внимание уделяется этому вопросу. В образо вательном процессе развитие фонематического слуха начинается с умения детей различать не речевые звуки ( шумовые, музыкальные, бытовые, природные ) без визуального сопровождения, только на слух. На втором этапе - воспитанники учатся выделять звуки из общего потока, знакомятся с понятием слово, речь, со относят слово - предмет. Третий этап - знакомство со звуками по отдельности, определение его места в слове, нахождение слов с заданным звуком, определение последовательности звуков.
35 Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводим упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и диф ференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание : звучащих инструментов ( губная гармошка, свисток, дудочка ); звучащих предметов ( крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шур шание бумаги ); действий предметов ( хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта ). Проводим игры : узнай товарища, голоса других людей, мелодий. Развитие речевого слуха. Этот этап включает такие задания как : Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса ; Различение слов, близких по звуковому составу. Далее в школе - Дифференциация слогов ; Дифференциация фонем. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Этот этап имеет определённую последовательность : Определение количества слогов в словах разной сложности ; Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука ; Выделение из слога гласного, затем согласного звука ; Выделение первого и последнего звука в слове ; Выделение слова с предложенным звуком из группы слов в школе и из пред ложения ;
36 Определение места, количества, последовательности звуков в слове ; Творческие задания ( например, придумать слова с заданными звуками ) Вот примеры игры на развитие слухового внимания : Игрына развитие слухового внимания « Что звучало ?» Цель : развитие слухового внимания. Задание : демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный ин струмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д. « Исправьошибки » Цель : развить слуховое внимание. Задание : ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. - Там ползет зеленый лук С длинными усами ( жук ). Закричал охотник ; « Ой ! Двери гонятся за мной !» ( звери ). Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска ( киска ). Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это ( билета ). И т. д.
37 « Дятел » Цель : развитие слухового внимания, развитие фонематического слуха Задание : педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе, а дети повторяют за ним и т. д. « Угадай, чей голос ?» Цель : развитие слухового внимания. Задание : педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что - либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает, чей это голос. Игры для развития фонематического слуха Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши ( топать ногой, ударять по коленкам, под нимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах ? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук : шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность : Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр, ( Воробей, грач...) Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например : что заканчивается на « А »; что начитается на « С », в середине слова звук « Т » и. т. д. Вариант : То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
38 Примеры : Хвост с узорами, сапоги со шторами. За окошком зимний сад, там листочки в бочках спят. Тили - бом ! Тили - бом ! Загорелся кошкин том. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет мёд. Как дидактический прием мы используем « Чудо - дерево ». Оно размечается в группе, может быть объемным или плоскостным, меняется посезонно. На нем выставляются задания для детей : это и знакомство с новым звуком, игры задания как для одного ребенка, так и для всей группы. Такой прием сохраняет интерес у детей к обучению, это и изучение нового материала и закрепление пройденного. Обязательным этапом коррекции является этап дифференциации звуков. Эта работа проводится по следующему плану : Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, так тильное восприятие, кинестетические ощущения. Выделение звуков на фоне слога, слова, определение места звука. Сравнение звуков в произносительном и слуховом плане. Вот примеры игр, которые мы используем в своей работе : Игра « Лягушка ». ( Для игры нужна пластмассовая фигурка лягушки.) Первый ведущий (« лягушка ») берет в руку пластмассовую фигурку лягушки и перемещает ее (« прыгает ») по клеточкам таблицы четыре раза ( например, сна, сня, сля, ела ). Тот из играющих, кто сумеет точно назвать эти слоги по памяти, становится « лягушкой ». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает « лягушкой ».
39 Игра на развитие внимания и пространственных представлений детей. Могут играть один или несколько человек. Пример : сорёробё невёсебо лётодоно тёзёдёПо Первый вариант игры ( Слоговая табличка у каждого ребенка.) Ведущий диктует команды, а играющие водят указкой по таблице и читают слоги по оче реди. Ведущий : Найдите слог лё. Лена, прочитай слог в третьей клеточке справа от слога лё. ( но ). Вика, вторая клеточка вверх, ( бё ). Игра продолжается до тех пор, пока кто - то по невнимательности не ошибется и не оборвет цепочку. Игра « Цепочка » Цель : развитие умения подбирать слова по данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова ( ок - но, но - ра, ра - ма ). Игра с переданей мяча « Мяч передавай - слово называй ». Цель : развитие фонематических представлений, активизация словаря. Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Скажем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего сло ва - начальный звук последующего ( весна - автобус - слон - нос - сова ). Еще примеры : Из слова образца составить как можно больше новых слов. Например - магазин : Зина, газ, миг и т. д.
40 Слоговое и звуковое лото : маша - шапка - калина и т. д.; моль - липа - парад и т. д. Волшебная палочка : например : сон - нос и т. д. В этих играх - заданиях проводится аналико - синтетическая работа по выделе нию звука и слова и его характеристика. При наличии интерактивной доски предлагаем шарады : лист, индюк, солнце и арбуз - собрать слова из первых звуков представленных на доске картинок « лиса ».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.