Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГаля Скосарева
1 Я строю свою работу или работа «строит» меня? Проектно-аналитический семинар Полторак Алла Ивановна педагог-психолог КГБОУ «Краевой центр психолого-медико- социального сопровождения» г.Хабаровск, Хабаровский край
2 Задачи: Знакомство участников с различными видами профессиональных позиций педагога в отношении образовательного учреждения как системы, осознание сильных и слабых сторон каждой позиции. Знакомство участников с различными видами профессиональных позиций педагога в отношении образовательного учреждения как системы, осознание сильных и слабых сторон каждой позиции. Определение собственной профессиональной позиции в отношении лицея и возможных путей её изменения, развития. Определение собственной профессиональной позиции в отношении лицея и возможных путей её изменения, развития. Анализ факторов образовательной системы лицея, помогающих поддерживать у педагогов активную профессиональную позицию, и обстоятельств, препятствующих этому. Анализ факторов образовательной системы лицея, помогающих поддерживать у педагогов активную профессиональную позицию, и обстоятельств, препятствующих этому. Определение ресурсов для формирования активной профессиональной позиции педагогов лицея. Определение ресурсов для формирования активной профессиональной позиции педагогов лицея.
3 Игра «Согласен, не согласен, может быть» Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней (Марк Аврелий)
4 Чтобы хорошо мыслить – надо хорошо жить (Евгений Богат)
5 Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (Владимир Даль).
6 Люди различаются на осуждающих и творящих (Николай Рерих)
7 Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать (Генри Форд)
8 Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит. (Бернард Шоу)
9 Создание скульптуры «Я и моя работа» Задача каждой группы – Задача каждой группы – придумать, а затем показать всем остальным скульптуру (можно динамическую) под названием придумать, а затем показать всем остальным скульптуру (можно динамическую) под названием «Я и моя работа».
10 Что может быть в основании поведения человека в той или иной ситуации? «полевое поведение» «полевое поведение» «стереотипное поведение» «стереотипное поведение» «позиция» «позиция»
11 «Полевое поведение» непосредственная, неосознаваемая реакция на ситуацию, поведение других людей, часто имеющая рефлекторную природу. «Полевые реакции» берут своё начало в безусловных рефлексах, семейных сценариях, детских привычках. непосредственная, неосознаваемая реакция на ситуацию, поведение других людей, часто имеющая рефлекторную природу. «Полевые реакции» берут своё начало в безусловных рефлексах, семейных сценариях, детских привычках.
12 «Стереотипное поведение» родом из шаблонов педагогической профессии. Годами и десятилетиями гильдия педагогов нарабатывала некоторые привычные способы оценки и реагирования. Морализаторские реакции, жёсткие и однозначные оценки, стремление всё оценить, которое прорывается в поведении педагога, - всё это родом из профессиональных стереотипов. родом из шаблонов педагогической профессии. Годами и десятилетиями гильдия педагогов нарабатывала некоторые привычные способы оценки и реагирования. Морализаторские реакции, жёсткие и однозначные оценки, стремление всё оценить, которое прорывается в поведении педагога, - всё это родом из профессиональных стереотипов.
13 «Позиция» осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу души, которая в результате превращается в действие, поступок, оценку, выбор. осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу души, которая в результате превращается в действие, поступок, оценку, выбор.
14 Отличительные признаки «позиции» как формы поведения Наличие у человека собственных целей и ценностей. Наличие у человека собственных целей и ценностей. Осознанность. Осознанность. Знание и принятие на себя ответственности за последствия проявления позиции, настойчивость в её предъявлении. Знание и принятие на себя ответственности за последствия проявления позиции, настойчивость в её предъявлении. Наличие адекватных целям и ценностям человека средств выражения своей позиции другим людям. Наличие адекватных целям и ценностям человека средств выражения своей позиции другим людям. Устойчивое проявление данного поведения в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми. Устойчивое проявление данного поведения в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми.
15 Возможные позиции педагога в отношении учебного заведения и его развития Позиция«А» Исполнитель, решающий узкие и конкретные задачи Позиция«В» Исполнитель, готовый к решению широкого класса задач в лицее Позиция«С» Творчество, авторство в отношении локальных профессиональных задач Позиция«D» Творчество, авторство в отношении очень разнообразных профессиональных задач
16 Позиция «А» Позиция «А» Педагог готов включиться в развитие учебного заведения, происходящие в ней инновационные процессы, но ему требуется чёткая задача, имеющая понятные границы, сроки, результат. Кроме того, интересы самого педагога тоже локальны и конкретны, поэтому важно, чтобы поставленная перед ним задача лежала в сфере его сегодняшней компетенции и актуальных интересов. Педагог готов включиться в развитие учебного заведения, происходящие в ней инновационные процессы, но ему требуется чёткая задача, имеющая понятные границы, сроки, результат. Кроме того, интересы самого педагога тоже локальны и конкретны, поэтому важно, чтобы поставленная перед ним задача лежала в сфере его сегодняшней компетенции и актуальных интересов.
17 Позиция «В» педагогу интересно многое, он готов подстраиваться в постановке профессиональной задачи под запросы учебного заведения, готов включаться в несколько разных проектов, но в позиции исполнителя. В ситуации, когда эти цели и задачи ещё расплывчаты, неопределённы, изменчивы, его деятельность становится нерезультативной. И сам педагог не удовлетворён своим трудом. педагогу интересно многое, он готов подстраиваться в постановке профессиональной задачи под запросы учебного заведения, готов включаться в несколько разных проектов, но в позиции исполнителя. В ситуации, когда эти цели и задачи ещё расплывчаты, неопределённы, изменчивы, его деятельность становится нерезультативной. И сам педагог не удовлетворён своим трудом.
18 Позиция «С» Педагог склонен к самостоятельному профессиональному творческому делу. Однако сфера его профессиональных интересов чётко определена, и на много сразу он распыляться не хочет и не может. Педагог склонен к самостоятельному профессиональному творческому делу. Однако сфера его профессиональных интересов чётко определена, и на много сразу он распыляться не хочет и не может. Он готов взять на себя определённый пласт, определённое направление работы и вести его от этапа постановки конкретных задач до этапа внедрения и мониторинга. Он готов взять на себя определённый пласт, определённое направление работы и вести его от этапа постановки конкретных задач до этапа внедрения и мониторинга.
19 Позиция «D» Педагогу важно и интересно быть в курсе всех процессов, происходящих в учебном заведении, понимать общую линию развития, а ещё лучше – принимать участие в её определении и разработке. Его профессиональные интересы широки. Педагогу важно и интересно быть в курсе всех процессов, происходящих в учебном заведении, понимать общую линию развития, а ещё лучше – принимать участие в её определении и разработке. Его профессиональные интересы широки.
20 Игра на осмысление и эмоциональное переживание позиций Познакомившись с характеристикой позиции, придумайте ей некоторое образное название. Познакомившись с характеристикой позиции, придумайте ей некоторое образное название. Посовещавшись, дайте ответ: Посовещавшись, дайте ответ: - Учебное заведение принимает участие в педагогическом эксперименте. Как организовать ситуацию в лицее, чтобы представитель вашей позиции был включён в реализацию поставленных планов. - Учебное заведение принимает участие в педагогическом эксперименте. Как организовать ситуацию в лицее, чтобы представитель вашей позиции был включён в реализацию поставленных планов. - Опишите, при каких действиях руководителя будет наиболее эффективен представитель этой позиции. - Опишите, при каких действиях руководителя будет наиболее эффективен представитель этой позиции.
21 Самоопределение На листке бумаги, напишите название той позиции, которую, как Вам кажется, сейчас в учебном заведении Вы занимаете. И, если у Вас есть об этом представление, к какой позиции Вы стремитесь, в какую позицию хотели бы встать. На листке бумаги, напишите название той позиции, которую, как Вам кажется, сейчас в учебном заведении Вы занимаете. И, если у Вас есть об этом представление, к какой позиции Вы стремитесь, в какую позицию хотели бы встать. «Исполнитель?» «А» «Полиисполнитель» «В» «Профи» «С» «Проектировщик» «D»
22 Игра «Преимущества и трудности» Группе предлагается посмотреть на авторскую позицию педагога в учебном заведении, на её плюсы и минусы под следующим углом зрения: Группе предлагается посмотреть на авторскую позицию педагога в учебном заведении, на её плюсы и минусы под следующим углом зрения: самого педагога, реализующего данную позицию; самого педагога, реализующего данную позицию; его коллег, сослуживцев; его коллег, сослуживцев; управленческой командой учебного заведения; управленческой командой учебного заведения; учащихся. учащихся.
23 Анализ факторов среды учебного заведения Задача: проранжировать данные факторы, добавить при необходимости свои. Задача: проранжировать данные факторы, добавить при необходимости свои. Участники группы прописывают, а затем докладывают, что необходимо сделать для того, чтобы: Участники группы прописывают, а затем докладывают, что необходимо сделать для того, чтобы: уменьшить действия негативных факторов, уменьшить действия негативных факторов, увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов. увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов.
24 Факторы, влияющие на профессиональную позицию Препятствующие АПП: 1. Собственная инерция. 2. Накопившиеся профессиональные разочарования («сколько раз уже начинали…»). 3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации лицея. 4. Отсутствие поддержки коллег, неприятие нового, авторского в коллективе. 5. Отсутствие системы работы в этом направлении. 6. Состояние здоровья. 7. Недостаток времени. 8. Стеснённые жизненные обстоятельства. 9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и коллег. 10. Потеря интереса к педагогической деятельности. 11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться. Способствующие АПП: Способствующие АПП: 1. Налаженная система методической работы в лицее. 2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться. 3. Пример и влияние коллег. 4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя. 5. Интерес к педагогической деятельности. 6. Личный пример руководителей лицея. 7. Возможность признания в коллективе. 8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать. 9. Система материального стимулирования. 10. Потребность в саморазвитии. 11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.