Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиталий Чернавский
1 Проект деятельности педагога-психолога «Я и мы» По проблеме: «Коммуникативные нарушения воспитанников подготовительной группы» Автор программы Педагог – психолог детского сада 34 Петухова Л.С год
2 Проблема: Коммуникативные нарушения воспитанников подготовительных групп детского сада. Причины возникновения проблемы: неумение слушать и слышать инструкции взрослого; неумение строить отношения с детьми в группе; нарушение социального взаимодействия; неуверенность в себе; недостаточное развитие самостоятельности; нарастании пассивности; В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.
3 Цель: Тренировка коммуникативных навыков, навыка эмоционального переключения с помощью речевых компонентов, формирование речевой регуляции эмоций. Задачи создать положительный эмоциональный фон; повысить самооценку и уровень самосознания детей с речевыми проблемами; способствовать формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции у детей; способствовать изменению негативных стереотипов поведения; формировать доброжелательные межличностные отношения в группе; способствовать развитию сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений; способствовать растормаживанию речевой функции.
4 Анализ целевой группы: Дети группы 5 (1 подгруппа), 3 и 6(спецгруппы). нарушения развития коммуникативных навыков: - неустойчивость самооценки; - неумение и/или нежелание слышать взрослого; - неприятие сверстников; - эгоцентризм; - остро выражены симпатии и антипатии; - вспышки гнева и агрессивность; - тревожность и страхи. Эмоциональное благополучие зависит от многих причин: состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом обстановка в семье ребёнка.
5 Ресурсы: Реальные: Специальное образование; Единая программа детского сада по воспитанию; Совместная работа с воспитателями по группам; Совместная работа с администрацией детского сада; Наличие заявленных методик; Совместная работа со специалистами детского сада (логопеды, дефектолог, учитель по подготовке к школе, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре). Возможные: Родители; Любознательность детей; Уютная обстановка в группах.
6 Этапы: I. Диагностическая работа по проблеме (Метод включенного наблюдения, графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус», тест «Несуществующее животное», методика «Нарисуй себя», методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад – диагностика сферы общения ребенка)) II. Планирование работы по проблеме: 1. Ежедневное создание эмоционально-благоприятной среды в группах. 2. Работа с воспитателями по данной проблеме. 3. Профилактика психологических проблем у детей (посещение занятий, наблюдение за детьми в процессе обучения и воспитания) 4. Предоставление по итогам диагностики консультации педагогам об индивидуальных особенностях каждого обследуемого ребенка и возможные пути коррекции той или иной особенности в поведении. 5. Групповая работа по проблеме (по Хухлаевой О.В., Чистяковой М. И. Овчаровой Р.В.) Программа включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: эмоциональный блок когнитивный блок поведенческий блок. такое построение программы содействует развитию самосознания в единстве всех его компонентов и рефлексии детей.
7 Эмоциональный блок Этап 1. Знакомство с эмоциональным словарем «Волшебная страна – Пушистия»; «Наши чувства»; «О чем говорят чувства»; «Я – неповторимый человек»; «радость»; «удивление»; «интерес»; «гордость»; «печаль и страдание»; «обида»; «пренебрежение»; и т.д. Этап 2. Определение причин возникновения некоторых эмоций «О чем говорят выразительные движения»; «Учусь понимать людей»; «Слоненок Лус и шимпанзе»; «По ягоды»; Этап 3. Обучение конструктивному решению конфликтов «Как научиться владеть своими чувствами?»; «Встань на его место»; «Сказка о еноте Теме»; «Играем все вместе» Когнитивный блок Этап 1. Гармонизация отношений в группе «Мое имя»; «Мой характер»; «Я – хороший, ты – хороший»; «Учусь взаимодействовать»; «Учусь находить новых друзей и новые интересные занятия»; «Дружба»; «День рождения»; »; Этап 2. Гармонизация внутрисемейных отношений «Вкусы и увлечения»; «Привычки»; «Волшебное слово»; «Мамины руки»; «Друг детства»; «Самый счастливый день»; «Новогодняя ночь» Поведенческий блок «Учусь оценивать себя сам»; «Баба-Яга»; «Змей Горыныч»; «Волк»; «Медведь»; «Кощей Бессмертный»; «Мачеха»; «Иванушка – дурачок»; «Илья Муромец»; «Крошечка Хаврошечка»; «Василиса Премудрая»; «Самоуважение» Темы занятий: «Общение в жизни человека», ««Ярмарка» достоинств», «Ищу друга», «Почему люди ссорятся?», «Барьеры общения», «Умение слушать», «Уверенное и неуверенное поведение», «Нужна ли агрессия», «Пойми меня», «Мои проблемы», «Обиды», «Критика», «Азбука перемен», «Вежливость».
8 Критерии: Количественные: По результатам диагностики: у 40 % детей повышенный уровень враждебности, 27 % имеют повышенную агрессивность, у 57 % – повышенная тревожность, 66% детей не воспринимают инструкцию взрослого. Предполагаемым результатом коррекционной работы будет снижение уровня тревожности и враждебности у 90% воспитанников до нормы, формирование у всех детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Качественные: снижение уровня тревожности; развитие умения понять и выразить словами собственное чувство; развитие умения интерпретировать отношения, чувства других людей, другого человека; конструктивное поведение в конфликтных ситуациях. умеет поддерживать общение с помощью вербальных и невербальных средств; снижение уровня враждебности воспитанников; учитывает компоненты ситуации общения, её изменение.
9 Эффект: речевая регуляция эмоций; умение оценивать и корректировать свое поведение; обретение внутренней устойчивости и доверия к себе; навык переключения эмоционального состояния при помощи речевого компонента; самопонимание; начало формирования саморегуляции. Сильные стороны: знание диагностических методик, умение их использовать; специальная подготовленность по проведению коррекционно- реабилитационной работы при помощи игр, упражнений и тренингов; интерес детей к игровым формам работы. Слабые стороны: невозможность избежать субъективизма педагога-психолога и педагогов, работающих с детьми; психофизиологические особенности воспитанников; недостаточный контакт и слабая возможность повлиять на учителей и других людей, общающихся с детьми.
10 Угрозы: вербальная и невербальная агрессия; воздействие среды; влияние негативных значимых людей; алекситимия (слабая речевая регуляция, слабое развитие рефлексии). Ожидаемый результат: Речевая регуляция эмоций; Более развитый навык эмоционального переключения с помощью речевых компонентов; Повышение уровня развития навыков самопонимания, саморегуляции, понимания себя и других людей в ситуации общения; Положительное эмоциональное самочувствие детей; Уровень тревожности и враждебности соответствующий норме; Более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия.
11 Бюджет: Работа планируется в рамках основной работы, дополнительные материальные ресурсы не требуются. Оценка: Можно сделать вывод о том, что своевременная поэтапная коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников способствует эффективной социализации и обучению в целом. Сознательно воздействуя на сферу коммуникации, способствуя становлению или перестройке складывающихся отношений и взаимодействия дошкольников, педагог сможет эффективнее управлять процессом обучения, активизировать учебную деятельность детей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.