Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОлег Буконин
1 1 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
2 2 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 1.1 Муниципальная экономика в системе экономических отношений. Под муниципальной экономической политикой мы будем понимать совокупность социальных, экологических, экономических и иных целей и ориентиров муниципальной власти, а также способов их достижения. Цели муниципальной деятельности, определяющие муниципальную политику, вытекают из предусмотренных законодательством функций и полномочий местного самоуправления. Главным предметом муниципальной деятельности является благоустройство жизни на территории муниципального образования в широком смысле этих слов, как устройство на благо человека, и оказание населению различных услуг на местном уровне или муниципальных услуг. Генеральная цель муниципальной деятельности и муниципальной политики состоит в повы шении качества жизни населения на территории местного самоуправления через оказание муниципальных услуг.
3 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Качество жизни это система показателей уровня жизни, например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, материальная обеспеченность, состояние природной среды, состояние среды обитания (в частности, городской среды), возможность получить образование, удовлетворять культурные потребности, доступ к информации, возможность передвижения и т.д. 3
4 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 1.2. Предмет муниципальной экономики Предмет муниципальной экономики можно определить не из перечня «курируемых» местной властью предприятий и объектов, а из выполняемых функций. Управление муниципальной собственностью или финансами, муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями не может быть целью, это лишь средство для возможности оказания услуг населению на местном уровне, т.е. муниципальных услуг, вкладывая в данном случае в термин «муниципальный» не форму собственности, а местный характер услуг. К муниципальным услугам относятся все услуги, формирующие частные муниципальные политики, весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных, бытовых, торговых, образовательных, социальных, культурных и других услуг, оказываемых в привязке к месту жительства. 5
5 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Кроме экономических ресурсов территории, при выработке муниципальной политики необходимо учитывать и использовать: правовую базу государства и региона (субъекта Федерации), права и полномочия местного самоуправле ния по использованию экономических и других ресурсов территории – юридический ресурс; кадровый, научный, интеллектуальный, культурный потенциал населения муниципального образования, его готовность к участию в муниципальной деятельности – человеческий ресурс; демографические, политические, социальные, экологические и другие факторы. 4
6 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 1.3. Правовая база муниципальной экономики Правовую базу для проведения муниципальной экономической политики составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», такие основополагающие федеральные акты, как Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, другие федеральные законы, а также соответствующие законодательные акты субъектов РФ. 6
7 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 1.4. Муниципальная экономическая политика в условиях рынка О бщая цель муниципальной экономической политики по наиболее эффективному использованию экономических ресурсов территории для оказания услуг населению, в свою очередь, распадается на ряд более частных целей и задач. 7
8 М.А. Гасанов Муниципальная экономика ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
9 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 2.1. Анализ социально-экономического положения Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода (год, квартал и др.) с плановыми, а также с фактическими показателями за предшествующие периоды. При этом обязательным условием анализа изменения стоимостных показателей является их разложение на натуральную и ценовую составляющие. 8
10 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер жизни муниципального образования, выявление резервов роста. Результатом анализа должны быть предложения по улучшению состояния дел в муниципальном образовании. 9
11 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Среди сводных показателей, комплексно характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, можно отметить следующие: показатели, связанные с населением: численность, демографический состав, миграция, занятость; показатели, связанные с уровнем жизни населения: заработная плата, пенсии, среднедушевой доход, величина прожиточного минимума по основным группам населения, доля населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, динамика потребительских цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, определяющие жизненный уровень населения, сумма вкладов населения в банках, объемы продаж населению ценных бумаг и валюты. 10
12 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 2.2. Текущее планирование и прогнозирование Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. В основу прогноза кладутся показатели социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования органами государственной власти. Разработка прогноза социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, по которым производился анализ социально- экономического положения. В прогнозе должны быть сформулированы основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти цели конкретизируются по направлениям. Отдельные показатели прогноза определяются с использованием разных методик и с различной степенью детализации. Разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно. 11
13 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Стратегическое планирование это разработка целевых ориентиров развития муниципального образования на перспективу, оценка необходимых экономических и других ресурсов для достижения поставленных целей и формирование политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. 12
14 М.А. Гасанов Муниципальная экономика ТЕМА 3. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 13
15 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 3.1. Муниципальные финансы и муниципальный бюджет Местные (муниципальные) финансы – это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач. 14
16 М.А. Гасанов Муниципальная экономика В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финан совые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного самоуправления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно. 15
17 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 3.2. Доходы и расходы местного самоуправления Доходы местных бюджетов состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих. Они также могут включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам относятся: местные налоги и сборы; доли федеральных и региональных налогов и акцизов, законодательно закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе; доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами; доходы от проведения муниципальных займов и лотерей; часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий; доходы от муниципальных ценных бумаг; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством; государственная пошлина, установленная федеральным законодательством; другие платежи, установленные федеральными и региональными законами. 16
18 М.А. Гасанов Муниципальная экономика К регулирующим доходам относятся: отчисления от федеральных и региональных налогов, устанавливаемые ежегодно (или на срок не менее трех лет) законодательством субъектов РФ для каждого муниципального образования индивидуально в целях бюджетного регулирования; финансовая помощь в различных формах. 17
19 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Основными статьями бюджета текущих расходов (без учета расходов на выполнение государственных полномочий) являются: Финансирование муниципального хозяйства. Различные муниципальные образования расходуют на эти цели от трети до половины расходов бюджета. Столь значительная доля этой статьи расходов объясняется высокой дотационностью жилищно-коммунальной сферы и городского транспорта, наличием многочисленных социальных льгот для отдельных слоев населения. Финансирование социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная помощь и др.). На эти цели расходуется 30-40% местного бюджета. Всего на перечисленные два главных направления тратится 80 и более процентов бюджетных расходов. Расходы на управление. Расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по займам и ссудам. Ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска. Прочие расходы, в том числе непредвиденные. 18
20 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Разрабатывая свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное образование может ставить перед собой следующие цели: обеспечить объем текущих расходов бюджета, необходимых для достижения качества жизни населения на уровне не ниже, а по возможности выше минимальных государственных социальных стандартов обеспечить формирование бюджета развития; обеспечить через субъект Федерации финансирование отдельных государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, а также финансирование выполнения федеральных и региональных законов; обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств; иметь сбалансированный бюджет. 19
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.