Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕгор Юсов
1 Городские сообщества в России. Реальность, ощущаемая «изнутри» и невидимая «извне» Ольга ВЕНДИНА
2 «ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО» ИЛИ «ГОРОДСКИЕ СООБЩЕСТВА»? КАКОЙ СМЫСЛ МЫ ВКЛАДЫВАЕМ В ЭТО ПОНЯТИЕ? ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СООБЩЕСТВ? Наличие объединяющих мотивов Групповая солидарность и доверие Особая «городская культура» и идентичность Устойчивость и воспроизводство: жизнь сообщества длиннее или короче жизни одного поколения? Организационная оформленность: лидерство и институциональная практика То, как понимается и трактуется каждый из этих параметров, зависит от ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ общества, а те, в свою очередь, от его ХАРАКТЕРА, длительности «стажа» УРБАНИЗАЦИИ и интенсивности социально- экономических и политических ТРАНСФОРМАЦИЙ
3 В.С. МАГУН, М.Г. РУДНЕВ БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЯН И ДРУГИХ ЕВРОПЕЙЦЕВ URL: «Средний россиянин сегодня сильнее, чем жители большинства европейских стран, привержен ценностям БОГАТСТВА и ВЛАСТИ, а также ЛИЧНОГО УСПЕХА и СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ. Сильная ориентация на личное самоутверждение оставляет в его сознании меньше места для ЗАБОТЫ О РАВЕНСТВЕ и СПРАВЕДЛИВОСТИ в стране и мире, о ТОЛЕРАНТНОСТИ, о природе и окружающей среде и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно окружает.. …. Сильная приверженность ценностям личного успеха и богатства НЕ СОЧЕТАЕТСЯ со столь же выраженной СМЕЛОСТЬЮ, готовностью ДЕЙСТВОВАТЬ ПО НОВОМУ, идти на риск и принимать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ. Даже ради успеха и богатства люди не готовы к действиям, выходящим за пределы исполнительской рутины и требующим от них повышенных энергетических и эмоциональных затрат». ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ЦЕННОСТЯХ ……
7 Вернемся к вопросам ХАРАКТЕРА ОБЩЕСТВА и скорости ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ процессов 1. ОБЩЕСТВО ПЕРЕЖИВАЕТ СВОЕ ВРЕМЯ. Каждое общество навязывает своим членам определенную дисциплину. Новые поколения приноравливаются к порядку, который определяется и поддерживается старшими. Индивиды растут, включаются в жизнь сообщества, наконец, выпадают из нее и исчезают. Но сообщество вместе с тем моральным порядком, который оно в себе воплощает, продолжает жить дальше. … При этом, начинают формироваться новые сообщества. 2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СООБЩЕСТВАХ, ГДЕ РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ДОСТИГАЕТСЯ ЗА СЧЕТ ПРЕОБЛАДАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ НАД СМЕРТНОСТЬЮ, И В СООБЩЕСТВАХ, НАСЕЛЕНИЕ КОТОРЫХ РАСТЕТ БЛАГОДАРЯ МИГРАЦИИ, СОВЕРШЕННО РАЗЛИЧНЫ. В первых – скорость изменений ниже, школа и межпоколенческая коммуникация обеспечивают равновесие «старое/новое». Во вторых – высокая скорость изменений входит в противоречие с медлительностью традиционных механизмов социализации, возникает «культурное отставание», что приводит к конфликтам.
8 ВОЗНИКАЕТ НАДЕЖДА, ЧТО «ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА» И ИДЕНТИЧНОСТЬ СМОГУТ СОЗДАТЬ СТИМУЛЫ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ, обеспечить интеграцию городского сообщества поверх этнических, религиозных, социальных и имущественных барьеров ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОСОБОСТЬ УНИКАЛЬНОСТЬ МАЛАЯ РОДИНА ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО – ЭТО ЦЕЛОСТНАЯ И КУЛЬТУРНО САМОБЫТНАЯ ЕДИНИЦА. НАЛИЧИЕ САКРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ («СВЯТЫЕ МЕСТА»), ЗНАЧИМОСТЬ УКОРЕНЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВО «КОРЕННЫХ» ГОРОЖАН РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ МОСКВА ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ МЕСТНЫЙ ПАТРИОТИЗМ ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ГРАЖДАН, РАЗДЕЛЯЮЩИХ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СУДЬБЫ ГОРОДА И СОЛИДАРНЫХ В ОПРЕДЕЛЕНИИ И РЕШЕНИИ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ РОССИЯ БЕЗ НАЦИЗМА МОСКВА ДЛЯ ВСЕХ
9 ПОВОДЫ И МОТИВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОПРОСЫ: Как соотносятся институты представительной и партисипаторной демократии? Зачем в демократическом обществе нужна партисипаторная демократия? Готово ли городское сообщество (или сообщества) к «участию»?
10 ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ? Протест Общность увлечений Общность задач и интересов Общность взглядов Общность проблем ЧЕМ ВЫШЕ СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА, ТЕМ БЛАГОПРИЯТНЕЕ В НЕМ ГРАЖДАНСКИЙ КЛИМАТ И БОЛЕЕ ВЫРАЖЕНА УСТАНОВКА НА ГРАЖДАНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФОМ, Ресурс добровольческого движения авангардных групп российской модернизации МОТИВЫ УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Расширение социальных контактов Перспективы связанные с карьерой, с социальным лифтом Идеалистические и альтруистические мотивы Самопомощь
11 ГРУППОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ И ДОВЕРИЕ Кому доверяют жители крупнейших городов Насколько хорошо жители многоквартирных домов знают своих соседей
12 ГРУППЫ: ИНДЕКС ГРАЖДАНСКОГО КЛИМАТА ИНДЕКС ГРАЖДАНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧТО ВЛИЯЕТ НА СОЛИДАРИЗАЦИЮ ЛЮДЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СООБЩЕСТВ? ГРАЖДАНСКАЯ, 13%10025 ПРОТО – ГРАЖДАНСКАЯ, 28% 6024 ПАРТИКУЛЯРИСТСКАЯ, 23% ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ, 18% 30,2 16 ПАССИВНЫЕ, 18% 14 РОССИЯ В ЦЕЛОМ Российское общество как «социум клик». Если анонимное доверие порождает институциональный порядок, то персонализированное – (квази)родственную связь. Права и свободы важны скорее внутри своего собственного локального мира, а не как общий принцип, что устраивает власть, которая также регулирует «свой мир» на основе локальных правил, оставаясь вне универсального контроля.
13 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОФОРМЛЕННОСТЬ: ЛИДЕРСТВО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА КАК МЫ ПОНИМАЕМ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО? Гражданское общество - это совокупность различных неправительственных институтов …. По данным Минюста, в декабре 2012 г. в России зарегистрировано НКО и 319 филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций. В том числе: Религиозные организации – ТСЖ – СНТ, дачные и иные товарищества – Политические партии с их региональными отделениями – 4649 Собственно общественные организации – Реально работающими является примерно 40%
14 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – ЭТО НЕ ИНСТИТУТЫ, А ФОРМА ПРАКТИКИ, объединяющая многих частных лиц в деле, направленном на общее благо, борьбу за его осуществление или защиту В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – ЭТО СФЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Оно может быть как ПОСТОЯННЫМ структурным элементом общества, так и ВОЗНИКАЮЩЕЙ И ИСЧЕЗАЮЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ его самопреобразования, способом разрешения наболевших проблем и накопившихся противоречий ДРУГОЙ ВЗГЛЯД: В НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ВОВЛЕЧЕНА ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ РОССИЯН, ЧЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НКО». Большая часть гражданского участия – это ВИДЫ АКТИВНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ЦЕЛЯМИ НОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСПЫТЫВАЕТ НЕ СТОЛЬКО НЕДОСТАТОК ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ, СКОЛЬКО ДЕФИЦИТ ПРИЗНАНИЯ СО СТОРОНЫ НАСЕЛЕНИЯ И ВЛАСТИ.
15 Является ли оно ПОТРЕБИТЕЛЕМ или ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ городских благ и ресурсов, роскошью богатых обществ или, напротив, обеспечивает экономический рост? ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА 1.Защита интересов населения, не учитываемых при реализации крупных городских проектов. 2.Контроль исполнения обязательств власти в части политических и социальных прав, расходования бюджетных средств и 3.Оказание социальных услуг в тех сферах, где государство демонстрирует недостаточную состоятельность, а бизнес проявляет избирательную заинтересованность. 4.Помощь лицам, дискриминируемым существующим правовым режимом и жизненной практикой общества. 5.Инициирование и распространение социальных изменений, создание и привлечение инновационных технологий, работающих на внедрение позитивных поведенческих практик. 6.Содействие личностному развитию, стимулирование проектного мышления и достижительных мотиваций, наращивание человеческого капитала и укрепление отношений доверия в обществе. ПРЯМЫЕ И НЕПРЯМЫЕ ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ. ПРЯМЫЕ:
16 НЕПРЯМЫЕ ЭФФЕКТЫ: город становится бенефициаром положительных экономических эффектов за счет сокращения ВОЗМОЖНЫХ УЩЕРБОВ 1.Снижение вероятности криминализации городской среды 2.Ослабление тенденций сегрегации 3.Укрепление городской идентичности 4.Разделение ответственности за проводимую политику между властью и обществом 5.Ясность политики и эффективность принимаемых мер Чтобы все это сработало, ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО ДОЛЖНО СТАТЬ «ВИДИМЫМ», обрести свое место не только в структурах муниципального управления или законодательстве, но и в городском пространстве ПРИТЯЗАЯ НА ПРОСТРАНСТВО ПУБЛИЧНО, СОЗДАВАЯ ПУБЛИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ САМИ СТАНОВЯТСЯ ПУБЛИЧНЫМИ
17 ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Проблемы взаимодействия: 1.Отсутствие взаимного признания 2.Недостаточность или избыточность законодательной базы (знаменитый закон об «иностранных агентах») 3.Соприкосновение малого бизнеса и общественной деятельности при отсутствии инфраструктуры поддержки последней (как местная власть подавляет малый бизнес, давая карт-бланш крупному, так и государственные инициативы губят общественные начинания). 4.Дефицит физической среды общественных коммуникаций 5.Пороки пространственной организации городской среды, усугубляющие сегрегацию и препятствующие развитию местных сообществ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.