Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГлеб Карпочкин
1 ИНТЕГРАТИВНЫЙ УРОК ИСКУССТВА Презентацию подготовила доктор педагогических наук, профессор Презентацию подготовила доктор педагогических наук, профессор кафедры филологии и искусства кафедры филологии и искусства РО ИПК и ПРО Надолинская Т.В. РО ИПК и ПРО Надолинская Т.В.
2 Научные представления об интеграции ноосферный, планетарный уровень, где представлена интеграция искусства с естественно-природными основами вселенной (В. И. Вернадский); ноосферный, планетарный уровень, где представлена интеграция искусства с естественно-природными основами вселенной (В. И. Вернадский); интеграция различных видов искусства: взаимодействие видов искусства, имеющих единую духовно-материальную основу (П. А. Флоренский, Л. С. Выготский, А. В. Фаворский, Х. И. Хан); интеграция различных видов искусства: взаимодействие видов искусства, имеющих единую духовно-материальную основу (П. А. Флоренский, Л. С. Выготский, А. В. Фаворский, Х. И. Хан); интеграция искусства с ребенком, его развитием (Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов); интеграция искусства с ребенком, его развитием (Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов); интеграция на уровне этнокультурного пространства и этноисторических особенностей региона (Д. С. Лихачев, Г. Н. Волков). интеграция на уровне этнокультурного пространства и этноисторических особенностей региона (Д. С. Лихачев, Г. Н. Волков).
3 Три подхода к интеграции в художественном образовании экологический подход к индивидуальному развитию воспитания и деятельности формирующейся личности (младший школьный возраст); экологический подход к индивидуальному развитию воспитания и деятельности формирующейся личности (младший школьный возраст); комплексный подход к процессу художественного образования, формирование целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир и искусство (средний школьный возраст); комплексный подход к процессу художественного образования, формирование целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир и искусство (средний школьный возраст); индивидуальность художественно- образного мышления, формирование системного (философского, исследовательского) художественного мышления в условиях освоения пространства и визуальной среды (старший школьный возраст). индивидуальность художественно- образного мышления, формирование системного (философского, исследовательского) художественного мышления в условиях освоения пространства и визуальной среды (старший школьный возраст).
4 Три точки зрения на интеграцию в художественном образовании интеграция цельсредстворезультат
5 Цели музыкального образования Глобальная цель музыкального образования – «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры». Глобальная цель музыкального образования – «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры». Стратегическая цель – основная цель комплекса интегративных уроков музыки по темам года, связанная с развитием способностей учащихся в полихудожественной деятельности. Стратегическая цель – основная цель комплекса интегративных уроков музыки по темам года, связанная с развитием способностей учащихся в полихудожественной деятельности. Тактическая цель – усвоение содержания конкретного урока в соответствии с темой четверти, полугодия, года. Тактическая цель – усвоение содержания конкретного урока в соответствии с темой четверти, полугодия, года. Оперативная или ситуативная цель – реализация тактической цели в процессе интегративного урока. Она может быть частной к определенному виду деятельности и подразделяться на воспитательные (формирование эстетических, художественных, нравственно-эстетических установок, мировоззренческие и мотивационные), обучающие (информационные, теоретические и практические) и развивающие (инструментальные, ориентационные) цели. Оперативная или ситуативная цель – реализация тактической цели в процессе интегративного урока. Она может быть частной к определенному виду деятельности и подразделяться на воспитательные (формирование эстетических, художественных, нравственно-эстетических установок, мировоззренческие и мотивационные), обучающие (информационные, теоретические и практические) и развивающие (инструментальные, ориентационные) цели.
6 4 типа взаимодействия искусств в образовательном процессе межпредметные связи в пределах традиционного плана (литература, музыка, изобразительное искусство); межпредметные связи в пределах традиционного плана (литература, музыка, изобразительное искусство); сочетание предметов обязательного цикла с занятиями других видов искусств во внеурочное время, что расширяет возможности полихудожественного воспитания для желающих; сочетание предметов обязательного цикла с занятиями других видов искусств во внеурочное время, что расширяет возможности полихудожественного воспитания для желающих; преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной основе с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства (такой тип преподавания часто сочетается с первыми двумя); преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной основе с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства (такой тип преподавания часто сочетается с первыми двумя); комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе (теория Б.П. Юсова). комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе (теория Б.П. Юсова).
7 Цель интеграции в образовательном процессе повышение эффективности и качества процесса обучения, познания и развития, независимо от того, на какой информации базируется содержание предмета - научных знаниях, способах деятельности или опыте творчества и эмоционально-целостного отношения к объекту или способу деятельности повышение эффективности и качества процесса обучения, познания и развития, независимо от того, на какой информации базируется содержание предмета - научных знаниях, способах деятельности или опыте творчества и эмоционально-целостного отношения к объекту или способу деятельности
8 Задачи интегративных уроков искусства развитие эмоциональной идентификации в процессе разыгрывания ролей; развитие эмоциональной идентификации в процессе разыгрывания ролей; развитие музыкальности, музыкально- творческих способностей, творческого воображения и мышления в художественно- игровой среде; развитие музыкальности, музыкально- творческих способностей, творческого воображения и мышления в художественно- игровой среде; получение, закрепление и накопление музыкально-исполнительского опыта, музыкальных знаний, умений и навыков в художественно-творческой деятельности; получение, закрепление и накопление музыкально-исполнительского опыта, музыкальных знаний, умений и навыков в художественно-творческой деятельности; формирование художественных интересов, вкусов и потребностей средствами различных видов искусств. формирование художественных интересов, вкусов и потребностей средствами различных видов искусств.
9 Условия эффективной организации интегративных уроков психофизиологические и индивидуальные особенности, сотворческое воображение и мышление педагога и учащихся; психофизиологические и индивидуальные особенности, сотворческое воображение и мышление педагога и учащихся; игровой стиль руководства и артистизм педагога; игровой стиль руководства и артистизм педагога; уровень художественно-творческого развития учащихся конкретного класса; уровень художественно-творческого развития учащихся конкретного класса; установление диалогического игрового общения между педагогом и учащимися. установление диалогического игрового общения между педагогом и учащимися.
10 Принципы построения интегративных уроков искусства принцип интонационности; принцип целостности; принцип образности; принцип ассоциативности и вариативности; принцип единства разного и своеобразного.
11 Интегративный урок музыки это игровая модель, основанная на взаимодействии видов искусства, разнообразных видах и формах художественно-творческой деятельности школьников, и представляющая собой целостное художественно-педагогическое произведение это игровая модель, основанная на взаимодействии видов искусства, разнообразных видах и формах художественно-творческой деятельности школьников, и представляющая собой целостное художественно-педагогическое произведение
12 Сравнительная характеристика традиционного и интегративного урока ПараметрыТрадиционный урок Интегративный урок Цель и задачиОткрытыСкрыты (или открыты, но опосредствованы художественно-игровой задачей) Мотивы деятельности Преобладание учебных мотивов Преобладание игровых мотивов, стремление выйти в игровую ситуацию Характер организации и учебного процесса Обучение через включение в учебную деятельность Обучение через включение в полихудожественную деятельность Способ управления учебной деятельностью школьников Преобладает прямое обучающее воздействие Инновационная деятельность, сочетающая косвенное и прямое воздействие на учащихся Позиция учителяТрадиционнаяИгровая («внутри» или «вне» игрового поля) Деятельность учащихся УчебнаяХудожественно- познавательная, художественно-игровая, полихудожественная
13 Художественно-педагогическая идея интегративного урока искусства главная мысль урока (или группы уроков), которая пронизывает все виды художественной деятельности и частнометодические задачи, продвигает детей и учителя к личностному, социально-значимому результату, обеспечивает процесс развития, общение на уроке, окрашивая и выводя на уровень жизни общечеловеческих ценностей каждый его момент главная мысль урока (или группы уроков), которая пронизывает все виды художественной деятельности и частнометодические задачи, продвигает детей и учителя к личностному, социально-значимому результату, обеспечивает процесс развития, общение на уроке, окрашивая и выводя на уровень жизни общечеловеческих ценностей каждый его момент
14 Виды интегративных уроков искусства уроки овладения учащимися новыми знаниями (моноурок, построенный на изучении одного классического, художественного, драматического произведения или творчества одного композитора, художника, драматурга, или урок-беседа); уроки формирования и усвоения умений и навыков (уроки, включающие театрализованные игры и драматизации); уроки обобщения и систематизации знаний (урок-конкурс, урок- путешествие); уроки повторения, комплексного применения знаний, умений и навыков (уроки, которые включают в себя различные виды художественной деятельности и самостоятельную работу учащихся – вокальные, инструментальные, драматические импровизации, диалоги, инсценировка песен, сказок, иллюстрации к рассказам); комбинированные уроки, на которых решаются одновременно несколько образовательных задач (урок-концерт, урок-образ, урок-спектакль), – заключительные уроки четверти, полугодия, года.
15 Основные компоненты творческой атмосферы (Духа) интегративного урока искусства атмосфера, которая создается звучанием музыки; атмосфера, которая создается звучанием музыки; атмосфера, создаваемая учителем музыки; атмосфера, создаваемая учителем музыки; атмосфера, исходящая от учащихся классов атмосфера, исходящая от учащихся классов Создание Духа урока музыки – творческая задача каждого учителя
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.