Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлександр Фонвизин
1 И НТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ М.Г. КИМ. УЧИТЕЛЬ МАОУ СОШ 77 г Х АБАРОВСК 2013
2 Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции. Компетенция «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции». «Употребление» есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального.
3 Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентированность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения.
4 АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ УСПЕШНО ФОРМИРОВАТЬ: способность адаптироваться в группе; умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией; готовность принять на себя ответственность за деятельностью группы; способность выдвигать и формулировать идеи, проекты; готовность идти на оправданный риск и принимать нестандартные решения; умение избегать повторения ошибок и просчетов; способность ясно и убедительно излагать свои мысли, быть немногословным, но понятным; способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов; умение эффективно управлять своей деятельностью и временем. Интерактивные методы (от англ. interaction взаимодействие, воздействие друг на друга) методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой.
5 ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЭТО: «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог»
6 ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.
7 Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Панина Т. С. и Вавилова Л. Н. выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения.
8 ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: 1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с учителем.
9 2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным. 3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
10 4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
11 5. Использование интерактивных технологий обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным. 6. Результат для конкретного обучающегося: опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; развитие личностной рефлексии; освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; развитие толерантности. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
12 7. Результат для учебной микрогруппы: развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориентационного единства группы; поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
13 8. Результат для системы «учитель группа»: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; многомерное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
14 НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Дискуссия (от лат. discussion рассмотрение, исследование) это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения- спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
15 ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСКУССИИ Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся. Обратная связь с обучающимися.
16 ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы; моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный ученик не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; формирование способности критически оценивать и защищать свои убеждения.
17 МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МОЗГОВАЯ АТАКА) является наиболее свободной формой дискуссии, хорошим способом быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Он используется для коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов, где предполагаются генерация в группе разнообразных идей, их отбор и критическая оценка.
18 НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Игра это форма деятельности (чаще совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
19 ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ: сформировать мотивацию на обучение, и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения; оценить уровень подготовленности обучающихся (может быть использована как на начальной стадии обучения для входного контроля, так и на стадии завершения для итогового контроля эффективности обучения); оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния знания в активное умение, и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала.
20 ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ИГР деловые игры ролевые игры организационно-деятельностные игры
21 НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Тренинг один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 515 минут).
22 НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Метод проектов система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов.
23 ПРОЕКТ Проект это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством учителя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
24 НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. В основе технологии Ассессмент-центра лежат имитационные упражнения, моделирующие профессиональную деятельность участников. Типы упражнений подразделяются в соответствии с профессиональными (рабочими) ситуациями: все профессиональные задачи решаются индивидуально, в паре либо в группе (три и более человека).
25 НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Портфолио (от франц. porter носить + лат. in folio в размер листа) представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности учащихся, использующуюся для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. Портфолио это коллекция работ за определенный период времени,которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе.
26 НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ И ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Кейс-технологии. «Кейс» от англ. «case» «происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» формы латинского глагола «cadere», означающего «падать». Происшествие это то, что «падает, сваливается на нас». «Игра представляется имитацией практики, а кейс-метод имитацией ситуации, в которой развертывается практика жизни. Игра акцентирована на умения, навыки, тренинг, а кейс-метод на поиск проблемы, заложенной в ситуацию, и ее мысленное разрешение».
27 КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
28 И СТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» запутанный или необычный случай. Главная особенность метода изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.
29 К ЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
30 К КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯМ ОТНОСЯТСЯ : метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр
31 МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (АКС) Под конкретной ситуацией понимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или выступает в противоречии с окружающей средой. Как правило, эти ситуации характеризуются неопределенностью, непредсказуемостью появления и представляют собой нежелательное нарушение или отклонение в социальных, экономических, организационных, педагогических, производственных и технологических процессах. Однако метод АКС может включать и ситуации, в которых присутствует положительный пример или опыт, изучение и заимствование которого приводит к повышению качества производственной и общественной деятельности.
32 В методологическом контексте кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы различные методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс- методе свои функции.
33 СТРУКТУРА КЕЙС-МЕТОДА Метод, интегрированный в кейс-метод Характеристика его функций в кейс-методе МоделированиеПостроение модели ситуации Системный анализСистемное представление и анализ ситуации Мысленный экспериментСпособ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования Методы описанияСоздание описания ситуации Проблемный методПредставление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификацииСоздание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации Игровые методыПредставление вариантов поведения героев ситуации Мозговой штурмГенерирование идей относительно ситуации ДискуссияОбмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения
34 В ОЗМОЖНОСТИ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В ОБОГАЩАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
35 ДЛЯ АНАЛИЗА МОГУТ БЫТЬ ПРЕДЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ СИТУАЦИЙ : 1)ситуация иллюстрация (демонстрирует закономерности, механизмы, следствия); 2)ситуация проблема (описание реальной проблемной ситуации, решение которой необходимо найти, или сделать вывод о его отсутствии); 3)ситуация оценка (описание положения, выход из которого уже найден, необходимо критически проанализировать принятое решение); 4) ситуация упражнение (обращение к специальным источникам информации, литературе, справочникам).
36 С ОЗДАНИЕ КЕЙСА В начале нужно ответить на три вопроса: 1.Для кого и чего пишется кейс? 2.Чему должны научиться дети? 3.Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: Цель обучения Структурирование учебного материала Выбор организационных форм, методов и средств обучения
37 УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОПИСАНИЯ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ КЕЙСА : ситуация должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся; желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»; следует вести разработку кейсов на местном материале и «встраивать» их в текущий учебный процесс; ситуация должна отличаться проблемностью, содержать необходимое и достаточное количество информации; нужно, чтобы ситуация показывала как положительные,так и отрицательные примеры ; ситуация должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой; ситуация должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации); текст ситуационного упражнения не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы; грамотно составленный кейс должен приводить примеры решений, заслуживающих высокой оценки, которые могли бы послужить прецедентом для будущих решений; желательно, чтобы текст ситуационного упражнения (кейса) требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими; хороший кейс прививает навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной жизни, давая ученику модель, которую он может взять за образец в реальной жизни. ситуация (кейс) должна сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.
38 М ЕТОДЫ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ Метод инцидентов Метод разбора деловой корреспонденции Игровое проектирование Ситуационно- ролевая игра Метод дискуссииКейс-стади
39 М ЕТОД РАЗБОРА ДЕЛОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ (« БАСКЕТМЕТОД ») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
40 М ЕТОД ИНЦИДЕНТОВ В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
41 И ГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Цель процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
42 С ИТУАЦИОННО - РОЛЕВАЯ ИГРА Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки ролевая игра. М ЕТОД ДИСКУССИИ Дискуссия обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
43 К ЕЙС - СТАДИ Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
44 К ЕЙС - СТАДИ Кейс-стади это вид учебного занятия, сочетающий в себе несколько методов (самостоятельная работа с научной литературой, учебной информацией, документами; анализ конкретных ситуаций; мозговой штурм; дискуссия; метод проектов и др.) и форм (практического занятия, семинара, деловой или ролевой игры и др.) обучения. Речь идет о таком виде занятия, на котором учащиеся, предварительно изучив информационный пакет учебного материала (кейс), ведут коллективный поиск новых идей, а также определяют оптимальные пути, механизмы и технологии их реализации.
45 О СОБЕННОСТИ КЕЙС - СТАДИ 1.Обязательная исследовательская стадия процесса 2.Коллективное обучение или работа в группе 3.Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения 4.Специфическая разновидность проектной технологии 5.Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
46 И СПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – СТАДИ : позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины; преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
47 РОЛИ УЧАСТНИКОВ КЕЙС-СТАДИ Фаза работыДействия преподавателяДействия ученика До занятия1.Подбирает кейс. 2.Определяет основные и вспомогательные материалы. 3.Разрабатывает сценарий занятия. 1.Получает кейс и список рекомендованной литературы. 2.Индивидуально готовится к занятию. Во время занятия1.Организует предварительное обсуждение кейса. 2.Делит группу на подгруппы. 3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает дополнительными сведениями. 1.Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2.Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других. 3.Принимает или участвует в принятии решений. После занятия1.Оценивает работу учащихся. 2.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме
48 Р АБОТА УЧЕНИКА С КЕЙСОМ I этап знакомство с ситуацией, её особенностями; II этап выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; III этап предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; IV этап анализ последствий принятия того или иного решения; V этап решение кейса предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
49 Д ЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ В КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом;работа с кейсом организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.
50 Е СТЬ 3 ВОЗМОЖНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ( УЧИТЕЛЯ ) В ХОДЕ РАБОТЫ С КЕЙСОМ : 1.Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; 2.В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; 3.Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
51 В ИДЫ КЕЙСОВ Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации) Мультимедиа-кейс (наиболее популярный, но зависит от технического оснащения школы) Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы)
52 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей. Кейс-обучение Открытая дискуссия Руководимая СвободнаяИндивидуальный Групповой Опрос (презентация)
53 К ЕЙС – МЕТОД ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И В КАЧЕСТВЕ ЭКЗАМЕНОВ ИЛИ ЗАЧЕТОВ Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время. Кейс-экзамен (зачет) С предварительной подготовкой Без предварительной подготовки
54 Использование метода «кейс-стади» особенно ценно при изучении тех разделов учебных дисциплин, где необходимо осуществить сравнительный анализ, и где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а имеется несколько научных подходов, взглядов, точек зрения. Результатом использования «кейс-стади» являются не только полученные знания, но и сформированные навыки профессиональной деятельности, профессионально-значимых качеств личности.
55 М ЕТОД АНАЛИЗА КЕЙСОВ Разновидностью метода кейс-стади является метод анализа кейсов. Процедура работы с кейсом состоит в том, что обучаемым предлагается письменно или устно конкретный случай из практики. В большинстве случаев он излагается лаконично, обычно в несколько строк, которые необходимо прочитать, проанализировать и предложить способ действия в описанной ситуации. Это наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосрочного обучения, поскольку она направлена скорее на формирование новых психологических качеств и умений, чем на усвоение знаний.
56 К ЕЙС - МЕТОД КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОЗВОЛЯЕТ УСПЕШНО ФОРМИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ И РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ : ученик должен продемонстрировать способность мыслить логически, ясно и последовательно, а также понимать смысл исходных данных и предположенных решений; оперативно принимать решения; отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т. е. правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»; наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата; приобретать навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;
57 вырабатывать умения осуществлять презентацию, т. е. убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения; отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других; развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации; формировать способность и готовность к саморазвитию и профессиональному росту на основе анализа (рефлексии) своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи. К ЕЙС - МЕТОД КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОЗВОЛЯЕТ УСПЕШНО ФОРМИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ И РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
58 В ЫВОД Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.
59 Л ИТЕРАТУРА 1.Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых : особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – Режим доступа: (дата обращения: ) 2. Базаров, Т. Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации : дис. … д-ра психол. наук : / Т. Ю. Базаров. М., с. 3. Ефремова, Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО // Презентация на семинаре «Особенности формирования и использования измерительных материалов для оценки качества высшего профессионального образования с учетом введения ФГОС ВПО» (г. Москва, НИТУ МИСИС, 2426 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ) 4.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, с. 5.Краснов, Ю. Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» (реферативный обзор источников, включая рассмотрение концепции Дж. Равена о развитии компетентностей высшего уровня посредством проектного обучения) / Ю. Э. Краснов // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Минск : РИВШ БГУ, С
60 6.Красностанова, М. В. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы / М. В. Красностанова, Н. В. Осетрова, Н. В. Самара. М. : Вершина, с. 7.Масалков, И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. М. : Академический Проект ; Альма Матер, с. 8.Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», с. 9.Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие / А. П. Панфилова. М. : Издательский центр «Академия», с. 10.Полат, Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Минск : РИВШ БГУ, С Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. М. : Изд-во МГУ, с. 12. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев : Центр инноваций и развития, с. 12.Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. 2-е изд., стер. М. : КНОРУС, с. 13.Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. Саратов : Издательский центр «Наука», с. 14.Гущин Юрий Вячеславович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Л ИТЕРАТУРА
61 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.