Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемcherschool.ucoz.ru
1 Словообразование в современном русском языке на примере речи воспитанников и учащихся МБОУ «Черемичкинская ООШ» Автор: Гульманова Анна, обучающаяся 8 класса МБОУ «Черемичкинская ООШ» 1
2 2
3 Цель исследования: Изучение словообразовательных моделей современного русского языка и разработка рекомендаций выпускникам 9-11 классов для подготовки к выполнению заданий по словообразованию на ГИА и ЕГЭ. 3
4 Задачи исследования: изучить литературу по теме «Словообразование современного русского языка»; проанализировать особенности словообразования в речи дошкольников и учащихся 5-9 классов; проанализировать задания по словообразованию тестов ГИА и ЕГЭ по русскому языку; разработать рекомендации для выпускников при подготовке их к выполнению заданий ГИА и ЕГЭ по теме «Словообразование». 4
5 Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, экспериментальный и описательный методы. Предмет исследования: словообразовательный уровень современного русского языка. Объект исследования: речь воспитанников дошкольной группы и учащихся Черемичкинской школы. 5
6 Гипотеза: словообразование связывает вместе все разделы языка, помогает понять семантику слов, в том числе и авторских изобретений – окказионализмов. При подготовке к экзамену выпускникам поможет работа по словообразованию с использованием алгоритмов, а также слов, созданных детьми младшего возраста, например, из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти». 6
7 Способы словообразования приставочный (префиксальный) способ суффиксальный способ приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) способ бессуффиксный способ сложение (слов, частей слов с суффиксацией, основ, корней) сокращение слов и аббревиация переход слов из одной части речи в другую 7
8 8
9 9 дядя – дяденька дед – дедушка ёлка – ёлочка кошка – котёнок собака – собачка слон - слоник машина - машинка гонка – гоночка (о машине) коза – козлёнок сапоги – сапожки медведь – медвежонок птицы - птички путешествовать - путешественник учить – учитель – учёный Имена существительные: ! В речи дошкольников, в основном, используется суффиксальный способ образования слов
10 10 Имена прилагательные: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий; хороший - плохой; большой - маленький; добрый - злой; холодный – тёплый; грязный - чистый ! В речи дошкольников, в основном, присутствуют существительные и глаголы, круг используемых прилагательных ограничен
11 Комар Комарёнок Комарчик Комарчонок Комарёк Комарёшка 11
12 Поесть ЕдунПоедёнокЕдачОбъедачПоедатель 12
13 Гулять Челогул Челопуть Уличник Гулец Гульщик Гуляйчик Гуляльщик 13
14 14 1.комарёшка – маленький комар 2.игрушонок – маленькая игрушка 3.храпянок – тот, кто любить поспать 4.поедёнок – тот, кто любит поесть 5.уличник – тот, кто любит гулять 6.копатка - лопатка 7.пальчатки - перчатки 8.обутка - обувь 9.кружинка - пружинка 10.кустыня – пустыня, где есть кустики «Дешифровщик»
15 Задание 3. Выполните словообразовательный разбор слов: по-настоящему водовозный глубь земной бессовестный упрощённо сформулировать отзывчивость юбка-шорты поутру Задание 4.Разберите по составу слова: ЗЕМЛЯНКА ПРИРОДНЫЙ ВЫСКОЧКА ПРИСКАКАВШИЙ ПРОСМОЛЕННЫЙ ПОДЫГРЫВАЯ ЛАСКОВО (посмотрел) (солнце) ЛАСКОВО СНЕЖИНКА ВЫСКОЧИВ 15
16 Алгоритм рассуждения при выполнении заданий В2 - В4 (ГИА) 1. Читаю текст задания ( например, В 4: Из предложений __ выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н, пишется НН» ); 2.нахожу в предложениях для анализа все слова с НН – выписываю; 3.выполняю словообразовательный и морфемный разбор этих слов, опираясь на: синтаксические связи, частеречную принадлежность, семантику, подбор родственных слов, подбор слов, образованных по сходным моделям; 4. выписываю прилагательное в соответствии с условиями, названными в задании. 16
17 Результаты контрольных срезов 9 класс 17
18 Результаты контрольных срезов 9 класс 18
19 В помощь выпускнику : Васильевых, И.П. Русский язык. Контрольные работы в новом формате. 8 класс. – Интеллект- Центр – М., Козлова, Р.П., Чеснокова, Н.В. Тесты по русскому языку. 8-9 классы. Москва «ВАКО» Корчагина, Е.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. 9 класс. – АСТ Астрель – М., Петрова, Е.В. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. 8 класс. Типовые тестовые задания. – Экзамен – М., Школьный сайт 19
20 20 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.