Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеоргий Шушенцев
1 Лекция 5. Представления о городе и предпочтения проживания Курс «Новые направления в социальной географии»
2 Отношение к городу и городскому образу жизни Город – олицетворение цивилизации (философы Древней Греции, Рима) Проурбанизм – город дает возможности для человеческого развития. Показатель доли городского населения важен, но недостаточен, нужен урбанистический ОЖ с высоким уровнем социально- экономического развития Антиурбанистическая традиция Идейско-христианская (Содом и Гоморра, градостроитель Ирод, проза российских «деревенщиков»). Промышленная революция, «дикий» капитализм – рост негативного отношения к урбанизации. В США – высокая ценность образа жизни фермеров
3 Ориентации – умение определять расстояние и направление Направление – эгоцентрическая система координат, зависит от возраста, степени знакомства с городом, культурных особенностей. Расстояние – определение физического расстояния, кратчайших путей Расстояния, выраженные во времени, менее точны, чем в км. (полчаса ходу – в деревне, пять минут до метро – объявления). Расстояния до центра города обычно воспринимаются меньшими, чем до объектов на периферии. Большую роль играет притягательность объектов, до которых определяется расстояние, знакомство с объектом и способ передвижения.
4 Образ города (К. Линч) Пять визуальных элементов: пути (трассы перемещений в городе), края (границы), районы (выделяемые человеком), ориентиры (визуальные), узлы (места, где нужно принимать решение о дальнейшем перемещении) Модификация элементов Линча: точечные, линейные площадные: - открытые пространства (площади) - районы: а) community – границы определяются по тесноте социального взаимодействия б) жилые / планировочные районы Образ – читаемость городской среды. Города различаются по степени легкости формирования их устойчивых образов
5 Образ города Кевин Линч пути границы районы узлы доминанты Город как путешествие фокус-точки ориентации связывающие их пути Город как иерархическая структура важнейшие точки и пути - скелетная структура окружающие их ареалы - следую- щие этажи иерархии (дерево графов) Результат - четкая иерархия узнаваемых мест и «черные дыры»
6 Иерархия городского пространства дальше С-Д ближе дальше С-Д ближе
7 Ментальные карты МК - картоподобные мыслительные образы МК - представление в памяти пространственной информации, полученной из разных источников (существующей или не существующей, но представляемой) МК - внутренняя ГИС (данные символизированы и закодированы), но заведомо неполная, разорванная, с перемешанной информацией
8 Ментальные карты – методика Гоулда (оценки восприятие города с помощью МК) Ментальные карты Москвы – исследования Вешнинского, Кирсановой в е гг. Центр резко ограничен с востока и увеличен вдоль Тверской ул. и к юго- западу. В последние годы – к западу (Москва-Сити). Жители центра видят его более цельно. Жители периферии - элементы размыты, отдельные улицы, выделяемые как центр, важнее всей средовой ткани центра. Масштаб территорий, воспринимаемых как отдельные единицы, уменьшается при приближении к центру: Бибирево/Ясенево и Чистые пруды/Замоскворечье
9 Оценка городской среды населением разных районов Москвы (исследования 1990-х) Степень безразличия к городской среде зависит от района проживания: Арбат и Замоскворечье - 13% безразличных Кутузовский пр-кт - 18% Пролетарский - 27% Матвеевское - 32% Солнцево - 42% Отношение зависит от места социализации: москвичи - 22% безразличны, из небольшого города – 30%, из деревни – 40%. Неблагоустроенная среда - больше безразличных к ней горожан Чем дальше от центра живут люди, тем больше предпочтений несредовым характеристикам (качество квартиры и др.)
10 Оценки удовлетворенности своим местом жительства Методическая проблема - отделить удовлетворение (нравится) от привычки. Влияние социальных факторов (потребностей) на степень удовлетворенности: стадия жизненного цикла (возраст, тип семьи) социально-экономические характеристики (образование, профессия, доходы, стоимость жилья) знакомство с районом (длительность проживания) стиль жизни социальный статус территории и респондента Худшие условия жизни не всегда порождают плохое восприятие. В коммуналках и трущобах может быть сплоченное сообщество с высокой степенью удовлетворенности.
11 Притягательность различных мест в городе и предпочтения проживания Карты предпочтений населения разных районов Москвы (Кирсанова) Респонденты чаще высоко оценивают свой район проживания Привлекательность центра для жителей падает по мере удаления от центра Из всех периферий более привлекательна периферия своего сектора Запад престижней востока Рациональность выбора жилья относительна - время и деньги являются ограничителями. Алгоритм поиска жилья: исходная точка - своя территориальная общность, обычно ищут в близлежащих районах (легче оценить информацию), уход на периферию своего сектора происходит гораздо легче, чем чужих секторов, значимую роль играет престижность пространства (на запад Москвы перемещаются легче, чем на восток).
19 Предпочтения городов и районов страны Общенациональное согласие и в отношении особенно притягательных районов Англичане – юго- западное побережье США – Калифорния, Флорида Германия - юг Франция - ? Япония - ? В СССР (исследование А.Манакова, опрос псковских студентов): Москва, Ленинград Прибалтийские столицы, Киев, Каунас, Одесса, Львов Пушкин и Ломоносов Курорты Балтики и юга Средние прибалтийские города Белорусские города Старорусские города В России?
20 Другие способы анализа образов Тест на наиболее часто употребляемые понятия, ассоциирующиеся с городом: Москва ? Париж ? С.-Петербург? Выявления представлений о городе через анализ художественной литературы и живописи: Петербург Достоевского, Блока Москва Гиляровского, Пушкина Лондон Конан Дойля Нью-Йорк и Манхэттен О.Генри "Образы Италии" (П. Муратов), "Гений места" (П. Вайль)
21 Конструирование образов и имиджевая политика Отход от концепции простого восприятия образа города К. Линча. От данности – к конструкту: осознанное формирование образа (имиджмейкерство), который определяет модель поведения. Замещение реальности виртуальным образом – Симсити (придуманный город как воплощение мечты о релаксации); – конструирование образа Куркино как места проживания среднего класса, – «золотая миля» на Остоженке. Хорошо сформированный образ можно обменять на инвестиции! Предписывающая роль дискурса (Вендина): жить на западе Москвы – хорошо, отдыхать в горном австрийском селе – хорошо, жить в многоэтажном спальном районе – плохо. Предписывающяя роль дискурса особенно заметна на рынке жилья.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.