Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлизавета Яглова
1 ТЕМА 15: КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Система исходных показателей для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия (ФХДП). 2 Методы комплексной оценки ФХДП. 3. Прогнозирование и разработка моделей ФХДП.
2 1. Система исходных показателей для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия Результаты ФХД предприятия в рыночной экономике являются важнейшим показателем, как для работников предприятия, так и для его партнеров по экономической деятельности в лице других хозяйствующих субъектов, финансовых, кредитных, государственных и налоговых органов. Устойчивое финансовое состояние является залогом взаимовыгодных и экономически эффективных отношений между субъектами рыночных отношений. Реальная оценка ФХД позволяет хозяйствующему субъекту ориентироваться в подборе конкурентоспособных и надежных партнеров.
3 Другая классификация предлагает выделять четыре группы показателей: I группа – Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности: 1. Общая рентабельность предприятия – балансовая прибыль (брутто-прибыль) на 1 рубль активов. 2. Чистая рентабельность предприятия – чистая прибыль на 1 рубль активов. З. Рентабельность собственного капитала – чистая прибыль на 1 рубль собственного капитала. 4. Общая рентабельность производственных активов – балансовая прибыль к средней величине основных производственных и оборотных средств.
4 II группа – Показатели оценки эффективности управления: 1. Чистая прибыль на 1 рубль объема реализации. 2. Прибыль от реализации продукции на 1 рубль объема реализации. 3. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на 1 рубль объема реализации. 4. Балансовая прибыль на 1 рубль объема реализации.
5 III группа – Показатели оценки деловой активности: 1. Отдача всех активов – выручка от реализации на 1 рубль активов. 2. Отдача основных средств – выручка от реализации продукции на 1 рубль основных средств. 3. Оборачиваемость оборотных средств – выручка от реализации продукции на 1 рубль оборотных средств. 4. Оборачиваемость запасов – выручка от реализации продукции на 1 рубль запасов. 5. Оборачиваемость дебиторской задолженности – выручка от реализации продукции на 1 рубль дебиторской задолженности. 6. Оборачиваемость наиболее ликвидных активов за период денежных средств на 1 рубль наиболее ликвидных активов. 7. Отдача собственного капитала – выручка от реализации на 1 рубль собственного капитала.
6 IV группа – Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости: 1. Коэффициент покрытия – оборотных средств на 1 рубль срочных обязательств. 2. Коэффициент текущей ликвидности – денежные средства, расчеты и прочие активы на 1 рубль срочных обязательств. 3. Индекс постоянного актива – основные средства и прочие в необоротные активы к собственным средствам. 4. Коэффициент автономии – собственные средства на 1 рубль итога баланса-нетто. 5. Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами – собственные оборотные средства на 1 рубль запасов.
7 2. Методы комплексной оценки ФХДП Существует разнообразное количество методов и критериев оценки финансового состояния. Рассмотрим методику комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия.
8 Основные этапы данной методики: 1 этап. Выбор показателей для рейтинговой оценки предприятия, которая учитывает важнейшие показатели финансово- производственной деятельности хозяйствующего субъекта. Набор показателей для проведения рейтинговой оценки определяется целью анализа и в связи с этим делается акцент на той или иной группе показателей. В общем случае рекомендуется в ранговый набор включить по одному показателю из каждой группы.
9 2 этап. Подбор объектов хозяйствования для проведения рейтинговой оценки. Если ставится задача выявления финансового состояния предприятий региона независимо от отраслевой принадлежности, то к анализу привлекаются предприятия, принадлежащие к различным отраслям деятельности, так как финансовые показатели сопоставимы для различных объектов хозяйствования. Если выясняется место предприятия среди конкурентов в избранной сфере деятельности – кондитерские фабрики, перерабатывающие предприятия, сельскохозяйственные предприятия и т.д., то к анализу привлекаются родственные предприятия данной отрасли. Исследования чаще опирается на выборочные данные, а не на тотальный охват предприятий.
10 З этап. Сбор и аналитическая обработка исходной информации. Систему показателей, избранных для рейтинговой оценки можно дополнить коэффициентами, определяющими важность (вес) каждого из показателей. Значимость показателей определяется экспертным путем, в результате всем показателям рангового набора присваиваются коэффициенты, назначаемые экспертом. Обычно сумма всех значений весов (коэффициентов) должна быть равна единице.
11 4 этап. Расчет показателей рейтинговой оценки. 1) Представление исходных данных в виде матрицы – а ij где: строки i = 1,2,3... n – номера показателей; столбцы – номера предприятий – j = 1,2,3 … m. 2) Создание условного эталонного предприятия.
12 Для этого по каждому показателю (строке) выбирается максимальное значение и заносится в столбец (m + 1) – условное эталонное предприятие. З) Преобразование исходной матрицы путем деления каждого элемента матрицы на максимальное (эталонное) значение по соответствующей строке. Таким образом, получаем новую матрицу из стандартизованных показателей финансового состояния :
13 Однако при этом следует помнить, что эталонное значение может быть максимальным, например, значение показателей рентабельности, но может быть и наименьшим, например, показатель оборачиваемости в днях, т.е. эталонное значение выбирается по смыслу показателя – для рентабельности наилучшим является максимальное значение, а для скорости оборота – минимальное количество дней оборота. 4) Подсчет рейтинговой оценки для каждого предприятия где: R j – рейтинговая оценка для j-го предприятия; Х 1j ;Х 2j ;Х nj – стандартизованные показатели (столбцы) j- го анализируемого предприятия.
14 5) Наилучшим признается предприятие с наименьшим значением показателя рейтинговой оценки – R j. В соответствии с показателем R j ранжируется в порядке убывания рейтинговой оценки. Рассмотренная методика имеет следующие отличительные черты: рейтинговая оценка предприятия базируется на данных публичной отчетности, что делает ее доступной как для внутренних, так и для внешних показателей; оценка основана на многомерном системном подходе в оценке финансового состояния, что повышает ее достоверность; рейтинговая оценка применима как для родственных предприятий, так и принадлежащих к различным отраслям деятельности, а также для сравнения деятельности подразделений одного предприятия;
15 Изложенные выше методы сравнительного комплексного анализа финансового состояния позволяют: глубоко и всесторонне определять финансовую устойчивость предприятия; определять уровень использования собственного капитала; предпринимать необходимые меры по улучшению финансового состояния; обеспечивать прозрачность информации о финансовых результатах предприятия; устанавливать взаимовыгодные экономические отношения с потенциальными партнерами и кредитными организациями в целях повышения конкурентоспособности и выживания в рыночных условиях.
16 3. Прогнозирование и разработка моделей ФХДП Анализ перспективного финансового состояния предприятия представляет собой изучение финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия с целью определения их возможных значений в будущем (прогноза). Цель этого анализа – обеспечить администрацию информацией о возможных тенденциях в финансовом состоянии для решения задач стратегического управления. Этот анализ может быть среднесрочным – на 2-3 года и долгосрочным – 5 лет и более.
17 Тенденции динамики финансового состояния и результатов деятельности предприятия могут прогнозироваться путем сочетания формализованных и неформализованных методов. Динамическая прогнозная модель может быть построена на основе бухгалтерской отчетности. Кроме того, при построении этой модели необходимо учитывать возможные изменения в экономических условиях, на пример, инфляцию. При построении долгосрочного прогноза необходимо обратить внимание на два момента: риск хозяйственной деятельности и риск прогноза.
18 Формализованные методы прогнозирования можно подразделить на две большие группы (в зависимости от вида используемой модели), основанные на применении или стохастических, или жестко детерминированных моделей. Стохастические линейные модели: простой динамический анализ многофакторный регрессионный анализ; анализ с помощью авторегрессионных зависимостей. Простой динамический анализ исходит из предпосылки, что прогнозируемый показатель «У» изменяется прямо (обратно) пропорционально с течением времени. Поэтому для определения прогнозных значений показателя «У» строится следующая зависимость: где: t – порядковый номер периода; а, b – параметры уравнения регрессии (можно определить методом наименьших квадратов).
19 Многофакторный регрессионный анализ является распространением простого динамического анализа на многомерный случай. В этом случае в результате качественного анализа выделяется k факторов (Х 1, Х 2,..., Х k ), влияющих на изменение прогнозируемого показателя «У», и строится регрессионная зависимость типа: У = А + В 1 Х 1 +… + В k Х k где: А, В – коэффициенты регрессии.
20 Анализ с помощью авторегрессионных зависимостей экономических процессов становится возможным в связи с тем, что они отличаются, во-первых, взаимозависимостью и, во- вторых, определенной инерционностью. Последнее означает, что значение практически любого экономического показателя в момент времени зависит определенным образом от состояния этого показателя в предыдущих периодах (при абстрагировании от влияния других факторов), т.е. значения прогнозируемого показателя в прошлых периодах должны рассматриваться как факторные признаки. Уравнение авторегрессионной зависимости в наиболее общей форме имеет вид: У t = А+ В 1 У t +… + В i У t-i. где: У t – прогнозируемое значение показателя У в момент времени t; У t-i – значение показателя У в момент времени (t – i); В i – i-й коэффициент регрессии.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.