Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИлья Тремасов
1 Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Технология исследовательской деятельности как средство повышения качества образован ия на уроках биологии и во внеурочной деятельности Малышева Ирина Владимировна, учитель биологии МБОУ СОШ 1 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
2 Актуальность опыта:
3 Проблема преодоление противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, познавательного интереса школьников к изучению биологии и преобладание анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии. Цель опыта: создание условий для развития исследовательских способностей школьника при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия, развития ключевых компетенций. Новизна опыта заключается в пошаговом обучении школьников исследовательским компетенциям. Каждый шаг (этап) предполагает цели, задачи и результаты овладения учащимися данными компетенциями.
4 Задачи: Изучение программ общего образования по предмету биология Изучение возможностей использования Интернет ресурсов (платформ для дистанционных конкурсов, олимпиад, конференций и т.п.) для формирования исследовательских навыков школьников Разработка и организация учебных занятий с использованием метода исследования Организация участия школьников в очных и заочных конкурсах исследовательских работ Проверка посредством мониторинга учебной деятельности эффективности использования исследовательской деятельности для развития ключевых компетенций учащихся. Методы работы: наблюдение, экспериментальное преподавание, специальные занятия с авторами исследовательских работ, изучение результатов деятельности, диагностика успешности.
5 Ценность исследовательской деятельности: Оптимизация учебно- воспитательного процесса: развитие самостоятельного мышления умение прогнозировать и принимать нестандартные решения Позволяет создать условия: учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах развивают системное мышлениеразвивают у себя исследовательские умения
6 Исследовательская деятельность включает : 1. Мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковая активность) 2. Механизм его осуществления (мышление) 3. Анализ полученных результатов 4. Моделирование и реализация своих будущих действий 5. Коррекция деятельности. Выбор темы Учащимся сложно самостоятельно поставить проблему, а значит определить цели и путь исследования, выбрать необходимые методы Применять имеющиеся умения анализировать текст Разобраться в большом количестве информации Проанализировать полученные результаты, сделать выводы Даже когда все препятствия преодолены, учащийся может неудачно защитить работу Не стоит забывать, что ученики загружены учебной программой и возникает элементарный недостаток свободного времени Страх перед новым видом деятельности, неудачами и недостижением поставленных целей. Проблемы исследовательской деятельности :
7 Превращение исследования в предмет обучения и в основу содержания образования предполагает: позволяет воспроизводить и культивировать уже в школе разные формы научного труда и теоретического мышления; включение учащихся на разных возрастных ступенях в процесс переоткрытия научных открытий Введение учащихся в мир парадоксов, благодаря чему школьников можно учить такому типу исследовательской деятельности, который действительно выводит на передний план порождения человеческого знания. Однако таких образовательных форм, в которых данная методологическая установка могла бы реализовываться, очень мало. обсуждение с учащимися границ их знания и незнания, а также границ современного знания и незнания. Постановка проблемы Выдвижение гипотезы Постановка цели и задач Планирование и осуществление деятельности Корректировка деятельности Защита работы обучение школьников операциям и процедурам исследования.
8 Этапы обучения исследовательской деятельности на уроке: 1.Обучение исследовательским методам познания. Цель данного этапа – обучение исследовательским методам познания в результате самостоятельной деятельности учащихся по получению и усвоению знаний и умений. Результат овладения умениями на данном этапе: способность учащихся выбрать способ поиска и представления необходимой информации.
9 в названии какой части скелета есть географическое название? в какую сумку ничего не положишь? кости – предметы домашнего обихода? какой частью скелета можно копать?
10 Задача Почему если кормить головастика кусочками щитовидной железы он быстрее превратится в лягушку?
11 Задача Для чего пикируют рассаду (отрезают кончик корня
12 Задача Ученика утром по приходу в школу оповестили, что сейчас будет годовая контрольная по математики. У него участилось дыхание и задрожали руки. Какая железа заработала?
13 2.Обучение этапам исследовательской деятельности Цель: овладение учащимися необходимыми приемами для осуществления исследования. Результат овладения умениями на данном этапе: самостоятельное осуществление отдельных элементов исследовательской деятельности Этапы обучения исследовательской деятельности на уроке:
14 3.Экспресс-исследование Цель: обучение самостоятельному проведению исследования и оформлению его описания. Результат овладения умениями на данном этапе: самостоятельное проведение исследования с постановкой целей, описанием хода исследования и описанием результатов. Этапы обучения исследовательской деятельности на уроке:
15 наблюдение за поведением птиц на кормушке рыб в аквариуме, поведением домашних животных в разную погоду, наблюдение за состоянием сердечно- сосудистой системы при разных нагрузках статистические данные описания здоровья.статистические данные описания здоровья.
16 4.Теоретические экспресс - исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Цель: обучение методам рационального познания – абстракции, анализа, идеализации, сравнения и т.п. Результат овладения умениями на данном этапе: построение и развитие знания на теоретическом уровне. Формулирование понятий и суждений, отражающие сущность познаваемых явлений Этапы обучения исследовательской деятельности на уроке:
17 5.Исследовательские проекты. Цель: самостоятельная подготовка, проведение и защита исследовательского проекта. Результат овладения умениями на данном этапе: самостоятельное проведение исследования от начала и до конца Этапы обучения исследовательской деятельности на уроке:
18 Приемы: Уроки–дискуссии, уроки-судыУроки–дискуссии Домашние задания Творческие задания Летние задания Интернет уроки
19 Результативность исследовательской деятельности школьников. КритерийПоказателиСпособ отслеживания Развитие коммуникативных умений и навыков 1. Учащийся грамотно, последовательно, лаконично, доказательно выражает свои мысли. 2. Способен проявить толерантность в обсуждении проблемы, его аргументы доказательны, ссылается на конкретные факты и источники информации. – наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы – Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д. Стабильное качество знаний по предмету 1.Стопроцентное выполнение лабораторных и творческих работ учащимися Анализ рабочих программ, планов, журналов Уровень достижений учащихся 1.Активное участие в конкурсах исследовательских работ и проектов 2.Наличие победителей и призеров - грамоты - дипломы -сертификаты
20 Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир. Современное образовательное пространство выводит данную технологию на первое место в центре внимания учащийся, содействие развитию его познавательной активности комплексный подход в разработке исследований способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося индивидуальный темп работы над исследованием обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития образовательный процесс строится, опираясь на логику учебного предмета и на логику деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении глубоко осознанное усвоение базовых умений обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.