Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛариса Мячина
1 Квартет им. Первого калийного комбината Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Д.Шостакович Ученица : Пантелеева Анастасия, 6 кл. (фортепиано) МБУ ДОД «Детская школа искусств» г. Соликамск Преподаватель : Минеева Ольга Леонидовна
2 Соликамский калийный комбинат - первенец калийной промышленности на Урале. Шестидесятая параллель... Северный Урал. Свердловская область, станция Соликамск конечная остановка железной дороги им. Кагановича. До революции Соликамск город купцов и попов, был местом ссылки служителей культа. В Соликамске создан комбинат калийно–магниевой промышленности, оснащённый передовой техникой. Возросшие культурные запросы вызвали у калийщиков мысль об организации струнного квартета для развития музыкального искусства в Соликамске.
3 Весной 1934 года рабочие и инженерно-технические работники 1-го Калийного комбината (г.Соликамск) обратились к советской музыкальной общественности с предложением создать путем специального конкурса постоянный квартет для рабочих клубов калийных предприятий. «...Может быть, писали калийщики, наше предложение поможет создать ряд ценных исполнительских ансамблей, которые заслужат честь носить имя своих рабочих шефов, пропагандируя и насаждая высокое музыкальное искусство в отдаленных местах Советского Союза, на передовых участках нашего индустриального строительства» («Известия ЦИК» от 17 сентября 1934 г.).
4 Шацкий Станислав Теофилович- директор МГК ( ) Обращение Соликамских рабочих встретило горячий отклик со стороны Наркомпроса и Московской государственной консерватории. Московская консерватория взяла на себя непосредственную организацию квартета (для чего объявила конкурс). Этому делу было уделено много внимания тогдашним директором МГК, СтаниславомТеофиловичем Шацким, придававшим большое принципиальное значение этому новому делу. Художественное руководство квартетом возглавил профессор Московской государственной консерватории Евгений Михайлович Гузиков. Для работы с квартетом был приглашен пианист; работу с камерными ансамблями вел профессор МГК Василий Васильевич Нечаев.
5 Квартет им. Первого калийного комбината Квартет был организован в октябре 1934 года в составе Эммануила Хазина (1-я скрипка), Павла Шольца (2-я скрипка), Александра Багринцева (альт), Михаила Калужского (виолончель) и пианистки Э.Альтерман.
6 Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (МГК) 28 декабря 1934 г. в Малом зале Консерватории состоялся первый концерт квартета в составе тт. Э. Хазина, П. Шольца, А. Багринцева, М. Калужского, при участии пианистки Э. Альтерман. По поводу этого концерта московская пресса писала: «Новогодний подарок Соликамским рабочим»... «Сам факт организации квартета для новостройки чрезвычайно знаменателен Квартетная музыка, тончайшее искусство, обслуживающее в прошлом узкий круг меценатствующих любителей, становится достоянием широких масс трудящихся; от квартетов графа Шереметьева и герцога Мекленбургского до квартета соликамских рабочих путь огромного политического и культурного значения» («Известия» от 4 января 1935 г.). Так начал свое существование «Квартет имени 1-го Калийного комбината СССР».
7 11-го января 1935 года состоялся первый концерт в рабочем клубе горняков (г.Соликамск). Местная газета «За калий», расценивая это, как культурную победу калийщиков писала: «первое выступление квартета показало его высокие качества. Квартет исполнил произведения лучших композиторов Бетховена, Моцарта, Чайковского и ряд произведений советских композиторов. Аудитория, перед которой предстояло выступать, представляла собой в музыкальном отношении совершенно ещё нетронутую, не поднятую целину. На исполнителей силой обстоятельств была возложена обязанность не только выполнять доступную слушателям концертную программу, но и, прежде всего, организовать широкую аудиторию. Людвиг ван БетховенВольфганг Амадей МоцартПётр Ильич Чайковский
8 Действительность превзошла все ожидания. Если в начале работы аудитория составляла в 40–50 человек, то уже на второй год количество слушателей доходило до 90–100 человек. В первый месяц работы концерты (состоявшие из разнообразных ансамблей и сольных выступлений) носили ещё сугубо академический характер. Но аудитория быстро предъявила свои требования, максимальной доступности и понятливости. Большим разделом концертной работы были поездки по Уралу. Квартет побывал в Свердловске, Перми, Асбесте, Губахе, Березниках, Красновишерске, Ныробе, Усть– Боровой, в подшефном колхозе Половодово, в пионерлагерях Нижнее–Мошево. Передвигался коллектив различными способами: по железной дороге, в автобусе, сплошной тайгой, с переправами на паромах через реки. Карта Пермского края
9 В годах работала в городе музыкальная школа, открытая участниками квартета им. Калийрудника, организованного Московской консерваторией по просьбе работников комбината специально для работы в Соликамске.(ОАО «Соликамский магниевый завод» (ОАО "СМЗ") Другим, не менее значительным, разделом работы квартета была педагогическая деятельность и занятия с самодеятельными кружками. На втором месяце пребывания в Соликамске была организована музыкальная школа (на имеющиеся 70 мест было подано 180 заявлений). Один из членов квартета вёл класс массовых инструментов (кроме того, велись занятия в классах фортепиано, скрипки, виолончели, пения, духовых инструментов). На втором году существования школы, ввиду отъезда двух педагогов по классам пения и духовых инструментов контингент учащихся был сокращён до 40 человек. Учащиеся посещали теоретические занятия (музграмота, сольфеджио), которые вёл также один из членов квартета. В школе имелось 18 инструментов, смычковых и щипковых, нотная библиотека в 100 с лишним экземпляров. Три члена квартета руководили музыкальными кружками, причём один из этих кружков (при клубе ИТР) имел ряд выступлений и был премирован на местной олимпиаде.
10 Владимир Ефимович Цифринович- первый директор Соликамского калийного комбината Огромную помощь квартету оказали партийная организация и директор комбината, устраивавшие специальные совещания, на которых обсуждалась работа квартета на Калийном комбинате. Свидетельством большого внимания к работе квартета со стороны комбината явился заказ заслуженному деятелю искусства Е. Ф. Витачеку на изготовление инструментов. Директор комбината, т. Цифринович, пишет : «...Опыт привлечения квалифицированного квартета на новостройку, на север Урала, в сравнительно отдаленный от крупных культурных центров Советского Союза пункт, целиком себя оправдал. Работа квартета и не только как музыкально–концертной группы, давшей за этот период 150 концертов, но и работа каждого члена квартета на отдельных участках музыкальной культуры (музшкола, оркестр массовых инструментов и т. д.) содействовала бесспорному росту интереса рабочих масс, особенно молодёжи, к серьезной музыке, к произведениям музыкальных классиков, возбуждала и стимулировала желание учиться музыке, интересоваться музыкой...».
11 На конкурсе московских квартетов, состоявшемся января в Москве, посвященном творчеству советских композиторов, участвовал квартет им. Калийного комбината в составе Эммануила Хазина (1-я скрипка), Павла Шольца (2-я скрипка), Александра Багринцева (альт), Михаила Калужского (виолончель) и пианистки Э.Альтерман. Квартет включен в число лауреатов, удостоенных похвального отзыва Союза советских композиторов и государственной филармонии. Элла Григорьевна Альтерман Михаил Калужский
12 Двухгодичное пребывание на новостройке незаурядное событие для музыканта– исполнителя Профиль музыканта–исполнителя, даваемый консерваторией, недостаточно четко предусматривает всю ту работу, которую музыкант должен проводить на периферии. Музыкант–исполнитель должен обладать большой ориентировкой во многих вопросах искусства: только тогда он сможет ответить тем требованиям, которые настоятельно предъявляет периферия. Студенты вуза должны проходить какой-либо семинар по подготовке к большой, самостоятельной и разносторонней музыкальной деятельности. Нужно всемерно расширить кругозор. Работа на периферии это почётная и благодарная почва для применения своих сил, что это неисчерпаемый источник энтузиазма и широчайший путь для своего собственного развития. Строительство Соликамского калийного комбината
13 Список использованной литературы: 1.Журнал «Советская музыка», 1937, 3 (Михаил Калужский, Два года на новостройке, Опыт работы квартета им. Калийного комбината в Соликамске) 2. Материалы музея ОАО «Уралкалий» 3. Материалы Пермского государственного архива новейшей истории
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.