Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВасилий Харин
1 Научная рациональность. Объективное и субъективное в историческом познании Лекция 7.
2 План Субъективное и объективное в историческом познания. Субъективно-социальное в историческом познании Субъективно-индивидуальное в историческом познании Истина и ценности. Рациональное и иррациональное в историческом знании.
3 Литература Бунге М. Интуиция в наук. М., Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., Корнева Л.С. Воображение в историческом познании. М., Может ли история быть объективной? М., Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984.
4 Цель всякого, в том числе и исторического, научного познания получение истинных знаний, т. е. знаний, которые адекватно отражают изучаемую реальность. Форма же научного познания является субъективной.
5 Проблема объективности исторического знания В познавательном процессе с объектом познания активно взаимодействует познающий субъект, имеющий определенные интересы, стремящийся достигнуть поставленных целей, исходящий из соответствующих идеологических воззрений, руководствующийся теми или иными теоретико- методологическими подходами и принципами, использующий различные методы обладающий многими другими индивидуальными чертами.
6 Проблема объективности исторического знания возможность получения объективных знаний при субъективном характере познавательной деятельности. Это одна из наиболее активно дебатирующихся проблем научного познания
7 Особенность процесса познания в естественных науках Объект познания естественных наук бесстрастен и не имеет никаких внутренне ему присущих интересов. Следовательно, не может быть и «столкновения» интереса познающего субъекта со свойствами познаваемого объекта. В противном случае даже «если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они наверное опровергались бы»
8 Особенности социального познания Здесь в самом объекте заключены человеческие интересы и устремления, борьба и страсти в их достижении, которые влияли на ход этого развития и сказывались в результатах человеческой деятельности. В результате интересы и цели, выражаемые исследователем, могут сталкиваться, вступать в противоречие с тем, что было в действительности.
9 Особенности социального познания Этим создается дополнительная по сравнению с естественными и техническими науками возможность отступления от объективности. Здесь может возникать стремление не только не к вполне объективному (чаще всего одностороннему) познанию действительности, но даже и к прямому ее искажению, что усложняет задачу обеспечения объективности познавательного процесса в общественно- гуманитарных исследованиях.
10 Объективность как принцип научного познания означает объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе), сосредоточение внимания на внутренней природе изучаемой реальности. обеспечивает получение истинного знания об этой реальности, адекватное ее отражение в сознании. Несмотря на субъективную форму познания, оно может давать объективное по содержанию знание.
11 Объективность научного познания Возможность объективного познания создается рядом факторов: Во-первых, объективны источник познания, реальность во всех ее выражениях. Знание может быть лишь отражением этой реальности. «Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» (В. И. Ленин. Философские тетради).
12 Объективность научного познания Во-вторых, познающий субъект заинтересован в получении объективных, истинных знаний об изучаемой реальности. Знания нужны для использования их в практической деятельности, для удовлетворения определенных потребностей и интересов, для решения тех или иных задач и достижения поставленных целей.
13 Объективность научного познания Практическая потребность в знаниях побуждает познающего субъекта к активности в процессе познания, что не только приводит к накоплению знаний, но и обеспечивает получение объективных знаний в пределах той конструктивной цели, для достижения которой приобретаются знания.
14 Объективность научного познания В-третьих, достижение объективных знаний обеспечивается возможностью такого построения исследовательского процесса, который позволяет получить истинные знания. Ф. Энгельс : «Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности».
15 Факторы, предопределяющие возможность получения объективных знаний Во-первых, должна быть обеспечена возможность всестороннего подхода к объекту познания. Только при таком подходе может быть учтено все многообразие явлений, отражающих внутреннюю сущность объекта познания.
16 Факторы, предопределяющие возможность получения объективных знаний Во-вторых, исследование должно базироваться на применении самых различных методов. Ни один общенаучный, специально-научный и конкретно-проблемный метод не должен абсолютизироваться или игнорироваться. Наибольший эффект может быть достигнут применением совокупности методов, Это обеспечивает получение системы многообразных фактов на стадии эмпирического познания и их объяснение и синтез на стадии теоретического познания.
17 Факторы, предопределяющие возможность получения объективных знаний В-третьих, необходим широкий и глубокий подход к объяснению фактов, к раскрытию содержания и формы, явления и сущности, количества и качества, внутренних противоречий и движущих сил исследуемой реальности. В-четвертых, исследовательский процесс должен опираться на существующее знание, с одной стороны, и быть активно творческим, с другой.
18 Факторы, предопределяющие возможность получения объективных знаний Всякое научное знание относительно и познание истины представляет собой бесконечный процесс, в котором каждый этап есть необходимое звено, несущее зерна абсолютной истины, так же как и элементы ограниченности и даже заблуждения. Поэтому без знания истории познания объекта и данного состояния знаний о нем невозможно определить истинный путь дальнейшего его изучения и объяснить вновь полученные о нем факты. Одновременно исследователь должен действовать активно и творчески. Опираясь на достигнутые знания и относясь к ним без нигилизма и консерватизма (т. е. не игнорируя и не довольствуясь ими), ученый должен искать пути и методы движения вперед, исходя из задач, выдвигаемых общественной практикой.
19 Субъективное в познании Объективность источника знания, и заинтересованность субъекта в получении истинного знания, и возможность истинного пути познания обеспечивают получение объективного знания. Но: все это только возможность приобретения истинных знаний, превращение которой в реальность определяется субъективными факторами процесса познания, а именно позицией исследователя.
20 Субъективное в познании Позиция исследователя может быть такой, когда будут последовательно использоваться возможности для получения объективного знания и соблюдаться необходимые для этого принципы и требования. Но эти последние могут учитываться неполностью либо вовсе игнорироваться. Кроме того, в познавательном процессе могут быть допущены ошибки.
21 Субъективное в познании М. Блок : «От настоящей истории должно пахнуть человечиной»
22 Субъективное в научно- познавательном процессе Проявления субъективного в познавательном процессе весьма многообразны и обусловлены множеством всякого рода факторов. Но при всем этом многообразии проявления субъективного можно свести к двум видам: субъективно-социальному и субъективно-индивидуальному.
23 Субъективное в научно- познавательном процессе «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, является проявлением и утверждением общественной жизни» К. Маркс Вся деятельность индивида социальна по своей природе независимо от того, осознает и признает он это или нет. Поэтому и можно выделять субъективно- социальный компонент в познавательной деятельности.
24 Субъективно-социальный компонент в марксизме Социальная классовая позиция исследователя определяет его партийность. Соответствующий общественный интерес выражается в партийности через мировоззрение и прежде всего через идеологию, как его наиболее теоретизированный компонент. Партийность может осознаваться или не осознаваться, признаваться или не признаваться исследователем, но она всегда есть и всегда проявляется в познавательной деятельности.
25 Субъективно-социальный компонент в марксизме Утверждения о возможности деидеологизации и надпартийности науки и призывы к этому несостоятельны, ибо равнозначны признанию независимости личности от общества. Само отрицание партийности в науке является одной из форм партийности. «Беспартийность есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая» В. И. Ленин Вообще проповедь беспартийности, отвечающая интересам буржуазии, имеет цель замаскировать буржуазную партийность (И.Д. Ковальченко)
26 Субъективно-социальный компонент в марксизме ( по И.Д. Ковальченко ) В общем раскрытие характера партийности познающего субъекта требует тщательного выявления тех общественных интересов, из которых этот субъект исходит. Общественный интерес определяет социальную суть партийности, содержание которой выражается в мировоззрении и идеологии. В конкретно-научном исследовании тем опосредствующим звеном, через которое партийность влияет на объективность, выступают теория и методология научного познания, на которых основывается исследование. Ими непосредственно и обуславливается то, в какой мере историк будет использовать возможности и соблюдать принципы, обеспечивающие объективность исследования.
27 Субъективно-социальный компонент в марксизме Если теория и методология таковы, что требуют использования возможностей и соблюдения необходимых принципов, то будет иметь место последовательная объективность и в итоге будет получено искомое истинное знание. Если же теория и методология позволяют реализовать эти возможности и принципы лишь в той или иной мере, то объективность исследования будет неполной, а следовательно, будет ограниченным и адекватное отражение реальности, полученное в итоге исследования.
28 Субъективно-индивидуальное в познании. Интуиция. Интуиция как специфическая форма познавательной деятельности и как особая форма психического отражения Тесно связана с чувственным и рациональным познанием Интуиция – не бессознательный процесс, а лишь субъективно- неосознанный процесс.
29 Субъективно-индивидуальное в познании. Интуиция Реальная основа интуиции – информация об объективной реальности, зафиксированная памятью познающего субъекта Но: остающаяся вне поля осознания человеком Эта скрытая информация может включиться в познавательный процесс
30 Субъективно-индивидуальное в познании. Интуиция Предпосылки интуиции: Объем знаний (интуиция – не просто озарение!), которым обладает исследователь Должна быть проблема (или задача), которую решает ученый (без этого не возникает потребности вторжения мышления в скрытую информацию, не будут побудительного мотива для проявления интуиции
31 Субъективно-индивидуальное в познании. Интуиция Предпосылки интуиции: Ассоциативное и синтетическое восприятие и мышление Это средства подсознательного поиска необходимых образов, сопоставлений, синтеза разрозненных знаний
32 Субъективно-индивидуальное в познании. Интуиция Интуиция проявляет себя прежде всего на стадии перехода от эмпирического к теоретическому В поиске и выдвижении объяснительной идеи (гипотезы) Интуиция озаряет тех, кто этого заслужил!!!
33 Субъективно-индивидуальное в познании. Воображение Воображение – преобразование имеющихся впечатлений и данных об объективной реальности в новые образы и идеи Формирует новые образы на основе реальности лишь видоизменяя ее и в целом сохраняя ее структуру
34 Субъективно-индивидуальное в познании. Воображение Пути формирования воображения: Акцентирование – создание нового образа путем выделения, подчеркивания определенных черт реальности Реконструкция - формирование цельного образа по имеющимся данным о нем Аглютинация – создание нового образа путем синтеза разнородных свойств реальности Типизация - создание сложного синтетического образа в результате обобщения образов реальности
35 Субъективно-индивидуальное в познании. Воображение В историческом познании воображение – незаменимое средство при вероятностной гипотетической реконструкции черт и свойств изучаемого явления Воображение важно для раскрытия сущности изучаемого явления Для конструирования идеальных моделей исторического явления
36 Субъективно-индивидуальное в познании. Фантазия Фантазия – предельная форма воображения Фантазия - формирование новых образов на основе на основе нереальных аналогов действительности Реальных прототипов для фантазии нет! Ориентирована на создание нового
37 Субъективно-индивидуальное в познании. Фантазия Может быть рациональной: отражаемые ею образы отражают те или иные черты реальности; Может быть иллюзорной – когда видимость реальности предстает в ней как сущности Может быть мистификацией - когда некий образ формируется при игнорировании действительности
38 Субъективно-индивидуальное в познании. Фантазия Играет роль на этапе перехода от эмпирического к теоретическому уровню, что и воображение
39 Субъективно-индивидуальное в познании. Другие факторы Способность к творческому нестандартному мышлению Эрудиция Любознательность Добросовестность Настойчивость и неутомимость в поиске Трудолюбие Опыт историка помогает восполнить содержательные пробелы и недостаток документов, соединить в единое целое разрозненные данные, нивелировать неувязки
40 Истинность исторического знания «...То, что ныне признается истиной, имеет свою ошибочную сторону, которая теперь скрыта, но со временем выступит наружу; и совершенно так же то, что признано теперь заблуждением, имеет истинную сторону, в силу которой оно прежде могло считаться истиной» Ф. Энгельс
41 Истинность исторического знания Истина – соответствие знания предмету познания Свойства истины: - объективность - абсолютность -относительность -достоверность -конкретность
42 Критерии истины: Практический Логический
43 Может ли история быть объективной? Объективные трудности исторического познания: - нескончаемый ряд фактов (пусть даже достоверных), охват которых недоступен человеческому разуму даже с использованием компьютерных технологий
44 Может ли история быть объективной? -появление новых источников и новых фактов может изменить сложившиеся представления -личность историка со своими чувствами, симпатиями, антипатиями, уровень профессионализма
45 Может ли история быть объективной? Давление конкретной эпохи, в которой живет и творит историк, с ее системой ценностей, спрятаться от которых историк не может Смена исследовательских парадигм Отсутствие единой терминологии Политический заказ – производство мифов (что = фальсификации истории
46 Может ли история быть объективной? Историческая истина возможно, т.к.: -есть универсальные методы датирования (естественнонаучные, палеографические, сфрагистические, нумизматические и т.п.)
47 Обязательные условия для приближения к исторической объективности -полная доступность источников; -возможность открытой дискуссии профессионалов, придерживающихся принципов научной этики, не позволяющих подгонять факты под заказ, скрывать или фальсифицировать их
48 Обязательные условия для приближения к исторической объективности Борьба концепций, мнений, смена парадигм – это отражение процесса познания, а не повод для обвинения в необъективности Научная порядочность, толерантность к мнению коллег Консенсус в обществе в отношении ключевых исторических событий
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.