Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДенис Фомочкин
1 Учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска « Гимназия 117» Лисунец Людмила Борисовна
2 « удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего … таланта ». И. С. Тургенев
3 Драма – Пьеса – Конфликт - Экспозиция – Завязка действия – Кульминация – Развязка действия – Ремарка – Реплика –
4 Драма в системе литературы занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и жанр. ЛИРИКАЭПОС ДРАМА ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ Драма как жанр изображает частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
5 ( от фр. Pièce произведение, отрывок, часть ) драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого - либо действия в театре. Это общее видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.
6 Противоречие, столкновение ( коллизия ) между изображенными в произведении группами действующих лиц или отдельными персонажами, героем и обществом ( средой ), противоборство характеров, идей, настроений.. Наличие конфликта – одно из важнейших условий драмы, в которой жизненные противоречия раскрываются с особым напряжением. Конфликты бывают разные : социальные ( столкновение интересов определенных общественных групп ), нравственные, психологические ( борьба противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека ), философские, социально - исторические, конфликт добра и зла, просвещения и невежества ( в произведениях классицизма ); интимно - личные ( борьба между личными желаниями и общественным долгом ); конфликт между характером и обстоятельствами ; конфликт характеров и т. д.
7 Экспозиция Экспозиция – ( лат. expositio выставление напоказ, изложение ) часть произведения, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые « запускают » сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. Завязка действия Завязка действия – событие, которым начинается развитие действия в литературно - художественном произведении. В завязке чаще всего намечается конфликт. Кульминация Кульминация – ( от лат. - вершина ) момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. Развязка действия Развязка действия – окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении. Чаще всего развязка дается в конце текста, но иногда, в зависимости от авторского замысла, она появляется в начале произведения.
8 Ремарка – ( от фр. - замечание, пояснение ) указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев : их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний. Реплика – ( от фр. - возражение ) ответ одного из персонажей на слова другого ; в широком смысле - любое высказывание персонажа драматургического произведения. Реплика « в сторону » - сказанное как бы про себя, в сторону, незаметно и неслышно для других действующих лиц.
9 " Что за реки, что за горы, что за леса !.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии ".
10 В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в гг.
11 Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. ( Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке ). По просьбе друзей А. Н. Островского, цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил « Грозу » как пьесу не социально - обличительную, сатирическую, а любовно - бытовую. « Гроза » была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г.
12 Особенное в нимание р усских п исателей в х годах п ривлекали т ри т емы : крепостное п раво ; появление н а а рене о бщественной ж изни новой с илы - р азночинной и нтеллигенции ; положение ж енщины в с тране. Но в р яду т ем, в ыдвинутых ж изнью, б ыла е щё одна, т ребовавшая н еотложного о свещения. Это - т ирания с амодурства, д енег и старозаветного а вторитета в к упеческом быту.
13 Любовь Павловна Никулина - Косицкая «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» «Слышал от Л. П. про такой же сон…».
14 Савёл Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова ( Кабаниха ), богатая купчиха, вдова. Тихон Иванович Кабанов, её сын. Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова. Варвара, сестра Тихона. Кулигин, мещанин, часовщик - самоучка, отыскивающий перпетуум - мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин, мещанин. Феклуша, странница. Глаша, девка в доме Кабанихи. Барыня с двумя лакеями, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола ( м / ж ). Все лица, кроме Бориса, одеты по - русски.
15 1. Кто из героев пьесы больше всех вызывает вашу симпа тию ? 2. Как вы объясняете развязку драмы ? 3. Почему Остров ский назвал свою пьесу « Гроза »?
16 Занавес открывается... Какая картина должна предстать перед глазами зрителя, когда открывается занавес ? Что должен подчеркнуть постанов щик ? Александр Головин. Берег Волги Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»
17 Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в 5-9 действиях происходит собственно завязка действия драмы. Г. Н. Федотова в роли Катерины Малый театр. Москва. Фотография
18 Какое значение имеет для понимания последующих со бытий разговор Кулигина, Кудряша, Шапкина ? О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений ? Что вы можете сказать о каждом из них ? Какую характеристику даёт Кулигин жизни города ?
19 Как подготовлен зритель к появ лению семьи Кабановых ? Какое значение имеют первые четы ре явления ? Как, по вашему мнению, должна появиться семья Кабановых на сцене ?
21 Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой ? Почему ( привести цитаты из текста )? В чем упрекает Кабаниха своих домашних ? Что значит в устах Кабанихи слово порядок ? Почему именно Катерина вызывает ненависть Кабанихи ? Самостоятельная пятиминутка : сделать выводы о характере Кабанихи. П. Стрепетова в роли Катерины. Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве
22 1 г руппа : а ) К ак м отивировано в озникновение о ткровенного р азговора между К атериной и В арварой ? б ) П роанализируйте р ечь К атерины. К ак р ечь г ероини р аскрывает её в нутренний м ир ? 2 г руппа : а ) К ак К атерина в споминает ж изнь в д оме р одителей ? б ) В ч ём о на в идит р азличие м ежду ж изнью в р одительском д оме и у К абанихи ? 3 г руппа : а ) П очему К атерина с у жасом о твергает п редложение В арвары ? б ) П очему В арвара н е п оняла К атерину ? 4 г руппа : а ) К ак в р ечи К атерины п роявляется в нутренняя б орьба, происходящая в е ё д уше ? б ) К акое з начение д ля п онимания х арактера К атерины и меет страх п еред г розой ?
23 Для чего на сцене появляется полусумасшед шая барыня ? Почему I действие заканчивается грозой ?
24 Тема пьесы Гроза Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет, и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками. Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства. Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов.
25 В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары ? Как можно сформулировать их точки зрения ? Анализ 2 действия
26 Компромисс или бескомпромиссность ?
27 ЯвленияДействия 11-6 « Жестокие нравы города Калинова » 7-8 Катерина рассказывает о себе 2 1Феклуша и Глаша 2Варвара и Катерина 3-6 Проводы 7-8 Соблазн 31 « Темное царство » 2 Свидание 41-2 Дикой, Кулигин, горожане 3-6 Покаяние 51-4 Расплата 5-6 Гибель Катерины
28 Кто такая Феклуша ? Ваше первое впечатление о ней ( д.1, явл.3)? О чем она сообщает Глаше ? С кем её можно противопоставить ? Как речь отражает её характер ? ( д.2, явл.17)
29 В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары ? Как можно сформулировать их точки зрения ?
30 1 Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном ? Что она поняла ? О чем говорят ремарки к 3-4 явлениям ? Почему Катерина решила дать клятву Тихону ?
31 Почему Катерина полюбила Бориса ? Проследите по монологу, ремаркам, какие чувства испытывает Катерина, как эти изменения отражаются в её речи ? Каково значение этой сцены ?
32 1) дочитать драму ; 2) какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить ? 3) подготовить презентацию « Символика в драме А. Н. Островского « Гроза ».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.