Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДиана Черняева
1 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2 ЗАНЯТИЕ: ПРАВИЛА « » ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ МОТИВАЦИЯ АСМОЛОВА ЕКАТЕРИНА 1 π
2 Проект : правило 6 2 ПРОЕКТ презентация портфолио ( папка - отчёт ) π поиск инф - ии планирование проблема продукт * Не путайте основные компоненты проекта с этапами его выполнения, хотя они очень близки.
3 Проект как метод обучения Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально - значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Проект позволяет сочетать все режимы работы : индивидуальный, парный, групповой, коллективный. 3 Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
4 Проект как метод обучения 4 Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Проектный метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование.
5 Термины, применяемые для проектной деятельности 5 ТерминСловарное значениеПедагогическое значение МетодСпособ теоретического исследования или практического осуществления чего - либо Совокупность приемом, операции овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания ПроектПлан, замысел, предварительный текст документа Замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации Метод проектов - Способ в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Способ, предлагающий решение какой - то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.
6 Термины, применяемые для проектной деятельности 6 ТерминСловарное значениеПедагогическое значение ПроблемаЗадача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации. Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. Проблемная ситуация Обстоятельства и условия деятельности, содержащие, противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения Учебный проект Современная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта.
7 7
8 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 8 Этапы работыЦели и задачи 1. Погружение в проект Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи : 1) определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся ; 2) создание группы ( групп ) учащихся для работы над проектом. 2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи : 1) определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации ; 2) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса ; 3) распределение задач ( обязанностей ) между членами группы. 3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта. Задачи : 1) самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. 2) промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях ( на уроках и / или во внеурочное время ). 4. Оформление результатов Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи : 1) анализ и синтез данных ; 2) формулирование выводов. 5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи : 1) подготовка презентационных материалов ; 2) подготовка публичного выступления ; 3) презентация проекта.
9 1. Погружение в проект 9 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать : проблему проекта ; сюжетную ситуацию ; цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы ( или самостоятельно ) решение по поводу темы ( подтем ) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют : анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта ; личностное присвоение проблемы. Формулируют ( индивидуально или в результате обсуждения в группе ) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы ; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.
10 2. Планирование деятельности 10 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; организовать группы; распределить роли в группах; спланировать деятельность по решению задач проекта; продумать возможные формы презентации результатов проекта; продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
11 3. Решение проблемы 11 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; организовать группы; распределить роли в группах; спланировать деятельность по решению задач проекта; продумать возможные формы презентации результатов проекта; продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
12 4. Оформление результатов 12 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
13 5. Презентация результатов 13 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта.
14 Важно 14 Организуя проектную деятельность учащихся, есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при условии, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный ( пусть минимальный ) уровень готовности. И, конечно, не следует в качестве проекта брать работу очень знакомую, многократно ранее выполнявшуюся, не требующую поиска новых решений и соответственно не дающую возможности приобрести новые знания и умения.
15 Мотивация учащихся 15
16 Мотивация учащихся 16
17 Мотивация учащихся 17 Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т. е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем - то компенсировать. Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации ( стремления работать, достигать высоких результатов ). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов ( т. е. мотивов ) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать. При выборе механизмов мотивации следует учитывать тип личности, применять индивидуальный подход к каждому участнику проекта. Мотивация это один из важнейших факторов ( наряду со способностями, знаниями, навыками ), который обеспечивает успех в любой, в том числе проектной, деятельности.
18 Определение типа личности 18 Выберите фигуру, в отношении которой вы можете сказать : « Это - Я »! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения
19 Квадрат 19 Квадрат - неутомимый труженик ! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносли вость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эру дитами, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата. Вероятнее всего, вы относитесь к « левополушарным » мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате. Квадраты скорее « вычисляют » результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят порядок. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе « сюрпризы » и изменения привычного хода событий. Он постоянно « упорядочивает », организует людей и вещи вокруг себя. Квадраты мо гут стать ( и становятся !) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распоря дителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус - кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.
20 Треугольник 20 Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно ска зать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не лю бят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по - своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способс твует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию. Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь вы сокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос : « А что я буду с этого иметь ?». Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом « высоком » уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчи ненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут « столкнуть лбами » своих противников. Главное отрицательное качество « треугольной » формы : сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетиль ности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для « зарвавшихся » Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Тре угольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
21 Треугольник 21 Символизирует лидерство, и многие Тре угольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треуголь ники - энергичные, неудержимые, сильные личности, ко торые ставят ясные цели и, как правило, достигают их ! Они, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются « левополушарными » мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их силь ная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного ( и часто эффективного ) в данных условиях решения проблемы. Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем ! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех ! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.
22 Прямоугольник 22 Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут « носить » остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для опреде ленного человека. Наиболее характерные - не последовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня вдень и даже в пределах одного дня ! Они имеют, часто, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем - то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если присмотреться к поведению Прямо угольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм : « треугольную », « круглую » и т. д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с « человеком без стержня ». Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна слож ность переходного периода. Позитивные качества Прямоугольников, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость ! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали ; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. « Прямоугольность » - всего лишь стадия. Она пройдет !
23 Круг 23 Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уве ренно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг - самый доброжела тельный из пяти форм. Он чаще всего служит тем « клеем », который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эм патией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кру гам. Круги великолепно « читают » людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги « бо леют » за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать « твердую » позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает оживает и начинает выполнять свое основное назначе ние - генерировать новые идеи и методы работы. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.
24 Круг 24 Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Как и для Круга, Мир идей для Зигзага также реален, как мир вещей для остальных. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру ! Зигзаги - неутоми мые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности : они несдер жанны, очень экспрессивны (« режут правду в глаза »), что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей ( без чего материализация идеи невоз можна ) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца ( так как с утратой новизны теряется и интерес к идее ).
25 Источники и литература 25 Материалы библиотеки Нанотехнологического сообщества Nanometer.ru Психогеометрический тест С. Деллингер ( адаптация А. А. Алексеева, Л. А. Громовой ) Асмолова Е. А. « Пути повышения эффективности работы молодых специалистов. Специфика мотивации », Москва, Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5-11 классы : проектная деятельность учащихся. Волгоград : Учитель, Падикова М. В. Проектная деятельность в школе. г. Салехард, Ступницкая М. А. Что такое учебный проект ? М.: Первое сентября, Ступницкая М. А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр " Школьная книга ", 2006.
26 Благодарим за внимание ! 26 Надеемся, вам не было скучно
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.