Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРуслан Степушин
1 Турнир «ПОНИ. Готовься к школе!» Второй этап «РЕЧЕЦВЕТИК» Ведущий вебинара: старший преподаватель кафедры ТиМДО НИПКиПРО Данилова Екатерина Юрьевна
2 В турнире « ПОНИ ® - готовься к школе !» участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет ). Участие в турнире раскрывает интеллектуальные особенности и творческий потенциал ребёнка, развивает в нём независимость и самостоятельность, позволяет получить признание взрослых и сверстников.
3 Первый этап « Палитра » включает в себя серию заданий художественно - эстетической направленности, при решении которых ребёнок может проявить творческое воображение, представления об изобразительном искусстве, его видах и жанрах. Второй этап « Речецветик » содержит серию заданий, при решении которых дети могут проявить вербальный интеллект и лингвистическую интуицию. Третий этап « Знайка » включает в себя серию заданий познавательного характера, в которых дети показывают свою осведомлённость в разных областях действительности, сформированность элементарных математических и логических навыков, наблюдательности, внимание и смекалку.
4 ФГОС ДО Образовательная областьЭтап турнира Социально коммуникативное развитие Познавательное развитие « Знайка » Речевое развитие « Речецветик » Художественно эстетическое развитие « Палитра » Физическое развитие
5 Образовательная область «Речевое развитие» Цель: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
6 2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности : Игровая деятельность ; Коммуникативная деятельность ; Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Конструирование из разного материала Музыкальная деятельность ; Двигательная деятельность ; Познавательно - исследовательская деятельность ( исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними ) Изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация )
7 Задачи этапа « Речецветик » Раскрытие интеллектуально - творческого потенциала ребенка старшего дошкольного возраста в сфере развития речи и приобщения к художественной литературе. Развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. Создание условий для проявления вербального интеллекта, открытости новому опыту, потребности в приложении интеллектуальных усилий, самостоятельности и независимости.
8 Распределение заданий по содержанию для детей 5-6 лет Содержание разделов Число заданий; соответствующие номера вопросов Осознание языковых и речевых явлений 2/2,4 Вербальный интеллект1/1 Приобщение к художественной литературе 2/3,5
9 Распределение заданий по содержанию для детей 6-7 лет Содержание разделов Число заданий; соответствующие номера вопросов Осознание языковых и речевых явлений 2/2,4 Вербальный интеллект1/1 Приобщение к художественной литературе 2/3,5
10 Интеллектуально-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
11 Обучение дошкольников отгадыванию загадок это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. ЗАГАДКА
12 Любая загадка, а народная в особенности это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею, развивает чувство юмора. Процесс отгадывания, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Придумывание загадок – очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.
13 Уровни сложности загадок 2-й уровень 3-й уровень 1-й уровень Загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления; Загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления; Загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Загадки, в которых характеристика дается кратко, С одной-двух сторон; Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения Загадки, в которых характеристика дается кратко, С одной-двух сторон; Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения Метафорические загадки Загадки на смекалку Метафорические загадки Загадки на смекалку
14 Вниз смеётся, кверху плачет. Красное коромысло через реку повисло. Кто над нами вверх ногами? Стоит попок, Сам низок, Сто на нем ризок.
15 Загадки-рифмовки (отгадываем по рифме) Апельсины и бананы очень любят… У меня пропал носок, утащил его… В реке большая драка: поссорились два… Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" И покраснела… Не колючий, светло-синий, по кустам развешан…
16 Загадки-обманки (отгадываем по смыслу) Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая.... Дочерей и сыновей учит хрюкать… Дочерей и сыновей учит хрюкать… Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем…
17 Загадки на смекалку За чем язык во рту? На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? Могут ли быть на яблоне яйца? Перечислите пять дней подряд, не называя чисел и дней недели.
18 УСЛОВИЯ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения Взрослому не следует торопиться с ответом Учить детей сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, учить объяснять и доказывать правильность отгадки.
19 Развитие общей сенсорной культуры, внимания, памяти, наблюдательности ребенка Развитие общей сенсорной культуры, внимания, памяти, наблюдательности ребенка НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, ИХ СИСТЕМАТИЧНОСТЬ Главное условие – предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке. УСЛОВИЯ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК Обучение отгадыванию загадок должно строиться на наглядном материале, на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (Рассматривание предметов) Обучение отгадыванию загадок должно строиться на наглядном материале, на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (Рассматривание предметов)
20 дидактические и словесные игры Проведение опытов и экспериментов (например, с водой, снегом) УСЛОВИЯ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК Непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет) доступность загадки как по содержанию так и по форме игровая форма обучения Чтение художественной литературы (учить ребенка слышать художественное слово, вслушиваться в тексты народных сказок, песенок, замечать образные выражения...)
21 Ошибки детей при отгадывании загадок 1.Невнимательно слушают текст загадки; 2.Не запоминают содержание; 3.Не понимают текст (полностью или частично); 4.Отгадывая и сравнивая, не используют все признаки, имеющиеся в загадке; не устанавливают между ними связь 5.Не имеют достаточных знаний о загаданном; 6.Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. 7. Намеренно отбрасывают признаки с их точки зрения, противоречащие отгадке. 1.Невнимательно слушают текст загадки; 2.Не запоминают содержание; 3.Не понимают текст (полностью или частично); 4.Отгадывая и сравнивая, не используют все признаки, имеющиеся в загадке; не устанавливают между ними связь 5.Не имеют достаточных знаний о загаданном; 6.Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. 7. Намеренно отбрасывают признаки с их точки зрения, противоречащие отгадке.
22 ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК Последовательность мыслительных действий при отгадывании: 1.Чтобы отгадать загадку, нужно сначала установить в общем виде, что нужно искать и где искать. 2. Выявить все оставшиеся признаки, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. 3. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т.е. произвести синтез. 4. На основе установления связей и объединения признаков сделать вывод, умозаключение, т. е. сказать правильную отгадку.
23 ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК Основываются на содержании и форме загадки и в каждом конкретном случае определяются ими. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. Хлопотун Егорка взялся за уборку: в пляс по комнате пошел, оглянулся чистый пол. Хлопотун Егорка взялся за уборку: в пляс по комнате пошел, оглянулся чистый пол.
24 Способы доказательства отгадки Доказательство - завершающий этап общего процесса отгадывания. Вопросы ребенку: «Как догадался?», «Почему так решил?», «Объясни, как ты думал?» Способ доказательства – это логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу.
25 Способы доказательства отгадки Рассуждение (Рассмотрение признаков и установление связей между ними), отгадка (вывод) – логический итог рассуждения Рассуждение (Рассмотрение признаков и установление связей между ними), отгадка (вывод) – логический итог рассуждения Объявление тезиса (отгадки) подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Объявление тезиса (отгадки) подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Дедуктивный Индуктивный «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» «За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая»
26 Разгадываем и составляем ребусы РЕБУС – это загадка, в которой загаданное слово или фраза изображаются в виде комбинации рисунков, символов (букв, цифр, знаков препинания), других знаков. развивает логическое и образное мышление развивает логическое и образное мышление учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение тренирует зрительную память развивает фонематический слух – умение слышать и выделять отдельные звуки в словах
27 Когда начинать знакомить с ребусами? Когда ребёнок начинает знакомиться со звуками и буквами можно начинать учить детей разгадывать ребусы.
28 Приёмы составления ребусов 1.Часть искомого слова – картинка. Самые простые: в слово соединяются первые звуки названий каждого изображения Сложнее – названия изображений соединяются в одно слово
29 Приёмы составления ребусов 2. Часть искомого слова – буква (или буквосочетание).
30 Приёмы составления ребусов 3. Часть искомого слова – цифра.
31 Приёмы составления ребусов 4. Использование приёма перестановки букв. 5. Использование приёма пропуска букв. Пропущенная буква обозначается запятой.
32 Приёмы составления ребусов 6. Использование приёма замены букв. Замена буквы обозначается символом « = » 7. Использование приёма зачеркивания букв.
33 Приёмы составления ребусов 8. Использование приема «чтения слова наоборот»
34 Приёмы составления ребусов 9. Использование предлогов "в", "за", "на", "над", "под", "из" и др.
35 Обучение детей игре с рифмами Способы подбора рифм 1.Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:....; Найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете: Бычок бочок; коза Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названием части предмета, изображенного на второй картинке: Мышка......; Уха......
36 Обучение детей игре с рифмами Способы подбора рифм 4.Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому: а ) Назвать предмет обобщающим словом :.....; б ) Подобрать к названию предмета синоним : Кошка......; в ) Дать предмету меткую характеристику : Лейка Баба Яга..... ; морковка лиса г ) Подобрать метафору : ;
37 Обучение детей игре с рифмами Способы подбора рифм 5.Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться: а) Кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке:.....; б) Кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке: Леденец ворона ; пена Буратино
38 Обучение детей игре с рифмами Способы подбора рифм 6.Название первой картинки рифмуется с названием предмета на второй картинке в уменьшительной форме: Кошка рыба ; кольцо пальто Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок): а) Образовать множественное число существительных: Топор, шар б) Образовать новые слова с помощью суффиксов: Флаг, утюг. Фла... утю.... Мальчик, шапка.
39 Обучение детей игре с рифмами Способы подбора рифм 8.Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным. Горошины.....; лопаты Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом: Акула.....; синица
40 Рекомендуемая литература 1.Белоусова Л. Веселые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Большая книга головоломок, загадок, ребусов - Издательство: "АСТ, Харвест", Дмитриева В.Г. Большая книга головоломок, логических игр, загадок для самых умных малышей - Издательство: "Астрель", Дружинина М.В. - Большая книга досуга. Сто затей для друзей: головоломки, ребусы, загадки, путаницы. – М.: Дрофа-плюс, Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя дет. сада. - М.,«Просвещение», Ребусы. Учим малыша /Под ред. А.И.Золочевской., - Издательство: Манго-book Смоляная В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению - Издательство: Содействие, Сошина И. В. Игротека речевых игр: Играем в рифмы - Издательство: Гном, 2011 г. 9.Я. Шабала Учим детей отгадывать загадки
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.