Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоман Юрков
1 О БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ПРОЕКТОВ Составитель: Жаринов Н.В.
2 И СТОРИЯ Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов 20 века. Хотя, использовался, но назывался по другому.
3 П РИНЦИПЫ Е.С. Полат объясняет проект как один из методов педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Кухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины.
4 З АВЕРШЁННОСТЬ Метод проектов, по определению Е.С. Полат, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению.
5 О СНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (Е.С. П ОЛАТ ): Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
6 В ДАННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПО НЕСКОЛЬКИМ КРИТЕРИЯМ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПРОЕКТОВ : 1. По методу, доминирующему в проекте исследовательские творческие приключенческие, игровые информационные практико- ориентированные 2. По характеру координирования проекта с явной координацией со скрытой координацией 3. По характеру контактов внутренние (региональные) международные 4. По количеству участников личностные (индивидуальные) парные групповые 5. По продолжительности проведения краткосрочные средней продолжительности долгосрочные
7 В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧЕНИКОМ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ. Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Педагогическая тонкость, здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект - это его работа. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения. А1-А2- если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, другую(трудную) часть работы он выполняет вместе с взрослым, то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять самостоятельно; В1-В2- если ребёнок всю работу, даже туею часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу; С1-С2- если ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу.
8 О СОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
9 П ЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ - Проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдёт, когда исходная проблема проекта приобретает личностную окраску. Если тема не вызывает интереса, то работа превратится в тяжкую повинность. Самое главное мотивировать ребёнка, самый же неэффективный способ- прямое принуждение, оно может всё перечеркнуть. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт.
10 С ЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Увлекшись темой проекта дети часто не соизмеряют свои желания и свои возможности. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. Дальше надо спланировать все шаги. Здесь может потребоваться значительная помощь учителя. Важно только не начать планировать вместо ребёнка. Задавайте своему ученику вопросы: Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? ( это поможет определить задачи) Как ты будешь решать эти задачи? Когда ты будешь это делать? (сроки) Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы? (ресурсы) и т. д.
11 К ОРРЕКЦИЯ На этапе реализации, могут возникнуть изменения, которые нужно будет внести в первоначальный замысел. Это может снизить мотивацию. У многих подростков пока не сформировано «чувство времени», поэтому надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ученика.
12 П РЕЗЕНТАЦИЯ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА. Регламент, как правило составляет 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев. Речь и регламент- две основные проблемы презентации. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше если текст презентации будет написан в виде тезисов. Презентация масштабная
13 1. П ОДГОТОВКА К ПРОЕКТУ. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: - предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика; - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
14 2. О РГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА. Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
15 3. В ЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
16 4. П РЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Группы могут соревноваться друг с другом. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
17 5. П ОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, «Генеалогическое древо», «Моя семья». У детей должно создастся впечатление, что изучение обществознания - это не только деятельность, но и удовольствие.
18 О СОБЫЕ ПРОЕКТЫ Ролевые игры, инсценировка, театрализация, шоу и т.д.
19 Г РУППОВОЙ ПРОЕКТ - ПЛЮСЫ Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи аудио или сделать видео. И, наконец, учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит, может прекрасно рисовать.
20 П РИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ АЛГОРИТМЕ В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.
21 О ТСРОЧЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПОМОГАЕТ ВЫЯВИТЬ ПОВЕРХНОСТНЫЕ И ГЛУБИННЫЕ МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта? а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие) 2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) Да; б) Нет. 3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел? а) Да; б) Нет 4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам? а) Да; б) Нет.
22 ВЫВОД Использование метода проектов в процессе воспитания учащихся интегрировало школьников в различные среды, и прежде всего в социальные. Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.
23 В ЫВОД Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности. Хотелось бы дать совет учителям: для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.
24 Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от полезной занятости и межпредметной интеграции. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению горизонта знаний. Технических проблем для проектной деятельности нет.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.