Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнна Ларькова
Презентация к уроку-кроссворду «Тайны поэтической строки» для 6-9 классов. Цель – закрепление и актуализация знаний о правилах построения стихотворной речи, необходимых для анализа лирического произведения, а также о реформе стихосложения и особенностях лирики как рода литературы. Презентация может использоваться как на уроках литературы, так и во внеклассной работе.
1 Автор работы: Зверева Лиана Юрьевна, учитель литературы, ГБОШИ АО«Школа-интернат одарённых детей им. А.П. Гужвина». г. Астрахань
2 ЛИРИКА – род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей, чувств и переживаний человека. Сфера описания лирики – внутренний мир. ЛИРИКА – самый субъективный и эмоциональный род литературы.
3 Каковы особенности лирики? Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирики – внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие). Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества. Жизнь представлена через переживания человека. Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план. Огромное значение играют образные возможности языка. Особая организация языка – стихотворная.
4 Итак, стихотворная речь отличается особой ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения. СТИХОСЛОЖЕНИЕ – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.
5 Цель - повторить ключевые понятия стихосложения, необходимые для анализа лирического произведения. Ответив на вопросы, в выделенных клетках вы сможете прочесть ключевое слово – фамилию одного из основателей силлабо-тонической системы стихосложения. Разгадайтекроссворд!
6 О Т В Е Т БЕЛЫЙ Во тьме ночной явилась буря; Сверкал на небе грозный луч; Гремели громы в чёрных тучах, И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин) Во тьме ночной явилась буря; Сверкал на небе грозный луч; Гремели громы в чёрных тучах, И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин)
7 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯ Вот утро севера - сонливое, скупое - Лениво смотрится в окно волоковое; В печи трещит огонь - и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. (А. Фет) Вот утро севера - сонливое, скупое - Лениво смотрится в окно волоковое; В печи трещит огонь - и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. (А. Фет)
8 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА Еще одно | последнее сказанье... Дни поздней осени | бранят обыкновенно... Гляжу, как безумный, | на черную шаль... (Примеры из А. С. Пушкина). Еще одно | последнее сказанье... Дни поздней осени | бранят обыкновенно... Гляжу, как безумный, | на черную шаль... (Примеры из А. С. Пушкина).
9 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПА
10 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА
11 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой, И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? Спой, светик, не стыдись! Недаром говорится, Что дело мастера боится». Медведь взревел – и подлинно запел; Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путем мяукал он котенком. По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился. (Центон из басен И.А. Крылова: «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»). Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой, И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? Спой, светик, не стыдись! Недаром говорится, Что дело мастера боится». Медведь взревел – и подлинно запел; Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путем мяукал он котенком. По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился. (Центон из басен И.А. Крылова: «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»).
12 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ЕЕ Живя, умЕй всЕ пережить: Печаль, и радость, и тревогу. *** АО ДА, гОре ей – и чем простосердечней, Тем кажется виновнее она… (Ф.И. Тютчев) ЕЕ Живя, умЕй всЕ пережить: Печаль, и радость, и тревогу. *** АО ДА, гОре ей – и чем простосердечней, Тем кажется виновнее она… (Ф.И. Тютчев)
13 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП
14 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ Савраска увяз в половине сугроба – Две пары промерзлых лаптей … (Н.А. Некрасов) Савраска увяз в половине сугроба – Две пары промерзлых лаптей … (Н.А. Некрасов)
15 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е
16 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые… (И.С. Тургенев) Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые… (И.С. Тургенев)
17 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С
18 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф Е
19 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф
20 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф Я М
21 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф Я М К Р С Т Х В В ночной тиши сижу один. Д Давно уж за полночь. Не спится!.. О Остыл и спит во тьме камин. Х Холодный чай. Перо.. Страница... Н Ночная тьма глядит в окно. О Она лукаво обещает: В "Вот-вот - и явится ОНО! Е Его ты жди! Не опоздает!"... Н Но нет!.. И чистый лист не тронут. И И сон объял, как темный омут... Е Ему придти - не суждено!... (Вадим Цокуренко) В В ночной тиши сижу один. Д Давно уж за полночь. Не спится!.. О Остыл и спит во тьме камин. Х Холодный чай. Перо.. Страница... Н Ночная тьма глядит в окно. О Она лукаво обещает: В "Вот-вот - и явится ОНО! Е Его ты жди! Не опоздает!"... Н Но нет!.. И чистый лист не тронут. И И сон объял, как темный омут... Е Ему придти - не суждено!... (Вадим Цокуренко)
22 О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф Я М К Р С Т Х В Р Л И Б Р Ночью как-то вольнее дышать мне, Как-то просторней... Даже в столице не тесно! Окна растворишь: Тихо и чутко Плывет прохладительный воздух. А небо? А месяц? О, этот месяц-волшебник! (А.А. Фет) Ночью как-то вольнее дышать мне, Как-то просторней... Даже в столице не тесно! Окна растворишь: Тихо и чутко Плывет прохладительный воздух. А небо? А месяц? О, этот месяц-волшебник! (А.А. Фет)
23 М К Л Ю Ч Е В О Е С Л О В О Кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение? Кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение? О Т В Е Т ЛОМОООНСВ БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф Я М К Р С Т Х В Р Л И Б Р
24 М.В. Ломоносов довёл до конца начатую В.К. Тредиаковским реформу русского стихосложения. До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение: в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. Ломоносов утвердил силлабо- тоническое стихосложение, в котором в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
25 «Любой человек так или иначе понимает, что для действительного восприятия серьёзной музыки нужна определённая подготовка, что для этого необходимо как-то овладеть самим «языком» музыки. Но в то же время большинство людей полагает, что для восприятия поэзии никакой подготовки не требуется – достаточно просто уметь читать… Подобное представление ошибочно…». (В.В. Кожинов) Прав ли исследователь?
26 Список источников 1.Гаврилова Е. Б. Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» [Текст] / Е. Б. Гаврилова. – Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 2.Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам на уроках и во внеклассной работе [Текст] / В. Т. Дорожкина. – М. : АРКТИ, Квятковский А. П. Поэтический словарь [Текст] / А.П. Квятковский. – Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 4.Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 5.Литературная энциклопедия: В 11 т. [Текст] / Режим доступа: web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-0911.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 6.Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь [Текст] / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева [Текст] / Режим доступа: web.ru/feb/tyutchev/critics/pig/pig-001-.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 8.Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 9.Справочник по стихосложению [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 10.Стихосложение [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 11.Труды Ломоносова в области языка и литературы [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
27 Список источников иллюстраций 1. – книга, перо; 2. – книга, листы, чашка; 3. – раскрытая книга, рука; 4. – книга, природа; 5. – фон кроссворда; 6. – листок, перо на чёрном фоне; 7. – заливка выноски; 8. – М.В. Ломоносов; 9. – свеча, свиток – стопка книг
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.