Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Стрыгина
1 Итоги и перспективы экономических реформ в Российской Федерации Михаил Дмитриев Научный руководитель ЦСР Москва Декабрь 2004 года
2 2 Данный доклад посвящен вопросам реформ переходного периода и среднесрочным приоритетам экономического развития (завершение перехода к рыночной экономике) Доклад не затрагивает вопросы долгосрочной экономической стратегии, связанной с вхождением России в число экономически развитых стран Доклад не является результатом самостоятельного сравнительного исследования рыночных реформ в переходных экономиках, в том числе не является результатом специальных обследований. В качестве основы для анализа в докладе использованы оценки экспертов ЦСР и материалы международных исследований (Всемирного Банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.) Выводы и оценки, представленные в докладе, являются предварительными и будут уточняться в ходе дальнейшей работы
3 3 Достигнутый уровень социально-экономических преобразований в Российской Федерации Источники: EBRD Transition Report 2004, экспертные оценки ЦСР.
4 4 ТЕМПЫ РЕФОРМ Интенсивность реформ в России по перечню Европейского банка реконструкции и развития в течение последнего года была невысокой: Прогресс реформ в России был отмечен только по одному направлению (реформа на железнодорожного транспорте) В 7 других странах с переходной экономикой был отмечен прогресс по 2-3 направлениям В одной стране (Румыния) прогресс отмечен по 4 направлениям По приросту интегрального рейтинга реформ ЕБРР за истекший год Россия находится в группе стран с наименьшими показателями (0,035 против 0,11 в группе лидеров по темпу реформ)
5 5 Перспективы реформ в Российской Федерации на годы (оценка на основе декларируемых намерений) Источник: экспертные оценки ЦСР.
6 6 Возможные препятствия на пути реформ: на стадии выработки политики: специальные интересы недостаточная эффективность процесса выработки политики недостаточная политическая приоритетность отдельных направлений реформ на стадии реализации: неэффективный дизайн (в том числе вследствие компромиссов на стадии выработки политики) неэффективность правоприменения в системе исполнительной и судебной власти системные риски и ожидания экономических агентов (дефицит доверия) политические механизмы
7 7 НАЛИЧИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ КАК ПРАВИЛО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, А НЕ КОНЕЧНЫМ КРИТЕРИЕМ УСПЕШНОСТИ РЕФОРМ РЕФОРМЫ МОГУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ОКАЗАЛИ ЖЕЛАЕМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
8 8 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕМПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ Динамика политических институтов Уровень концентрации ренты Эффективность административной системы Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина Эффективность институтов защиты собственности Уровень доверия к институтам
9 9 ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ Уровень политической конкурентности и интенсивность реформ Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years
10 10 Динамика политических институтов и интенсивность реформ Интенсивность реформ в странах с конкурентными политическими системами как правило выше, чем в группах стран с ограниченной политической конкурентностью, к числу которых относится Россия. Ослабление политической конкурентности необязательно будет сопровождаться замедлением реформ, поскольку среди стран с неконкурентными политическими системами наблюдаются как случаи очень медленных реформ, так и случаи реформ быстрых (Казахстан). Однако по мере ослабления политической конкурентности может снижаться влияние институциональных факторов давления в пользу реформ и усиливаться зависимость процесса реформ от предпочтений высшего политического руководства.
11 11 ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ Уровень политической конкурентности и «захват государства» группами специальных интересов Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years
12 12 По состоянию на 2000 год уровень «захвата государства» среди стран с переходной экономикой был наибольшим в группе с ограниченной политической конкурентностью, к числу которых относилась и Россия Как возрастание, так и увеличение политической конкурентности в России в последующие годы должно было бы привести к уменьшению уровня «захвата государства».
13 13 Концентрация ренты и продвижение реформ Масштабы «захвата государства» тесно связаны с присвоением институциональной ренты, возникающей вследствие преимущественного доступа рентополучателей к экономическим ресурсам. Таким образом, ограничение политической конкурентности в России может способствовать развитию реформ в тех секторах, где наблюдается «захват государства» и реформы сдерживаются из-за сопротивления получателей институциональной ренты. В странах с переходной экономикой наиболее действенное сопротивление реформам наблюдается в областях с высоким уровнем концентрации ренты. Это согласуется с тем, что в ближайшие годы в России наибольшее продвижение реформ ожидается в областях с невысоким уровнем концентрации ренты, а реформы в областях с максимальным уровнем концентрации ренты маловероятны.
14 14 УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ РЕНТЫ Сравнительный уровень концентрации ренты и возможная интенсивность преобразований на некоторых направлениях реформ Газ Таможенноеадминист-рированиеЖелезныедорогиЭлектро-энергетикаНефтедобы-чаНаукаОбразованиеЖКХЗдравоохране-ние Условный уровень концентрации ренты Потенциальная интенсивность реформ Ожидаемая интенсивность реформ Источник: экспертные оценки ЦСР. Интенсивность реформ 1 0 0,1 0,5 0,9 0,3 0,4 1,0 0 Сравнительный уровень концентрации ренты (в порядке убывания)
15 15 ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ способствует управление по результатам административная регламентация ликвидация избыточных функций реформа контрольно- надзорных органов административная реформа на региональном уровне сдерживает развитие общественного диалога в процессе выработки политики повышение транспарентности преодоление коррупции активизация гражданского общества Усиление административной централизации может способствовать реализации одних направлений административной реформы и сдерживать реализацию других
16 16 БЮДЖЕТНАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина в целом положительно влияет на экономические ожидания и оценки рисков и, тем самым, может повышать результативность реформ, направленных на изменение поведения участников рынка. Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина может ослабляться под действием политической конкуренции*, но может оставаться как высокой, так и низкой в отсутствии политической конкуренции. * Alesina A., Roubini N., Cohen G.Political Cycles and the Macroeconomy/Cambridge.MA. 1997
17 17 Незащищенность прав собственности в переходных экономиках (1999) Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years
18 18 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННОСТИ Эффективность институтов защиты собственности воздействует на ожидания субъектов рынка и является условием эффективного правоприменения, что влияет на результативность большинства экономических реформ. Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years
19 19 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ БАНКРОТСТВА По инициативе кредитораПо инициативе должника Источник: EBRD Transition Report 2004
20 20 УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К ИНСТИТУТАМ Недостаточный уровень доверия к институтам является общей проблемой переходных экономик, но в России он стоит острее, чем во многих других странах
21 21 Перспективы реформ в Российской Федерации на годы (с учетом действия факторов, влияющих на темпы и результаты реформ) Источник: экспертные оценки ЦСР.
22 22 Среднегодовые темпы прироста интегрального рейтинга реформ
23 Рост ВВП в годах в странах с переходной экономикой и интегральный индекс реформ по состоянию на 2004 год Источник: EBRD Transition Report 2004; расчеты экспертов ЦСР; Узбекистан, Туркменистан и Беларусь исключены из регрессии
24 24 Ход реформ и экономический рост В странах с переходной экономикой наблюдается тесная положительная связь между рыночными реформами и темпами экономического роста Однако только часть реформ способна оказать существенное влияние на темпы экономического роста в Российской Федерации в среднесрочной перспективе ( годы)
25 25 НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ Реформы, влияющие на среднесрочный экономический рост Реформы, направленные на укрепление доверия и развитие институтов Реформы, в которых ожидается наибольший прогресс Наука Финансовый сектор, судебная и правовоохранительная системы Трудовое законодательство Вступление в ВТО Дерегулирование Образование, здравоохранение, природопользование Киотский протокол
26 26 Ожидаемые темпы прогресса реформ, сгруппированных в зависимости от степени влияния на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе ( годы) Источник: экспертные оценки ЦСР.
27 27 Выводы Интенсивность экономических реформ в России в последнее время была невысокой по сравнению со странами-лидерами по темпам реформ Учитывая тесную зависимость между ходом реформ и темпами экономического роста, замедление реформ может негативно сказаться на темпах экономического роста Декларируемая интенсивность реформ на годы значительно превосходит показатели стран-лидеров по темпам реформ Интегральное действие факторов, влияющих на темпы и результаты реформ, скорее всего приведет с значительному снижению интенсивности реформ по сравнению с декларируемой
28 28 Выводы Однако воздействие политических процессов и различий в уровнях концентрации институциональной ренты может способствовать поддержанию высоких темпов реформ по ряду направлений в сфере социальных реформ, реформы исполнительной власти и отраслей инфраструктуры Благодаря этому интегральные темпы реформ могут существенно возрасти по сравнению с годами Возрастает зависимость результатов реформ от предпочтений высшего политического руководства и ослабевают институциональные факторы давления в пользу реформ Планируемые реформы в силу различия лагов будут оказывать неодинаковое влияние на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе ( годы) Несколько более интенсивно могут проходить реформы с большими лагами и ограниченным влиянием на среднесрочные темпы роста (социальные реформы, реформы в сфере недропользования, земли и недвижимости и некоторых отраслей инфраструктуры)
29 29 Изложенные выводы являются сугубо предварительными и могут рассматриваться лишь в качестве гипотез, которые будут использованы в ходе более подробного анализа процесса реформ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.