Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоман Сильвестрович
1 Презентацию подготовила учитель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова» Ларионова Е.А.
2 Воспитательные традиции Древней Руси.
3 За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.
4 Труд- основа жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.
5 Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение. Средства физического воспитания: - закаливание; - подвижные игры; - физический труд.
6 Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали патриотическое сознание. В подвигах героев подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека.
7 Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество. Песни Потешки Сказки Загадки Пословицы Былины Глубочайший нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.
8 Первые нравственные заповеди детства: -почитание старших; - главенствующая роль отца; -уважение к матери; -осознание сыновнего долга; -обязанность беречь достоинство; - быть благодарным людям.
9 Византийское влияние. Принятие христианства.
10 Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси 988г.). Она определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.
11 Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей «на учение книгам». Ярослав Мудрый покровительствовал учению книжному. При нём начинаются на Руси монастыри с училищами.
12 Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. Обучение велось и в мужских, и в женских монастырях. В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.
13 Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Внутреннее устройство школ и училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по преимуществу, греки.
14 Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая. Учителя назывались книжниками, уставодержателями, учительными людьми. Учитель был не то, что специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник. Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.
15 Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники; повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям; пчелы – сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники – род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.
16 Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах ( ) – внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, государственный деятель, писатель Древней Руси.
17 Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу, отношения между властью и её подданными, отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми. Главное средство воспитания детей Мономах считал образование: « Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».
18 Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения. Князь разработал систему военно- физического воспитания, которая развивает волевые и нравственные качества человека. Владимир Мономах призывал помнить, что лишь добрые дела спасут людей.
19 Развитие образования в Московском государстве.
20 Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей.
21 В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и надежду на спасение. С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.
22 Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше и больше усваивала черты азиатских нравов. Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр. В XV в. невозможно было получить образование, так как не было училищ.
23 С XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась новым средоточием политической силы. В северо- восточной Руси начинаются решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя.
24 Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания.
25 Максим Грек ( ) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить нравы духовенства. Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.
26 Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает: - -по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадёжных священников, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение; - -завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.
27 В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая типография в Москве.
28 Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.
29 «Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранил немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.
30 Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо- восточную Русь в образованности. В связи с близостью к Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда научное образование и европейские понятия и обычаи.
31 С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия – католицизму. Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.
32 Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы) и в них стали давать такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.
33 Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в 1580 году. В гг. в типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.
34 В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино- польского письма» при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево- Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.
35 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.