Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлина Завражнова
1 Сергей Александрович Есенин «Чёрный человек»
2 Трагизм поэмы С.А.Есенина «Чёрный человек» Цель: увидеть, как создаётся трагический пафос поэмы
3 Словарная работа Словарная работа Трагедия 2) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Трагедия 2) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Пафос – воодушевление, подъём, энтузиазм. Пафос – воодушевление, подъём, энтузиазм. Композиция- построение. Композиция- построение. Рефрен- стих или строфа, припев, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении, песне. Рефрен- стих или строфа, припев, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении, песне.
4 Поэма «Анна Снегина», которая заканчивается грустно, но романтически светло, относится к январю 1925 года. А в ноябре того же года написана задуманная ещё в 1923 году последняя поэма Есенина, «Чёрный человек». Само название настраивает на трагический лад. Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна и в лирике: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921); «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922), «Цветы мне говорят – прощай…» (1925). Поэма «Анна Снегина», которая заканчивается грустно, но романтически светло, относится к январю 1925 года. А в ноябре того же года написана задуманная ещё в 1923 году последняя поэма Есенина, «Чёрный человек». Само название настраивает на трагический лад. Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна и в лирике: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921); «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922), «Цветы мне говорят – прощай…» (1925). Прочитаем некоторые из них на ваш выбор. Прочитаем некоторые из них на ваш выбор.
5 1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России (в «Анне Снегиной» - о российской трагедии, о разоре и погибели крестьянского мира), и по отношению к собственной судьбе: 1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России (в «Анне Снегиной» - о российской трагедии, о разоре и погибели крестьянского мира), и по отношению к собственной судьбе: Снежная равнина, белая луна, Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. Саваном покрыта наша сторона. И берёзы в белом плачут по лесам. И берёзы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Из этих настроений и родился «Чёрный человек», трагический феномен раздвоенного сознания, «двойник-самозванец». Из этих настроений и родился «Чёрный человек», трагический феномен раздвоенного сознания, «двойник-самозванец».
6 Как бы определили жанр поэмы, её композицию? Как бы определили жанр поэмы, её композицию? Чтение поэмы. Чтение поэмы. Поэма начинается с обращения. Зачитайте. Поэма начинается с обращения. Зачитайте. Друг мой, друг мой,… Друг мой, друг мой,…
7 Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам. Поэма построена как диалог «чёрного человека» с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевотины», исповедь перед самим собой, после которой жить уже невозможно.
8 Как создаётся трагический пафос поэмы? Как создаётся трагический пафос поэмы?
9 Трагизм нарастает постепенно. В начале поэмы возникает образ, обычно вызывающий усмешку: Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. Быстро становится понятно, что так передаётся алкогольный бред, и становится уже не до смеха. Сколько раз в 1-ой части появляется рефрен: «Чёрный человек», закрепляя навязчивое видение в сознании читателя? Сколько раз в 1-ой части появляется рефрен: «Чёрный человек», закрепляя навязчивое видение в сознании читателя?
10 С какой целью «пресквер ный гость» посетил поэта? С какой целью «пресквер ный гость» посетил поэта?
11 Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него малейшую надежду на спасение. Незваный пришелец выворачивает перед грешником всю демоническую, им же вдохновлённую, сторону его жизни. Кроме неё ничего не осталось. Страшно и то, что «прохвост и забулдыга» имел в книге своей жизни «много прекраснейших мыслей и планов», неосуществлённых и неосуществимых, конечно, «в стране/ Cамых отвратительных/ Громил и шарлатанов». Это о России, о родной стране? Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него малейшую надежду на спасение. Незваный пришелец выворачивает перед грешником всю демоническую, им же вдохновлённую, сторону его жизни. Кроме неё ничего не осталось. Страшно и то, что «прохвост и забулдыга» имел в книге своей жизни «много прекраснейших мыслей и планов», неосуществлённых и неосуществимых, конечно, «в стране/ Cамых отвратительных/ Громил и шарлатанов». Это о России, о родной стране?
12 Слова какой лексики преобладают в поэме? Слова какой лексики преобладают в поэме?
13 «Тёмная» лексика: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «тоска», «тоска» и др. – оттеняется немногими «светлыми словами»: «прекраснейший», «чистый», «весёлый», «изящный», «милая», «счастье», «улыбчивый». «Тёмная» лексика: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «тоска», «тоска» и др. – оттеняется немногими «светлыми словами»: «прекраснейший», «чистый», «весёлый», «изящный», «милая», «счастье», «улыбчивый». «Цветная» поэзия Есенина здесь оставляет почти один чёрный цвет. «Цветная» поэзия Есенина здесь оставляет почти один чёрный цвет. Герой ещё пытается сопротивляться : «Чёрный человек! Ты не смеешь этого!» Герой ещё пытается сопротивляться : «Чёрный человек! Ты не смеешь этого!»
14 Вторая часть начинается как будто бы мирно. Вторая часть начинается как будто бы мирно. Зачитайте начало 2 части. Зачитайте начало 2 части. Какое видение появляется в следующей строфе? Какое видение появляется в следующей строфе? Есть ли отличия в описании «чёрного человека» в первой и второй частях поэмы? Есть ли отличия в описании «чёрного человека» в первой и второй частях поэмы?
15 Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в «черного человека» трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение: зеркало разбито, «чёрный человек» оказался вторым «Я» героя. Рассвет, обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «… Месяц умер». Начало и конец последней строфы отмечены многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через полтора месяца. Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в «черного человека» трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение: зеркало разбито, «чёрный человек» оказался вторым «Я» героя. Рассвет, обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «… Месяц умер». Начало и конец последней строфы отмечены многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через полтора месяца.
16 Дома Выразительное чтение наизусть стихотворения о родине Выразительное чтение наизусть стихотворения о родине Анализ (по схеме) этого же стихотворения. Анализ (по схеме) этого же стихотворения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.