Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнатолий Сбитнев
1 «Теория и технологии экологического образования детей» «Теория и технологии экологического образования детей» * * * Философские основы содержания экологического образования дошкольников старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ Черноиванова Наталия Егоровна
2 Природа – непосредственно, стихийно сложившаяся форма существования материи, охватывающая неорганические и органические её структуры. Природа есть наличное бытие материи, реальность её конкретного существования (М.С.Каган) Природа – окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находиться в непрестанном движении и изменении (Философский словарь. М.,1980) Самоценность Природы заключается в неповторимости каждого объекта природы (в том числе и человека), в существовании самого по себе (а не для человека и удовлетворения его потребностей), благодаря этому окружающий мир разнообразен, богат.
3 Природа как самоценность : эстетический аспект Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая высокое содержание. И. Гёте... природа, что это такое как объект любви? Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория. Способность видеть эстетическое, прекрасное в природе – вот некая предпосылка затем появляющегося этического отношения. С.Л.Рубинштейн
4 Толковый словарь живого великорусского языка Владимир Иванович Даль
5 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля Краса - красота и украса, украшение, прикраса, басота, баса Красивый, красный или прекрасный, одарённый красотою, уряженый красою, нравный чувству изящного, сев. баский, баской; Красота - свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость, во образе красоты.
6 Толковый словарь русского языка КРАСОТА́ совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху
7 Объективные свойства красоты в природе : единство и многообразие, целесообразность, целостность, мера форма, информация, гармония.
8 Многообразие природы как общее свойство её красоты - это флора и фауна, вода(гидросфера), мир камня (литосфера), небо и свет, естественный цвет, звуки. Многообразие природы, её обновление и возрождение, движение, ритм, темпы в своей непрерывности, сложной совокупности и постоянных взаимосвязях и составляют естественный мир, который воспринимает человек. Единство в многообразии – важнейший фактор упорядоченности и красоты нашего мира. Формой проявления этого единства выступают повторяемость и регулярность.
9 Многообразие природы как общее свойство её красоты Природно-прекрасное представляется человескому взору как реальное многообразие, через которое проходит сквозное единство 104вида атомов и тысячи минералов, многие миллионы животных и растительных форм Высшая форма единства – изоморфизм (структурное подобие качественно различных явлений: вспомните структуру ветвления дерева и систему кровообращения )
10 Форма – это именно тот феномен, который в первую очередь воспринимается человеком. Богатство прекрасных природных форм огромно. Интересная форма единства – параллелизм между формообразованием в природе и формообразованием в деятельности человека (вспомните Эйфелеву башню, которая является бессознательной калькой со структуры берцовой кости). «Красота форм в природе» Э.Геккель – памятник союзу эстетики и биологии не включил «классиков» природной эстетики цветы, бабочки, млекопитающие. Сделал это сознательно, желая открыть перед людьми красоту форм простейших организмов, различных беспозвоночных, амфибий, рептилий.
11 Целостность природных форм Дифференциация и интеграция – два пути, по которым шла эволюция в целостности. Дифференциация придаёт форме приятное разнообразие, интеграция вносит в это разнообразие единство. Вспомните тело высших животных дифференцировано на разнообразные участки – голову, корпус, конечности, - между которыми есть строгая гармоническая связь.
12 Информация в природе Почему так разнообразно окрашены венчики полевых цветов? Почему столь богато декорировано оперение многих птиц? Почему природа наделила крылья одной бабочки яркой и сочной цветовой гаммой, а в распоряжение другой предоставила лишь скупые серо-белые оттенки? Природная форма информативна, обладает свойством сигнализации. Окраска крыльев бабочки часто выполняет информационную функцию (вспомните «предупреждающую окраску» и «защитную»).
13 Информация как мера разнообразия Эволюцию в природе, эволюцию её красоты можно расценивать как накопление информации и расширения разнообразия, рост энергетических потенциалов. Красота кристалла отличается от красоты дерева: их энергетические уровни различны, они и объясняют простоту кристалла и сложность дерева. Единый закон меры связан с гравитационным полем нашей планеты, сила которого как бы сдерживает потенциально бесконечный рост дерева. Философски мера определяется как единство качества и количества (вспомните руку человека – шедевр природной и общественной эволюции человека).
14 Гармония в природе особый вид единства правое – левое, симметрия – асимметрия. Эстетически меру можно определить как гармонию между качеством и количеством. Вся физическая красота нормального человека, вся его генетическая программа как бы зашифрована в 46 хромосомах увеличение числа хромосом до 47 ведёт к тяжёлым формам патологии.
15 Единство между средой и организмом – один из видов природной гармонии подвижная грация горного марала обтекаемое тело дельфина ослепительно белая окраска приполярных птиц пуночек свободное парение альбатроса сверкающая сетка чешуи карпа полосатая шкура тигра - во всех этих формах мы видим гармоничную связь со средой обитания, ощущение этой связи является источником эстетического наслаждения. Ю.В.Линник
16 Пробудить в детях чувство Природы- значит возбудить одно из самых благодетельных воспитывающих душу влияний К.Д.Ушинский Воспитание чувства Природы –источник любви и тяготения к Природе – должно составлять первую и главную задачу природоведения.. Оторвавшись от Природы, мы потеряли здоровье- физическое и духовное. Нужно приблизить нарастающие поколения к Природе, культивируя не мёртвую науку о природе, а живую любовь к Природе. Д.Т. Кайгородов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.