Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислава Астафьева
1 Числовая символика в мифах. Чувашские сказки Работу выполнила: Ученица 9 А класса Желагина Дарья Руководитель: Долгова Л. Г.
2 Числовая символика в мифах. Чувашские сказки У многих народов мира некоторые числа имели особый смысл метались священными, сакральными. Почти повсеместно это циф-а 3, 7, 9 и некоторые другие. В мировых религиях также присутствуют сакральные цифры. например: божественная троица и семь дней, за которые был со- зореи мир в христианской религии; пятикратная молитва в те- чение дня у мусульман и т. п.
3 Сакральные числа. По представлениям наших предков, сакральными становились прежде всего те цифры, которые связаны с их древними представлениями об устройстве мира: 3 три мира (верхний, светлый, нижний); 4 четыре угла мира; 5 четыре угла мира и центр мировая гора и дерево; 7 четыре угла плюс три слоя мира или три слоя верхнего мира плюс три слоя нижнего и плюс светлый мир;
4 8 восьмиугольная вселенная, усиление цифры 4; 9 тройное усиление цифры 3 или по три слоя в каждом мире; 12 у трех слоев мира по четыре угла; 33 усиление цифры 3; 41 усиление цифры 4 плюс центр мира; 77 усиление цифры 7; 99 усиление цифры 9.
5 Сакральные числа использовались во многих обрядах. О них часто упоминается в народных сказках.'"Например: «было у царя три сына», «трехголовый дракон, девятигла- вое чудище», «тридевятое царство», «рубашка из 77 трав» и т.п.
6 Народные сказки. В каждой народной сказке отражались представления людей о мире, о каких-то событиях, сохранялись элементы древнейших традиций, обрядов и верований. Например, у многих европейских народов есть сказки, где упоминаются дети, заблудившиеся или оставленные в лесу (например, «Гензель и Гретта», «Морозно»). Этот сюжет отражение условий жизни древних людей. В особо голодные зимы, когда не хватало продуктов и племени грозили голод и вымирание, в лес отводили и оставляли там нетрудоспособных детей.
7 И в чувашских сказках есть широко распространенные сюжеты, связанные с народными обычаями. Особенностью исконных чувашских сказок является то, что герой, пройдя опасный путь, обычно всегда возвращается в родной дом. Рассмотрим на примере отрывков из народных сказок «Медный медведь», «Чуста-паттар», как в них отражаются старинные представления и обычаи чувашей. «Узнал царь, кто ворует его лошадей, и приказал копать в том месте, где скрылся медный медведь, Копали, копали, выкопали глубокий колодец и увидели подземный ход.
9 Старшие братья: не осмелились войти в этот ход и попросили младшего. Тот попрощался и скрылся под землей. Долго он шел и наконец пришел в подземное царство». все путь в нижний мир. «Пошел он на стук и видит: слепой старик рожь молотит, «Здоровья тебе и силы, дедушка!» говорит царевич и подходит к старику. «Хорошо, что ты так сказал, отвечает старик. Иначе я бы тебя проглотил». «Когда обед был готов, приходит к дому старичок с локоток с саженной бородой. Подошел к порогу и говорит: «Накорми меня!»
11 Необычный (слепой, горбатый, с очень длинной бородой, маленького роста или. просто дряхлый) старик, старуха представляют из себя образы предков. Эти предки требуют к себе особого почтительного от ношения и жертвоприношений, то есть еды. «Через несколько верст он увидел на огромном дубе орлиное гнездо. Орлицы не было, а орлята жалобно пищали». « Да ничего особенного мне не нужно, отвечает царевич. Вынеси меня из этого подземного царства на белый свет, вот и все.
13 Хорошо! Я вынесу тебя на белый свет. Но ты заготовь целого быка и сорокаведерную бочку воды. Когда все было сделано, подхватила орлица на одно крыло тушу быка, на другое бочку воды, посредине посадила царевича и взлетела вверх». Дерево, в представлении многих древних народов, связующее звено между мирами, и именно житель этого дерева, «чистое» существо птица может вынести героя в другой мир. Кормление птицы это также процесс жертвоприношения.
14 Тесты 1.Что означает цифра 3? а)три мира б)три животного в)три бога 2.Что делали в голодные зимы? а)отводили в лес нетрудоспособных детей б)ничего в)искали еду 3.Яма, пещера, пропасть, дупло в дереве, подземный ход, что это значит? а)путь в верхний мир б)ничего в)путь в нижний мир
15 4.Что представляли собой старик и старуха? а)образы предков б)болезнь в)старость 5.Что обозначало кормление птицы? а)красоту б)жертвоприношение в)лукавость 6.Что обозначала цифра 4? А)мир б)дерево в)4 угла мира 7.Что обозначает цифра 8? А)центр мира б)углы в)8-угольная вселенная
16 8.Что приносили в дар водяному? а)парня б)животное в)красивую девушку
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.