Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаксим Ртищев
1 Функционирование дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГТ Корякина О.А., ведущий специалист-эксперт Управления государственного надзора и контроля в области образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл 1
2 Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 13. Устав образовательного учреждения п.п. 4 цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; п.п. 5 основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей); п.п. 7 порядок управления образовательным учреждением, в том числе: б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; п.п. 9 перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения» 2
3 Цели образовательного процесса: Закон РФ «Об образовании»: Статья 18 п. 3 «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений» 3
4 Цели образовательного процесса: Типовое положение о ДОУ: п. 3 «ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет»; п. 4 «ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования». п. 5 Определяет задачи ДОУ: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально- личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 4
5 Типы реализуемых образовательных программ: Закон РФ «Об образовании»: Статья 9 п. 1 «В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки» п. 3 «К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования» Дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования 5
6 Виды реализуемых образовательных программ: Типовое положение о ДОУ: п. 8 «Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, а также комплекс санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей». Дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной направленности 6
7 Содержание образования: Закон РФ «Об образовании»: Статья 14 п. 5 «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». Статья 9 п. 6.2 «К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации …. устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы». ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования находятся в стадии разработки. Проект данных требований расположен на сайте Минобразования и науки РФ. 7
8 Режим занятий обучающихся, воспитанников: Закон РФ «Об образовании»: статья 51 п. 1 «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН », утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г
9 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН » Раздел XII. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям п.12.9 «Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по минут). п Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут. п Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. п Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку». 9
10 ГруппаМах допустимое время занятий в неделю Количество занятий в неделю в т.ч. доп. образов. (не чаще) Мах допустимый объем образов. нагрузки в 1 пол. дня Мах допустимое кол-во занятий (1 / 2 пол. дня) Продолжи- тельность (не более) ранний возраст (от 1,5 до 3 лет) 2 гр. раннего возраста, 1 мл. группа 1,5 час (90 мин.) мин.1 / мин. дети 4 года жизни 2 младшая группа 2 час. 45 мин. (165 мин.) 111 р./нед.30 мин.2 / 1*15 мин. дети 5 года жизни средняя группа 4 час. (240 мин.) 122 р./нед.40 мин.2 / 2*20 мин. дети 6 года жизни старшая группа 6 час. 15 мин. (375 мин.) 152 р./нед.45 мин. 2 / 1+ 2* (во 2 пол. дня - не чаще 2-3 р./нед.) 25 мин. дети 7 года жизни подготовительная группа 8 час. 30 мин. (510 мин.) 173 р./нед.90 мин. 3 / 3* (во 2 пол. дня - не чаще 2-3 р./нед.) 30 мин. Допустимое количество занятий и их продолжительность, включая реализацию дополнительных образовательных программ * занятия по дополнительному образованию 10
11 Дополнительные образовательные услуги (в т.ч. платные), порядок их предоставления: 1. Устав Учреждения 2. Образовательная программа Учреждения: 2 часть – формируемая участниками образовательного процесса Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: п. 2.7 Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1)видовое разнообразиеприоритетных направлений обеспечению равных стартовых возможностей санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно- эстетическому развитию детей 1)видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно- эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); национально-культурных, демографических, климатических условий 2)специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Правила оказания платных образовательных услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г
12 п. 5 «Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований…), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. п. 6 Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями. п. 12 Исполнитель обязан соблюдать утвержденные им учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. п. 13 Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. п. 14 Договор заключается в письменной форме». Правила оказания платных образовательных услуг: 12
13 Порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей): Закон РФ «Об образовании»: Статья 18 не может ограничивать установленные законом права сторон п. 4 «Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон». Типовое положение о ДОУ: включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон длительность пребывания ребенка расчет размера платы, взимаемой с родителей п. 39 «Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении». 13
14 Структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности: Закон РФ «Об образовании»: Статья 35 п.2 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. п.2.1 В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения» 14
15 Перечень видов локальных актов: приказы руководителя учреждения; локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления: локальные акты, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса; локальные акты, регламентирующие ход образовательного процесса; локальные акты, регламентирующие деятельность структурных подразделений учреждения; локальные акты, регламентирующие деятельность служб сопровождения образовательного процесса; локальные акты, регламентирующие деятельность общественно-профессиональных объединений педагогов; локальные акты, регламентирующие проведение мероприятий; локальные акты, регламентирующие деятельность по охране труда и технике безопасности; локальные акты; регламентирующие финансово- экономическую деятельность. 15
16 Учебный план : Закон РФ «Об образовании»: Статья 15 п.1 «Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий». Учебный план является составной частью образовательной программы. Документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет. (БСЭ) 16
17 Как разработать учебный план ДОУ? 17 модель процесса образования состав и содержание образовательных областейинтеграцию распределение по годам образованиянедельное и годовое распределение времени В ДОУ учебный план - это дидактическая модель процесса образования детей дошкольного возраста, содержащая общие цели дошкольного образования, состав и содержание образовательных областей, интеграцию между ними в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, их распределение по годам образования, недельное и годовое распределение времени, отводимое на каждую образовательную область. Учебный план объяснительная (пояснительная) записка сетка часов, отводимых на каждую образовательную область и ее составляющие Компоненты УП: обязательная часть (федеральный компонент - ФК) часть, формируемая участниками образовательного процесса (национально-региональный компонент - НРК и компонент образовательного учреждения - КОУ)
18 18 Образовательные области Занятия 1 младшая группа 2 младшая группа средняя группа 1.Обязательная часть (федеральный компонент (80%))10 1.1Познавательно-речевое развитие3,5 ПознаниеРебёнок и окружающий мир111 Формирование элементарных математических представлений -11 Конструирование0,5 Коммуникация. Чтение художественной литературы Развитие речи. Художественная литература Художественно-эстетическое развитие3,5 МузыкаМузыкальное222 Художественное творчество Рисование10,750,5 Аппликация-0,250,5 Лепка0,5 1.3Физическое развитие333 Физическая культураФизкультурное Социально-личностное развитие* Часть формируемая участниками образовательного процесса (национально-региональный компонент, компонент ДОУ (20%)) Бассейн Марийский язык--0,5 «Послушная глина»--0,5 ИТОГО: Образец учебного плана ДОУ
19 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН »: «Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: - для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; - для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут» 19
20 Сетка занятий - ежедневный повременной график образовательной деятельности с воспитанниками каждой возрастной группы по образовательным областям образовательной программы 20 Сетка занятий (расписание основных видов организованной образовательной деятельности) :
21 Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно- образовательной работы в целом 21 Перспективное и календарное планирование образовательной деятельности воспитателем Перспективный план Перспективный план учебно-воспитательного процесса в возрастных группах - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-воспитательного процесса Перспективное планирование осуществляется на основе циклограммы. Составляется по месяцам на весь учебный год по образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
22 22 Календарный план: Календарный план Календарный план учебно-воспитательного процесса в возрастных группах - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-воспитательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Составляется в соответствии с режимом дня: планирование утреннего отрезка времени; планирование обучения на занятиях; планирование прогулки; планирование второй половины дня.
23 п. 10 «В ходе проверки проводятся следующие мероприятия: государственного надзора за соблюдением законодательства б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями: анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке; анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса; анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.4 и 5 статьи 32 Закона «Об образовании») Государственный контроль (надзор) в области образования : Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. 164: 23
24 государственного контроля качества образования в) при осуществлении государственного контроля качества образования: анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно- методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов); анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно- методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса; экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ; анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации. Государственный контроль (надзор) в области образования : 24
25 Управление государственного надзора и контроля в области образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл Адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 24 б, каб. 119 Тел – начальник Управления,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.