Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГаля Узлова
1 Русская культура в ХIV – XVI вв. Урок истории в 10 классе
2 План Письменность и литература Живопись Архитектура
3 Летописание Письменность и литература Летописание Летописание – изложение исторических событий в хронологической последовательности Центрами русского летописания в этот период были: Москва (с ХIV века) Новгород Псков (Псково-Печерский монастырь) Тверь ( до конца ХV века)
4 Летописание В основе большинства русских летописей лежала Повесть временных лет. Задание: Вспомнить когда, где и кем была написана Повесть временных лет? Наиболее известные летописи ХIV-XVI вв.: Лаврентьевская (датирована 1377 г.) Троицкая (1408 г.) Новгородские летописи Никоновская летопись (XVI в.) Лицевой свод (2 пол. XVI в.)
5 Основные жанры:Исторический: Тема борьбы с монголо-татарским игом («Задонщина» Софония Рязанца, «Сказание о Мамаевом побоище») Темы, связанные с внешнеполитическими событиями XVI в. : «История о Казанском ханстве», «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» Жития: Жития: «Житие Сергия Радонежского», «Житие митрополита Петра» Хожения: «Хожение за три моря Афанасия Никитина ( ) Сборники для повседневного чтения : Сборники для повседневного чтения : «Четьи Минеи ( гг.), сборник правил поведения «Домострой» священика Сильвестра Задание: Вспомните, о каких событиях может идти речь в этих произведениях? Литературные произведения
6 В XV – XVI вв. Москва окончательно становится центром русских земель, процесс создания централизованного государства завершается. Появляется идея об особой миссии Москвы, которая оформилась в теорию «Москва – третий Рим». Старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей писал: «Первый Рим пал от нечестия, второй (Константинополь) – от засилия анарянского, третий Рим – Москва, а четвертому – не бывать». В «Сказание о князьях Владимирских» обосновывается преемственность русских великих князей и царей от римских и византийских императоров.
7 Публицистика Письменность и литература Публицистика Полемика иосифлян и нестяжателей: - Сочинения Иосифа Волоцкого, направленные против еретиков; - Произведения Вассиана Патрикеева («Прение с Иосифом Волоцким») и Максима Грека («Стязание о известном иноческом жительстве») Произведения Ивана Пересветова («Сказание о книгах») Переписка Ивана IV с кн. Андреем Курбским ( )
8 Публицистика Письменность и литература Публицистика Из первого послания князя Курбского Ивану Грозному: «Зачем, царь … на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и в чародействе, и в ином непотребстве (…) Или ты, царь, мнишь, что бессмертен…»
9 Публицистика Письменность и литература Публицистика Из ответа Ивана Грозного: «Никого мы из своей земли не изгоняли, кроме тех, кто изменил православию. Убитые же и заточенные… получили наказание по своей вине… А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить…» О какой политике Ивана Грозного идет речь в переписке ?
10 Техника письма В XIV в. изменяется техника письма: на смену уставу приходит полуустав. В XV веке в России начинает активно использоваться бумага. Количество документов стремительно увеличивается и выводить каждую букву становится сложно, вместо полуустава появляется скоропись.
11 Книгопечатание В гг. дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую печатную книгу (хотя есть сведения о более раннем начале книгопечатания), а в 1565 г. издали «Часослов». Но наряду с печатными книгами сохранялись рукописные. Вспомнить, когда книгопечатание появилось в Западной Европе?
12 Живопись Иконопись Фрески Книжные миниатюры С XIV в. прослеживается обособление ряда живописных школ (новгородской, псковской, тверской, московской). Самыми известными мастерами живописи в этот период были Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
13 Творчество Феофана Грека Феофан Грек (ок после 1405 гг.). Перед приездом на Русь работал в Кафе (Феодосия). Первая его известная работа на Руси – роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (1378г.). Для манеры Феофана характерны напряженность образов, сдержанный колорит, световые блики.
14 Творчество Феофана Грека Работал Феофан Грек и в Москве: делал роспись церкви Рождества Богородицы (1395г.) и работал в Архангельском соборе (1399г.) вместе с Симеоном Черным; вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца работал в Благовещенском соборе (1405 г.) Приписывают ему и «Донскую икону Божьей матери». Иконостас Благовещенского собора Донская икона Божьей матери
15 Творчество Андрея Рублева Высшей степени выразительности, совершенства русская иконопись и фресковая живопись достигла в работах Андрея Рублева. Он родился около 1370 г., стал чернецом (монахом) Троице-Сергиева, а затем московского Спасо- Андроникова монастыря. Он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным, работал над фресками и иконами Троице-Сергиева монастыря. Сошествие в адАрхангел Гавриил
16 Творчество Андрея Рублева Самая известная работа Рублева – икона Троица из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. По монастырскому преданию икону Андрею Рублеву заказал игумен Никон, ученик Сергия Радонежского. Сюжет иконы – библейское сказание о явлении патриарху Аврааму трех ангелов.
17 Творчество Дионисия «Факел русского искусства, так высоко поднятый Рублевым, переходит к концу XV в. в руки его достойного преемника Дионисия» (Л. Любимов) В начале ХХ века П.П. Муратов писал, что на берегу небольшого озера Белозерского края, в Ферапонтовом монастыре сохранился прекраснейший памятник древнерусской живописи – фрески, исполненные Дионисием иконником со своими сыновьями в гг. Митрополит Петр Богоматерь с архангелами Михаилом и Гавриилом
18 Архитектура После монголо-татарского нашествия в большинстве русских земель прекратилось каменное строительство. Сохранилось оно только на северо-западе: в Пскове и Новгороде. XIV-XV вв. – время дальнейшего развития псковско-новгородской архитектуры. Постройки возводят из околотого камня, фасады покрывают штукатуркой. Церковь Федора Стратилата на Ручье Церковь Благовещения на Городище Церковь Петра и Павла на Славне
19 Московская архитектура В конце ХIII в. возрождается монументальное строительство в Твери, а в 20-е годы ХIV в. начинается строительство каменных храмов в Москве. В ХIV в. были в Москве были построены: Церковь Иоанна Лествичника (1329г.) Церковь Спаса на Бору (1330г.) Деревянный Кремль ( гг.) Собор Чудова монастыря (1365г.) Первый каменный Кремль (1367г.) В московском зодчестве продолжаются традиции архитектуры предшествующего периода, Москва воспринимает формы архитектуры разных русских земель.
20 Московская архитектура В конце ХV в. завершается процесс централизации русского государства под главенством Москвы. В Московском Кремле начинается обширная перестройка. В гг. Арх. Аристотелем Фиораванти сооружен Успенский собор. В г. построен Благовещенский собор.
21 Московская архитектура В гг. Марко Руфо и Антонио Солари строят Большую Грановитую палату. В гг. были сооружены новые кремлевские стены и башни: под руководством Марко Руфо – Спасская башня, Соборная башня – Антонио Солари и Марко Руфо.
22 Московская архитектура В гг. итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Новый) построил в Кремле Архангельский собор. В этих же годах была возведена дозорная башня Московского Кремля, которая после достройки в 1600г. приобрела высоту более 80 метров и стала служить колокольней (получила название колокольня Ивана Великого).
23 Московская архитектура В XVI в. появляется в архитектуре новый стиль – шатровый, при строительстве шатровых храмов заимствовались элементы из деревянного зодчества: восьмигранная башня, увенчанная шатром, очертания нижележащего объема и терраса, окружающая сооружение. В 1532 г. была построена церковь в селе Коломенское. В гг. архитекторы Барма и Постник возвели в Кремле Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).
24 Задание: Сравните крестово-купольный храм и храм, построенный в шатровом стиле
25 Задание: Вспомните, какие территории и когда вошли в состав Московского государства? Строительство крепостей Архитектура Строительство крепостей В XVI в. территория Московского государства быстро расширяется. На рубежах русского государства строятся крепостные сооружения: крепость на Соловецких островах, стены и башни Астраханского Кремля, Смоленская крепость (арх. Федор Конь)
26 Крепостная архитектура Крепость на Соловках (1579г.) Смоленская крепость ( гг.) Астраханская крепость ( гг.)
27 В XIV - XVI вв. Москва утверждается в качестве единого центра Руси, наследницей духовной культуры Северо-Восточной Руси, развивавшей идеи единства и сильной княжеской власти. Формируется Московское государство с единой общерусской культурой, утверждающей идеи православия и укрепления самодержавия.
28 Используемая литература: 1. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. М. Просвещение Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. История России. 10 класс.М. Вентана-Граф Лурье Ф. Российская история и культура в таблицах. СПб Любимов Л. Искусство древней Руси. М. Просвещение Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. М. Просвещение Россия. Иллюстрированная энциклопедия. М. Олма. 2008
29 Используемые интернет-ресурсы: Слайд Слайд 2- D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_ %D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B4 D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_ %D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B4 Слайд 8 - Слайд 9 - Слайд ; 0%D0%B2_(%D1%88%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82) Слайд Слайд Слайд
30 Используемые интернет-ресурсы: Слайд %D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%8B Слайд preobrazheniya/ preobrazheniya/ Слайды %BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0 _%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BEhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D 0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0 _%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE;
31 Используемые интернет-ресурсы: Слайд %86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81 %D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.