Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool-17-tabachnyi.narod.ru
1 Нетрадиционные приемы развития связной речи в 1-х – 2-х классах Калайда М.В. Учитель начальных классов СОШ 17 п.Табачного Майкопского района
2 РАЗВИТИЕ РЕЧИ СКАЗКИ «УЗНАЙ МЕНЯ» СОЧИНЯЙКА ЗАГАДАЛКИ «ПЕРЕВЕРТЫШИ» «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?» «ЭХО
3 «СЛОГОВЫЙ АУКЦИОН» «КТО БЫСТРЕЕ ПОДНИМЕТСЯ» «КТО БОЛЬШЕ?» «ТЕАТР ДВУХ АКТЕРОВ»
4 СКАЗКИ Дети любят слушать сказки, но, как правило не умеют их сочинять. Хочу показать несколько приемов, которые помогут постепенно вводить ребенка в роль «сказочника». Целесообразно в начале научить решать сказочные задачи, которые позволяют перейти к грамотному придумыванию собственных сказок. Задания: решить сказочную задачу, не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки.
5 - Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? / Надо взять с собой водички, зайти в лес и поесть сочных ягод, сделать след своей ногой или рукой и напиться./
6 Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, хотя мышка все равно побежит и хвостиком махнет?
7 - Что может сделать КОЛОБОК, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?
8 Если у учащихся недостаточно развита фантазия и воображение, можно предложить сказку, у которой три конца. Прослушав начало сказки и ее три конца, ребята с удовольствием доказывают, какое окончание сказки лучше подходит к данному произведению. В данном задании они учатся строить рассуждения, объясняя причину поступков, поведения персонажей. Важно, чтобы ответы были не односложными, а развернутыми.
9 Нравится детям и « перевирать сказку». Даю опорные слова: дед, баба, курочка Ряба, мышка, лиса, кот. Сначала вспоминаем: какую сказку напоминают слова? Какие слова лишние? На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке. Как правили, в первый раз учащиеся затрудняются сразу сочинить сказку. Помогут им наводящие вопросы: какая лиса? Куда и зачем она бежала? Что случилось с курочкой Рябой? Кого и как позвала курочка на помощь? Кто и как помог избежать лисьих зубов?
10 Я хочу предложить некоторые задания, которые помогают в работе над сказкой, будят фантазию, воображение, мышление. 1. « В новогоднюю ночь сказочные герои так плясали, что многие попали не в свои, а в чужие сказки. Так Медведь, Жар – птица и Иван-царевич оказались вместе. - Что им делать? Помоги этим героям, придумай новую сказочную историю, в которой они уживаются вместе.
11 2. На следующем занятии ребята встречают на берегу тридцать витязей прекрасных и хочется им побывать в подводном царстве во владении морского царя. Помогли витязи детям. Только уж очень морскому царю понравились сказки, которые рассказывали ребята, и не хочет владыка отпускать их домой. - Как выбраться на берег? А помогут им в новых приключениях русалочка и морской конек.
12 1. Предлагаю детям представить себе зимний день, много снежинок опускается на землю, одна красивее другой: каждая из них о чем – то думает, чего-то ждет, с каждой из них что – то произойдет. - А теперь представь себе новую снежинку, нарисуй ее, найди слова, которыми ее можно описать. Что ее ждет на земле: куда она попадет, что увидит, понравится ли ей, что с ней станет? Сочини историю своей снежинки. А если хочешь, продолжи истории, которые начали ребята.
13 2. Тебе приходилось прислушиваться к звону капели? Тебе никогда не казалось, что сосульки ведут себя, как живые: они смеются, грустят, плачут, переговариваются? Может быть, если внимательно послушать и присмотреться, многое можно узнать? Придумай свою сказочную историю о сосульках и весенней капели.
14 « ШКАТУЛКА СКАЗОК». В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним потом легко восстановить сказку. Достали красный – это костер, желтый – это цыпленок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный кружок – это туча. « Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают еще кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зеленый кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошинка.
15 УЗНАЙ МЕНЯ Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное. Ученик говорит: « Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто – то вспомнил загадку: « Из горячего колодца через нос водица льется». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.
16 «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ». Дети придумывают разные предложения: выпал снег; Поезд отправляется в 12 часов; Волк залез на дерево. Класс хором утверждает: бывает это или не бывает.
17 « ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?» Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства / чем он хорош /, а другая - недостатки. Такое соревнование /кто больше придумает / очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости - это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, а горячий чай трудно держать – это плохо». И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке, друге и т.д.
18 « СОЧИНЯЙКА». Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертки шоколадки, пустой консервной банке и т.д.
19 «ЗАГАДАЛКИ» Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живет в твоей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?». На верно заданный вопрос - сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.
20 « ПЕРЕВЕРТЫШИ» Любую фразу в русском языке можно сказать по –другому. Попробуйте и вы сказать по- другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно»; «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».
21 « ЭХО» раскла … душка - душка - душка неза … будка - будка - будка кана … рейка - рейка - рейка бала … лайка - лайка - лайка погре … мушка - мушка- мушка приба … утка - утка - утка Предложить детям вспомнить, какие слова «договаривало» «эхо».
22 « СЛОГОВОЙ АУКЦИОН». На карточке показывается слог, в котором нужно придумать слова. Выигрывает тот, кто назовет слово последним.
23 ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ «КТО БЫСТРЕЕ ПОДНИМЕТСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ?» КОТ КОМ К КРАБ КРОТ КОШКА КАТОК КЛУБОК КЛЮШКА
24 « ТЕАТР ДВУХ АКТЕРОВ » Мне очень нравится этот речевой прием. К доске читать небольшое стихотворение выходят сразу два ученика. Один читает или слова автора, или слова какого – либо героя: 1. О чем поют воробушки 2. Мы выжили! в последний день зимы? Мы дожили! Мы живы, живы мы! 1. -Ты пирог съел? 2. - Нет, не я. - А еще хочешь? - Хочу! 1. -Где ты, братец Иван? 2. - В горнице. - А что делаешь? - Помогаю Петру. - А Петр что делает? - Да на печи лежит.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.