Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемphilology.by
1 Язык и когнитивные структуры Язык и когнитивные структуры Разработала доц. Третьякова Г.Н.
2 План 1. База знаний для коммуникации. Организация информации в ментальном лексиконе. 2. Принципы категоризации. Базовый уровень категоризации. 3. Прототипы, их классификация и основания формирования.
3 База знаний для коммуникации Традиционный подход к базе знаний: Языковые знания Неязыковые знания Фонетики : Ситуации в целом (офиц./неоф.):Фонетики : Ситуации в целом (офиц./неоф.): зáмок, замóк В поликлинике: «Талон к костоправу!» Лексики : Адресата (нац.-культ. принадлеж.):Лексики : Адресата (нац.-культ. принадлеж.): нос (человека, корабля) Еще чаю? – Мне и так приятно (япон) Грамматики : Устройства мира (общефоновые):Грамматики : Устройства мира (общефоновые): написал/напишу упал (на пол, а не на потолок) Предтекста : Геркулес (кулинария – каша, астрономия – созвездие, спорт – силач) Принципов коммуникации:Принципов коммуникации: Когда ты придешь? – Завтра (приду я, а не ко мне слесарь)
4 База знаний для коммуникации Альтернативный подход к базе знаний: Концептуальные знания – это знания о реальном мире и человеке как его компоненте (базовая единица – концепт; концепт ВОДА: жидкость для мытья, питья, охлаждения; течет из крана; скапливается в лужах)Концептуальные знания – это знания о реальном мире и человеке как его компоненте (базовая единица – концепт; концепт ВОДА: жидкость для мытья, питья, охлаждения; течет из крана; скапливается в лужах) Процедуральные знания – это знания о процессах накоплен. и обработки информации, хранятся преимущ. в сфере бессознательного (базовая единица – схема действия; схема действия «Тянуть»: совокупность скоординированных мент. операций, обеспечивающих перемещение объекта по направлению к деятелю)Процедуральные знания – это знания о процессах накоплен. и обработки информации, хранятся преимущ. в сфере бессознательного (базовая единица – схема действия; схема действия «Тянуть»: совокупность скоординированных мент. операций, обеспечивающих перемещение объекта по направлению к деятелю) Ментальный лексикон: это знания о языке в целом, спроецированные на отдельные лексические единицы (базовая единица – лексема в широком смысле; лексема благодарить как носитель лексического и грамматического значений, воплотитель вариативности грамматических и фонетических форм и продуцент определенного текстового окружения)Ментальный лексикон: это знания о языке в целом, спроецированные на отдельные лексические единицы (базовая единица – лексема в широком смысле; лексема благодарить как носитель лексического и грамматического значений, воплотитель вариативности грамматических и фонетических форм и продуцент определенного текстового окружения)
5 База знаний для коммуникации Традиционный Альтернативный подход: подход: фонетика лексика грамматика предтекст ситуация принципы адресат коммуникации устройство мира Языковые знания Неязыковые знания Концептуальные знания Процедуральные знания Ментальный лексикон
6 Организация семантической информации Модели Модели хранения информации в памяти (по Р.Солсо): 1.Кластерная 1.Кластерная модель 2.Групповая 2.Групповая модель сравнительных семантических признаков 3.Модель сравнительных семантических признаков 4.Сетевая 4.Сетевая модель
7 Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 1. Кластерная 1. Кластерная модель – слова, обозначающие видовые понятия, соединяются в кластер (пучок): Кластер домашних животных: корова, овца, коза, лошадь, свинья… Кластер имен: Петя, Таня, Коля, Маша, Катя, Вова Кластер состояний: спать, мечтать, чувствовать
8 Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) Кластер ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Волк Медведь Лось Кабан Лиса
9 Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 2. Групповая разных две 2. Групповая модель – слова, обозначающие видовые понятия разных типов, объединяются в группы, включающие две структурные части: Элемент Свойства Группа ПТИЦА Группа ПТИЦА: Элемент: воробей Свойства: серый, маленький, чирикает…
10 Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) Свойства 1 Свойства 2 Элемент 1 Элемент 2 ГруппаПТИЦА Воробей Серый Ворона Маленький Чирикает Черная Каркает Большая
11 Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 3. сравнительных семантических признаков – лексикализованные свойства отдельного элемента, делятся на 2 типа: 3. Модель сравнительных семантических признаков – лексикализованные свойства отдельного элемента, делятся на 2 типа: Определяющие – отличают одну группу объектов от другой (напр., птиц от не-птиц) Характерные – отличают один элемент данной группы от другого (одну птицу от другой птицы) Сравнительные семантические признаки Сравнительные семантические признаки для элемента Воробей: Определяющие Определяющие – имеет перья, клюв, умеет летать Характерные Характерные – серый, маленький, прыгает, обитает вблизи человеческого жилья..
12 Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) перья, клюв, умение летать размер (маленький) цвет (серый) место обитания (вблизи жилья) Сравнительные семантические признаки элемента Воробей Определяющие признаки Характерные признаки
13 Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 4. Сетевая сети 4. Сетевая модель – слова, образующие кластеры и группы, объединяются друг с другом в сложные сети. пропозиция Простейшая сетевая структура – пропозиция. Сетевая структура Сетевая структура для элемента Воробей: вертикальные связи в сетиВоробей – это птица, представитель животного мира (вертикальные связи в сети) горизонтальные связи в сетиВоробей встречается по всей территории Европы и Азии, питается семенами растений. Воробьи часто прилетают к нам в палисадник (горизонтальные связи в сети)
14 Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) Сеть Воробей Живое существо Птица Воробей пустынный Серый Маленький Чирикает Перья Летает Клюв Питается Дышит Полезный Охраняется
15 Категоризация в языке ТрадиционныйПлатона Традиционный подход Платона – общие свойства для всех элементов категории (Категория ДЕРЕВЬЯ: общие свойства – ствол, листья) АльтернативныйЛ.Витгенштейна Альтернативный подход Л.Витгенштейна – элементы категории связаны через «фамильное сходство» по цепочке (А похож на Б, Б похож на С). Единого общего свойства для всех элементов категории нет (мимоза – название для деревьев, кустарников, лиан, трав)
16 Принципы категоризации Принципы по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): сферы опытаПринцип сферы опыта мифовПринцип мифов опасностиПринцип опасности центральностиПринцип центральности цепочечной связиПринцип цепочечной связи Статья «Мышление в зеркале классификаторов»
17 Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): сферы опыта модифицирует 1.Принцип сферы опыта – сфера опыта модифицирует принадлежность объекта к категории Австралийский язык дьирбал Австралийский язык дьирбал: Мужчины Объект Мужчины – категория 1 Рыбы Объект Рыбы – категория 1(как больш-во одушевленных имен сущ.) Леска Объект Леска – категория 1 (сфера опыта «Рыбалка»)
18 Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): сферы опыта (язык дьирбал) Принцип сферы опыта (язык дьирбал) в категорию1 Категория 1 – Мужчины, рыбы Категория 2 – Женщины Категория 3 – Съедобные растения Категория 4 – Прочее (больш-во неодуш. существит.) из категории 4 Леска Леска (неодуш., но: компонент сферы опытаРыбалка сферы опыта «Рыбалка»
19 Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): мифов – мифические свойства объекта являются определяющими при его отнесении к категории. 2. Принцип мифов – мифические свойства объекта являются определяющими при его отнесении к категории. Язык дьирбал Язык дьирбал: Женщины Объект Женщины – категория 2 Птицы Объект Птицы – категория 2 (согласно мифу, птицы – души умерших женщин) Солнце Объект Солнце – категория 2 (согласно мифу, Солнце – это жена Луны)
20 Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): мифов ( язык дьирбал ) Принцип мифов ( язык дьирбал ) Категория 1 – Мужчины, большинство живых существ из 1 Категория 2 – Женщины Категория 3 – Съедобные в категорию 2 растения Категория 4 – Прочее Птицы Птицы – живые сущ., но:по мифу – душиженщин
21 Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): опасности маркируютсяиной 3. Принцип опасности – опасные объекты маркируются за счет отнесения к иной – по сравнению с неопасными объектами данного типа – категории Язык дьирбал Язык дьирбал: Птицы Объект Птицы – категория 2 Ястреб Объект Ястреб – категория 1 (как опасная птица) Рыбы Объект Рыбы – категория 1 Щука Объект Щука–категория 2 ( как опасная рыба )
22 Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): опасности (язык дьирбал) Принцип опасности (язык дьирбал) Категория 1 – Мужчины, рыбы из категории 1 Категория 2 – Женщины в категорию 2 Категория 3 – Съедобные растения Категория 4 – Прочее Щука Щука – рыба, опасная но: опасная
23 Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): центральности центральный ЦЭ 4. Принцип центральности – в категории, как правило, выделяется центральный элемент (ЦЭ), являющийся лучшим представителем категории в целом Язык дьирбал Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4 ЦЭ:мужчины ЦЭ:женцины ЦЭ: Растения ЦЭ: нет
24 Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): цепочечной связи 5. Принцип цепочечной связи – в категории периферийные элементы связываются с центральным по цепочке Язык дьирбал Женщины Категория 2 (Женщины) Оставляет ожог Женщины Солнце Солнечный ожог Волосатый червь
25 Категоризация: уровни Три важнейших уровня категоризации Три важнейших уровня категоризации: животное Субкатегориальный уровень: животное высокой (уровень высокой степени абстракции) Базовый уровень: собака средней (уровень средней степени абстракции) овчарка Субкатегориальный уровень: овчарка низкой (уровень низкой степени абстракции)
26 Базовый уровень категоризации Характеристики Характеристики элементов базового уровня категоризации (по Лакоффу/Брауну): Функциональные характеристикиФункциональные характеристики: элементы базового уровня используются в первую очередь усвоении при усвоении родного языка обучении при обучении иностранным языкам узнаванию в экспериментах по узнаванию объектов 2. Языковые однословными непроизводными 2. Языковые: элементы базового уровня обозначаются однословными непроизводными единицами (бежать vs. бежать трусцой)
27 Прототипы: определение Прототип центральный Прототип – центральный элемент категории, который «лучше других» представляет категорию в целом. прототип – малиновка Категория Птицы: прототип – малиновка (для американской культуры), но не страус, не пингвин. Основоположник теории прототипов – американский исследователь Элеонора Рош Элеонора Рош.
28 Прототипы: свойства Свойства прототипов Свойства прототипов (по Дж.Лакоффу): распознаются 1. Быстрее распознаются при восприятии информации (по сравнению с периферийыми элементами категории) запоминаются 2. Лучше запоминаются используются 3. Чаще используются умозаключения 4. На них базируются умозаключения тесты 5. С ними легче выполняются тесты вокруг прототипа 6. Образы предметов группируются вокруг прототипа, но большинство из них с прототипом не совпадают
29 Прототипы: классификация Классификация прототипов Классификация прототипов (по Дж.Лакоффу): 1.Типичные примеры 2.Социальные стереотипы 3.Идеалы 4.Образцы 5.Порождения 6.Частные модели 7.Генерализации (наиболее характерные примеры)
30 Прототипы: классификация 1.Типичные примеры характерных 1.Типичные примеры – представления об объектах, характерных для данной культуры. Например: АпельсиныАпельсины – типичные фрукты (американская культура Яблоки, грушиЯблоки, груши – типичные фрукты (отечественная культура)
31 Прототипы: классификация Социальные стереотипы традиционно приписываемых 2. Социальные стереотипы – представления о наборе свойств, традиционно приписываемых тому или иному представителю социума Например, Типичный японецТипичный японец – трудолюбив, вежлив Типичный немецТипичный немец – чистоплотен, бережлив
32 Прототипы: классификация Идеалы наиболее ценных качеств 3. Идеалы – совокупность наиболее ценных качеств, мысленно сосредоточиваемых в одном – реально не существующем – объекте идеальный муж Например, идеальный муж – симпатичен, хорошо зарабатывает, верен жене (пример Дж.Лакоффа).
33 Прототипы: классификация Образцы известным 4. Образцы – представления о наборе свойств, присущих известным в данной культуре личностям (персонажам) настоящий Моцарт Например, Владик Иванов – настоящий Моцарт
34 Прототипы: классификация Порождения множества 5. Порождения – представление об элементах, лежащих в основе множества однотипных категорий множество чисел Например, элементы 1,2,3,4,5,6,7,8,9 формируют бесчисленное множество чисел
35 Прототипы: классификация Частные модели культурно норме 6. Частные модели – культурно обусловленные представления о норме в той или иной сфере реального мира Например, заповедей10 заповедей: не сотвори себе кумира, чти отца и мать свою, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, не завидуй и т.д. добродетели 3 добродетели: вера, надежда, любовь грехов7 смертных грехов (гордость, жадность, блуд, гнев, обжорство, зависть, уныние)
36 Прототипы: классификация Генерализации (наиболее характерные примеры) малоизвестной второстепенногохорошо знакомого 7. Генерализации (наиболее характерные примеры) – представления о малоизвестной категории, построенные на базе второстепенного, но хорошо знакомого объекта мой друг Все вегетарианцы Например, мой друг – вегетарианец – регулярно подсчитывает количество потребляемых калорий. Все вегетарианцы, как и мой друг, заняты регулярным подсчетом калорийности пищи
37 Прототипы: основания формирования Основания формирования Основания формирования прототипов (по Т. Гивону): КоличественноеКоличественное основание ИдентификационноеИдентификационное основание АккумуляционноеАккумуляционное основание
38 Основания формирования прототипов () Основания формирования прототипов ( по Т. Гивону ) 1.Количественное бесконечностью конечностью 1.Количественное основание – противоречие между бесконечностью свойств реального мира и конечностью ресурсов памяти. не создается новая прототипическая Например: для каждой новой разновидности кустарника – не создается новая ментальная структура, а используется прототипическая (с расширяющейся периферией)
39 Основания формирования прототипов () Основания формирования прототипов ( по Т. Гивону ) 2. Идентификационное большим количеством свойств быстройидентификации 2. Идентификационное основание – противоречие между большим количеством свойств объекта и необходимостью его быстрой идентификации упрощенной структурой Например, узнавание дикой кошки и ее намерений – не с помощью тщательного сравнения всех признаков объекта с признаками имеющихся в памяти образцов, а за счет мгновенного сравнения объекта с упрощенной структурой – прототипом (иначе – гибель человека от зубов более быстрого существа)
40 Основания формирования прототипов () Основания формирования прототипов ( по Т. Гивону ) 3. Аккумуляционное разнородностью строгой сортировки 3. Аккумуляционное основание – противоречие между разнородностью новой информации и необходимостью ее строгой сортировки (с помощью устойчивых структур-фильтров) для последующего накопления, хранения и воспроизведения. Например, усвоение знаний о транспортных средствах – через первичную сортировку новой информации по категориям «Автомобиль», «Мотоцикл», «Танк», «Поезд»
41 Роль теории прототипов в лингвистике Теория прототипов – объясняет ряд явлений, которые не могли объяснить другие теории: Можно ли назвать Папу Римского холостяком? (лицо мужского пола, не женат) Можно ли назвать женщину, убившую мужа, вдовой? (лицо женского пола, чей муж умер)
42 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.