Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Тятюхина
1 Секция учителей РКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ Илана Файман, Таллиннский университет Татьяна Троянова, Таллиннский Французский лицей
2 Проект Kaks keelt – üks meel («Два языка – душа едина») Цель проекта: создание оптимальной системы обучения русскому языку двуязычных учащихся, получающих образование в эстонской школе. Задачи проекта: 1. создание программ обучения русскому языку двуязычных детей; 2. разработка системы обучения русскому языку и литературы для двуязычных детей; 3. создание учебных материалов. 1
3 Количественный состав участников проекта 1.Gustav Adolf Gümnaasium 9 2.Pirita Majandus Gümnaasium 6 3.Tallinna Prantsuse Lütseum 5 4.Tallinna Pelgulinna Gümnaasium 3 5.Tallinna Laagna Gümnaasium 1 6.Riistiku Põhikool1 7.Tallinna Saksa Gümnaasium 1 8.Tallinna Mustamäe Gümnaasium 1
4 Цель обучения учащихся в рамках проекта «Kaks keelt – üks meel Цель обучения рамках проекта - формирование у ученика лингвистической, коммуникативной и культурной компетенции. Задачи обучения: 1)в короткий срок (100 академических часов) дать ученику необходимые знания в области правописания, позволяющие ему оперативно и осознанно преодолевать возникающие орфографические трудности; 2) дать необходимые сведения в отношении структуры языка, но упор сделать на практическом использовании;
5 А также …. создать у учащегося готовности к изучению русской словесности; формирование у учащихся системного представления о системе русского языка, обо всех его уровнях, о сходстве и различии системы русского и эстонского языков; развитие умения учащихся пользоваться фактами русского языка и речи; знакомство учащихся с национально-культурной спецификой речевого поведения; овладение русской лингвистической терминологией;
6 Разделы языка, включённые в диагностические тесты: орфоэпия лексика и фразеология орфография морфология пунктуация функциональное чтение развитие речи Диагностические тесты
7 Группа I (5 – 6 классы) : орфоэпия, орфография, лексика и фразеология, орфография, пунктуация, функциональное чтение и развитие речи; Группа II (7- 9 классы): орфоэпия, теория языка, лексика и фразеология, орфография, функциональное чтение и развитие речи; Группа III (10-12 классы): теория языка, лексика и фразеология, орфография, морфология, функциональное чтение и развитие речи.
8 Специфика обучения в рамках проекта Мотивация ученика Ограниченный опыт в использовании РЯ вне школы Временные ограничения Отсутствие опыта изучения РЯ как родного
9 Принцип 1: увлекательность предлагаемого учебного материала Содержательность учебных материалов Тематическое единство, обеспечивающее структурную и содержательную целостность урока Вариативность заданий Использование разнообразного иллюстративного материала
10 Принцип 2: доступность учебного материала Минимальное включение терминологии (принцип практической необходимости); Анализ языкового материала с целью самостоятельной формулировки правила; Обращение к имеющемуся лингвистическому образованию; Единообразие в формулировках заданий; Повторение как обязательный компонент обучения;
11 Например: Постановка тире между подлежащим и сказуемым В текстовом задании: Переведи на эстонский язык начало первого предложения: Рождество – великий праздник в жизни христиан. Почему при переводе предложение увеличилось на одно слово? Правило: Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены существительными, то между ними ставится тире: Книга – источник знаний. В эстонском языке на месте тире используется глагол olema в форме настоящего времени.
12 Принцип 3: комплексность в подаче учебного материала В рамках одного текстового задания: формируются навыки орфографии и постановки знаков препинания рассматриваются словообразовательные особенности русского языка предлагаются задания лексико-семантического характера предполагается выход в самостоятельную речь
13 Например: Вопросы и задания: 1. Определи тему текста и выбери одну из трёх предложенных пословиц в качестве заголовка. Обоснуй свой выбор. 2. Найди в тесте глаголы, соответствующие приведённым ниже толкованиям. 3. Определи спряжение записанных глаголов и проспрягай по одному глаголу I и II спряжения, выделяя окончания.
14 Автор оставил своё стихотворение без названия. Как бы ты предложил(а) назвать это стихотворение? Обоснуй своё мнение. 2. Обрати внимание на выделенный в тексте глагол нудить. В речи мы, как правило, произносим его с ударением на второй слог и используем в значении надоедать чем-л.; нудно говорить. У Тютчева этот глагол следует произносить с ударением на первый слог. Определи его значение с помощью подбора однокоренных слов. 3. Подчеркни в тексте глаголы в форме настоящего времени. Расставь в них ударение и определи, к какому типу спряжения они относятся.
15 Принцип 4: развитие навыков самостоятельной речи Постоянная работа с лексикой (лексическая сочетаемость, подбор антонимов и синонимов, анализ структуры слова с целью выявления его значения и т.д.) Большое количество творческих заданий Обязательное обсуждение проблем, поставленных в текстах учебных заданий и литературных произведений
16 Пример: Ревельский турнир (тема урока – история кино): Представь, что вы планируете снимать фильм по этой повести. Кого из известных актёров вы пригласили бы играть в этом фильме и какие роли предложили бы им? Прокомментируйте свой выбор. В какое время года вы снимали бы свой фильм? В каких местах города вели бы съёмки? Как вы считаете, нужны ли в этом фильме спецэффекты? Если да, то в каких фрагментах фильма вы бы их использовали.
17 Структура учебного листа для аудиторного занятия: Задание 1: повторение изученного Задание 2: текстовое задание (комплексного характера, основа для изучения нового материала) Задания 3-4: изучение и отработка нового материала Задание 5: работа с литературным текстом
18 Структура учебного листа для самостоятельной работы Группа 1 (5-6 классы): Задание на повторение + задание на закрепление нового материала + задание по развитию речи или по изучаемому литературному произведению + тестовое задание Группа 2 (7-9 классы): Повторение + закрепление нового материала + развитие речи + по литературе + тест Группа 3 (10-12 классы): Та же структура, но два задания на закрепление нового материала
19 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.