Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаксим Мишкин
1 Эсхил « Прометей прикованный » Выполнила Жалыбина Светлана Ивановна Учитель высшей категории Лицей 14 г. Ставрополь
2 Цели и задачи работы Целью данной работы является исследование трагедии Эсхила " Прикованный Прометей ", выяснение, чем является в данной трагедии героизм для Эсхила, в чем его смысл. В ходе написания работы были поставлены следующие задачи : - рассмотреть праздники Диониса и происхождение трагедии ; - рассказать миф о Прометее ; - охарактеризовать сюжет произведения « Прометей прикованный »; - изучить особенности сочувствия и осуждения Прометея героями трагедии ; - рассмотреть причины вызова Прометея богам ; - охарактеризовать духовную силу Прометея, побеждающую физическое страдание ; - ознакомиться с интерпретациями трагедии Эсхила в изобразительном искусстве и музыке ; - выявить значение творчества Эсхила и образа Прометея.
3 Эсхил – « отец трагедий » Эсхила называют " отцом трагедии ". Главная её особенность величавость. " Эсхил творческий гений огромной реалистической силы, раскрывающий с помощью мифологических образов историческое содержание того великого переворота, современником которого он являлся, возникновения демократического государства из родового общества ", - писал И. М. Тронский. Драматург писал трагедии на темы, многие из которых не теряют актуальность и сейчас.
4 Греческий театр. Праздники Диониса : происхождение трагедии и комедии Происхождение греческой драмы вопрос очень сложный и трудный. Те драматические произведения, которые дошли до нас, отличаются высокими художественными достоинствами. Дионис бог нового происхождения. Дионис вначале выступает как бог производительных сил природы и, вероятно, только позднее как бог винограда и виноделия. Культ Диониса возник на севере Греции, во Фракии, и в VIIIVII вв. до н. э. распространился по всей Греции.
5 В честь Диониса справлялись несколько раз в году празднества. В древнейшее время праздник Вакха справляли совсем просто, но достаточно весело. На празднествах Диониса выступали ряженые : участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из этих сельских празднеств выросли драматические представления. Сатировская драма это пьеса с мифологическим содержанием, в которой комическое перемешано с трагическим и хора, состоящего из сатиров.
6 Самое слово « трагедия » происходит из двух греческих слов : « трагос » козел и « одэ » песнь, и обозначает, таким образом, « песнь козлов ». Ведь спутниками Диониса были сатиры, составлявшие « козлиный » хор, да и самого Диониса нередко изображали в виде козла. Слово « комедия » также происходит из двух греческих слов : « комос » и « одэ ». Словом « комос » греки обозначали шествие на сельском празднике в честь Диониса подвыпившей ряженой толпы, осыпающей шутками и насмешками прохожих. Эволюция трагедии происходила так, замечает Аристотель: « Трагедия из ничтожных мифов и насмешливого способа выражения, так как она произошла... из сатирического представления, уже впоследствии достигла своего прославленного величия...».
7 Прометей в древнегреческой мифологии. Прометей в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - океанида Климена ( по другим вариантам : богиня правосудия Фемида, или океанида Асия ). Имя Прометей означает " мыслящий прежде ", " предвидящий " ( в противоположность Эпиметею, " мыслящему после ", " крепкому задним умом "). Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с " чудовищами прежних времён ".
8 Согласно Эсхилу, " все искусства у людей от Прометея ", причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике. В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий.
9 Миф о Прометее Прометей - мудрый провидец. ( Само имя « Прометей » значит « Промыслитель ».) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью ; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обреченность, перешел на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться еще более жестокой. Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в свое время отцов - Титанов, так и их когда - нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей ; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит.
10 Зевсов сын Геракл - убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви.
11 У Фетиды родится сын сильнее своего отца Зевса и свергнет его : власти Олимпийцев придет конец. По этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.
12 Сюжет произведения Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких гор - может быть, это Кавказ. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея ; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса. Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин. Прометей безмолвен. Палачи уходят.
13 Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю. Все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни. Является хор нимф - Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. С Океанидами входит их отец Океан : он когда - то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощен и мирно плещется по всем концам света. Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. И Хор поет скорбную песню. В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса - царевна Ио, превращенная в корову. Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры. Родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придет сюда спасти Прометея против воли Зевса.
15 Сказано о прошлом, сказано о будущем ; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идет слуга и вестник Зевса - бог Гермес. Прометей его презирает - и говорит : « Лучше страдать, чем прислужничать, как ты ; а я - бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса ». Гермес исчезает, а Прометей восклицает : Вот и впрямь вокруг задрожала земля, И молнии вьются, и громы гремят … О Небо, о мать святая, Земля, Посмотрите : страдаю безвинно ! Это конец трагедии.
16 Главный герой Эсхила. Эсхил называет своего героя « филантропом » словом, которое сам изобрел и которое означает : тот, кто любит людей, ДРУГ людей. Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе : он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации. Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года.
17 Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей. Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость. Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана бескомпромиссностью, Гермеса чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к « тирании Зевса ». Царь богов для него воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца, способного на любое преступление.
18 Интерпретации трагедии Эсхила в изобразительном искусстве и музыке Благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе ( Кальдерой, Вольтер, Шелли, Байрон, Гете, Кафка, А. Жид и др.), но и в музыке ( Лист, Бетховен, Скрябин ), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др. В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М. В. Ломоносова в стихотворном « Письме о пользе стекла » (1752).
19 Образ Прометея часто возникает в русской поэзии XIX в. ( Баратынский, Кюхельбекер, Бенедиктов, Полонский, Шевченко и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, сколь и безрассудный. Встречается этот образ и в советской поэзии, служа метафорой социалистических преобразований и в частности электрификации. Собственно же литературным ( драматическим ) героем, объективированным в повествовании ( действии ), Прометей выступает в трагедии Иванова « Прометей » ( редакция под названием « Сыны Прометея » 1914, вторая 1919).
20 Значение творчества Эсхила и образа Прометея В трагедии " Прикованный Прометей " заложена " идея непримиримого конфликта между свободой и необходимостью, между титаническими притязаниями гордой личности и железными оковами, наложенными на неё судьбой ". Эсхил отражал основные исторические тенденции своего времени. В его трагедиях изображались " борьба и смена политических и моральных систем ; его персонажи являются представителями нравственных и даже космических сил.
21 Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая вначале отражала собой огромную мощь нового класса и его титанические усилия создать культуру нового типа, связанную с общественно - политической жизнью молодой восходящей демократии. " Прикованный Прометей " - трагедия, которая кладет начало высокой, героической трактовке образа Прометея, получившей затем важное продолжение в европейской культуре, оформившей этот образ как " вечный ", " мировой ".
22 Список литературы Анпеткова - Шарова Г. Г., Дурова В. С. Античная литература ; под ред. А. А. Тахо - Годи.- 6- е изд. Испр.- М.: Черо, Минск : ООО Асар, Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость // Греческая цивилизация. М кн 1. История античной литературы ; Б. А. Гиленсон.- М.: Флинта : Наука, Коган П. С. Очерки по истории древнегреческой литературы.- М., Книжный дом " Либроком ", Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции.- М., АСТ, Лосев А. Ф. Античная литература / под ред. А. А. Тахо - Годи.- 6- е изд., исправл.- М.: ЧеРо ; Минск : ООО Асар, Никола М. И. Античная литература : Учебное пособие / Практикум.- 2- е изд.- М.: Флинта : Наука, Позднев М. Хрестоматия по литературе Древней Греции.- СПб., Азбука классика, Рацдиг С. И. История древнегреческой литературы. - М., Тронский И. М. История античной литературы. - М., Тахо - Годи А. А. Греческая мифология.- М., Искусство, Эсхил. Орестея. Прикованный Прометей.- СПб., Азбука классика, 2006.
23 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.