Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛеонид Ерашев
1 «Формирование познавательных и личностных умений в системе учебных заданий на уроках истории». Сабо Валентина Анатольевна, учитель истории ГБОУ СОШ 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт- Петербурга
2 Познавательные умения Познавательные умения формировались и формируются в традиционной школе, т.к. познавательная деятельность школьников направлена на получение и усвоение новых знаний и тесно связана с переработкой, осмыслением и применением освоенной информации; На своем опыте хочу показать, как можно формировать познавательные умения в технологии ТРИИК; В данной технологии формирование познавательных умений происходит поэтапно (от простого к сложному) и задания, созданные в данной технологии, предполагают пошаговое решение учебной задачи (УЗ) и выстраиваются по принципу «знание»- «понимание»- «умение»;
3 Эпоха Петра I Обращаю Ваше внимание на «цепочку» учебных заданий, разработанную к теме «Эпоха Петра I » для 7 класса. Тема включает в себя блоки (параграфы) или иные единицы информации, необходимые для изучения темы; Система УЗ в том виде, как она выстроена (З;П;У) направлена не только на достижение определенных учебных целей, но и на создание в учебном процессе ситуации успеха. Задания «первого шага» на «знания»(З), выполнение которых основано на запоминании и воспроизведении изученного материала, стимулирует учащегося к тому, чтобы приступить к более сложным заданиям на «понимание» (П) и «умение»(У);
4 Блок 4(«Экономическая политика») как пример изучения темы через пошаговое движение учащихся к усвоению знаний от «простого к сложному»: Блок 4. Экономическая политика Содержание блока осваивается школьниками на основе §20-21, п.2; §25, п.2,3,4 учебника Черниковой Т.В. История России. XVII-XVIII века. (7 класс), презентация к уроку в формате Power Point «Экономическое развитие России в I чет. XVIIIв.» в соответствии с данной структурой: 1. Особенность петровской мануфактуры. 2. Налоги и реформа налогообложения. Денежная реформа. 3. Усиление крепостничества. 4. Меркантилизм и протекционизм. Структура- это план урока, который не всегда соответствует учебнику и компонуется учителем в соответствии с целями занятия;
5 В рамках блока «Экономическая политика» есть пункт в структуре (плане), который с первого взгляда к экономике не имеет отношения, это п.3 Усиление крепостничества. У учителя появляется прекрасная возможность вернуться к понятию «крепостничество» и закрепить его, а так же вывести учащихся на понимание связи между экономической и социально-политической составляющей данного явления в России XVII-XVIIIвв.
6 Представим себе семиклассников и их затруднения, когда, прочитав параграф учебника, им необходимо выполнить задание: «Расскажите о природе петровской мануфактуры». Я предлагаю несколько вариантов формулирования учебных заданий(УЗ), поэтому их получилось 8 (обычно от 3 до 5 )
7 Система УЗ На основе §25, п.3, Усиление крепостничества. Задание 1(З). Назовите категорию крестьян, сохранявших к XVIIIв. личную свободу и не относившихся к крепостным (помещичьим) крестьянам. Задание 2(З). Перечислите группы населения, составлявших государственных крестьян. Задание 3(З). Назовите значение понятия «гулящие люди». Задание 4(П). Выскажите свое мнение по поводу изменения положения «гулящих людей» в ходе проведения переписи. Задание 5(П). Объясните связь между государственной политикой в сферах налогообложения, рекрутчины, мануфактурного производства и «прикреплением» человека государством к определенному месту работы или жительства. Задание 6(У). Дополните предложение. Паспортная система в петровское правление была введена с целью ____________. Задание 7(У). Используя информацию параграфа, заполните таблицу «Меры государственного воздействия на население в петровскую эпоху» Задание 8(У). Сформулируйте понятие «крепостничество». Группы населенияМерыПоследствия
8 Пошаговое выполнение заданий «от простого к сложному» - это хороший способ преодоления возможных затруднений при изучении сложных вопросов темы. Школьники анализируют, классифицируют и обобщают информацию, формулируют сложные понятия, переводят информацию в иную форму (таблицу); Вывод: таким образом, на этапе учебно- познавательной деятельности через цепочку заданий на «знание», «понимание» и «умение» школьники успешно осваивают содержательный блок темы.
9 Личностные умения Через сумму знаний мы способствуем осмысленности учения, осознанию эмоционально-ценностного отношения к содержанию изучаемой темы и тем самым формируем личностные умения у учащихся На уроках истории формирование личностных умений происходит органично через многие темы курса истории Одной из форм является ситуативное задание на этапе самоопределения к деятельности
10 Ситуативное задание к теме «Эпоха Петра I» Согласны Вы с оценкой деятельности Петра I данной Н.М.Карамзиным : «… Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей.» Из Записок о древней и новой России. С-Пб., 1914.
11 Обсуждая ответы детей, подводим их к пониманию того, что оценить деятельность и личность Петра возможно только через получение определенных знаний и умений. Предлагаем продолжить предложение: Чтобы объективно оценить деятельность Петра, высказать свое мнение в отношении оценки Карамзина Н.М. мне необходимо ________________________________________. Данное задание формирует личностное умение определять потребности для выполнения задания с целью освоения учебной темы
12 Учебные задания (П,У) более всего способствуют формированию личностных умений Задание (П). Подтвердите фактами утверждение « В публицистике петровского времени поднимались важные для страны вопросы европеизации общества, обсуждались вопросы положения крестьян». Задание (У). Дополните предложение. При получении чина по Табели о рангах учитывалось не происхождение, а _____________.
13 Задание (П). Приведите аргументы в поддержку мнения об огромном значении победы России в Северной войне. Выполнение данного задания приводит к осознанию величия Петра и осмыслению роли личности в истории, «поворачивает» школьника к самому себе через исторически значимую личность Закладываются основы гражданской личности, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Задание (У). Дополните предложение. Победив в Северной войне, Петр I «прорубил окно в Европу», потому что ___________________________________________.
14 Таким образом, через деятельность учащихся по оценке личности Петра, мы способствуем проявлению их внутренней позиции; проявлению уважения к личности, другим людям; проявлению желания к самооценке; осознанию успешности своей деятельности.
15 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.