Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемxn----7sbbandgbqky2aahsgjikcnv61a.xn--p1ai
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Автор лекции: к.э.н., доцент кафедры Микроэкономика Карамова О.В.
3 Монополия
4 План лекции 1.Монополия как рыночная структура 2.Типы монополий 3. Поведение монополии в краткосрочный период 4.Поведение фирмы в долгосрочный период 5.Социально-экономические последствия монополии 6.Антимонопольное регулирование
5 1.Монополия как рыночная структура
6 Один производитель и множество покупателей Отсутствие близких субститутов у товара или уникальность продукции Непреодолимо высокие барьеры входа в отрасль Полная информация Монополия – рыночная структура
7 Рыночная власть возможна при большом количестве обособленных потребителей Потребители выбирают объем спроса в соответствии с ценой монополиста 1. Один производитель
8 Монополист регулирует цену через изменение объема предложения. Кривой предложения у монополиста нет 1. Один производитель
9 Кривая спроса для монополиста объективный ограничитель D Р Q..... Монополиста называют «искатель цены»- price - searcher
11 Лишает потребителей выбора Вынуждает покупать товар по цене монополиста 2. Отсутствие субститутов
12 Крупное производство Доступ к сырью Расходы на рекламу и создание бренда Другие легальные барьеры Нечестная конкуренция 3. Высокие барьеры
13 ОАО «Атомэнергопром» «Атомный энергопромышленный комплекс» обеспечивает полный цикл производства в сфере ядерной энергетики, от добычи урана до строительства АЭС и выработке электроэнергии
14 Она вобрала в себя уникальный опыт, накопленный по всему спектру технологий ядерно- топливного цикла и строительства АЭС. Компания объединила многие ведущие предприятия отрасли, имеющей более чем 60- летнюю историю.
15 1 место в мире по строительству АЭС за рубежом (одновременное сооружение 5 энергоблоков);
16 2 место в мире по генерации электроэнергии на 10 станциях, 31 энергоблоках суммарной электрической мощностью свыше 23 ГВт); 2 место по запасам урана и 5 место в мире по объему добычи (оба показателя с учетом СП в Казахстане);
17 Мировой рынок 40% мирового рынка услуг по обогащению урана, передовые обогатительные мощности ; 17% рынка ядерного топлива (поставки для каждого 6-го энергетического реактора в мире).
18 Рейтинговая служба Standard & Poors присвоила ОАО «Атомэнергопром» кредитные рейтинги и прогноз «Стабильный»
19 Госкорпорации В России в течение последнего десятилетия создается новая форма госпредпринимательства – государственные корпорации, аналог зарубежных публичных корпораций (начало масштабного создания – 2007 г.): Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Росатом», Российская корпорация нанотехнологий, Ростехнологии, «Олимпстрой», Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк),
20 2. Типы монополии
21 Проводящая дискриминацию цен Простая монополия критерий выделения – ценовая политика Искуственная монополия Искуственная монополия Естественная монополия Естественная монополия Открытая критерий выделения – способ возникновения Закрытая или административная Закрытая или административная Классификация монополий
22 отрасль, в которой долгосрочные средние издержки (LATC) достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок Естественная монополия - это Естественная монополия - это
23 LATC Естественная монополия Естественная монополия Q C 100% рынка Раздел рынка между 2-3 фирмами уменьшает масштаб производства Естественная монополия основана на положительном эффекте от масштабов производства
24 LATC Естественная монополия Естественная монополия Q C 100% рынка D D
25 Федеральный закон "О естественных монополиях" помощи органов регулирования (федеральные комиссии), наделенных высокими полномочиями, отслеживает и при необходимости корректирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: от г. 147-ФЗ (в ред. ФЗ от г 230)
26 транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки;
27 услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
28 услуги общедоступной электрич. почтовой связи. услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно- диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии
29 Характеристика спроса и дохода монополии
30 MR D TR P2P2 E p =1 D P Q Q Q Характеристика спроса, дохода и предельного дохода фирмы Q1Q1 P1P1 E p >1 P3P3 Ep< 1Ep< 1
31 В условиях ненасыщенного рынка снижение цены чувствительно для потребителей, поэтому спрос эластичный. При насыщении рынка, снижение цены не так ощутимо – спрос неэластичный. Характер спроса фирмы монополии
32 Снижение цены при эластичном спросе приводит к росту общего дохода Снижение цены при неэластичном спросе уменьшает общий доход Характер общего дохода монополии
33 Кривая предельного дохода всегда ниже кривой спроса. Монополия должна понизить цену, чтобы повысить продажи. Цена снижается не только на дополнительный объем производства, а на всю продукцию. Предельный доход монополии Предельный доход монополии
35 Две модели оптимизации деятельности фирмы монополии
36 TR Q Оптимизация деятельности фирмы монополиста через общий доход и общие издержки
37 - - + Оптимизация деятельности монополии I IIIII TR Q TC
38 -- + Оптимизация деятельности монополии I IIIII TR Q TC Prof Q*Q*
39 D МR МR Оптимизация деятельности фирмы монополии через предельные издержки и предельный доход МС Q
40 Оптимизация деятельности фирмы монополии через предельные издержки и предельный доход P*P* Q*Q* М N МCМC D МRМR МС Q ATC MR=MC Q*
41 Оптимизация деятельности фирмы монополии через предельные издержки и предельный доход P*P* Q*Q* М N D МRМR МС MR Q МCМCATC прибыль
42 5. Поведение монополии в краткосрочный период
43 Краткосрочный период. Ситуация получения экономической прибыли Р Q MC D MR Q* Р* ATC Prof MR = MC P (Q*) > ATC ( Q*) Prof > 0
44 Q ATC MC D MR Q* Р* Р MR = MC P(Q*) = ATC (Q*) Prof = 0 Краткосрочный период. Ситуация безубыточности
45 Q ATC MC D MR Q* Р* Р MR = MC P(Q*) < ATC (Q*) Prof < 0 AVC Убыток Краткосрочный период. Ситуация минимизации убытков
46 4. Поведение фирмы в долгосрочный период
47 Р Q D LMR LATC SATCSMC Q1 P1 SATC SMC Q2 P2 Prof LMC Долгосрочный период
48 Если в краткосрочный период монополия не получает прибыль, то возможно: 1.Уйти с этого рынка 2.Оптимизировать размеры предприятия Монополия может получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде
49 Монополия может получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде Наличные мощности Q 1 недостаточны. Монополия несет убыток Следует увеличить мощности до Q 2 LMR=LMC
50 Прибыль монополии в долгосрочный период 1.Разработка товаров-субститутов приводит к уменьшению спроса на продукцию монополии Экономическая прибыль монополии снижается
51 Прибыль монополии в долгосрочный период 2. В долгосрочный период спрос на товар более эластичный, чем в краткосрочный
52 Прибыль монополии в долгосрочный период С С Q Q D D MR LATC LMC D' Profit MR' P0P0 P0P0 P1P1 P1P1
53 Прибыль монополии в долгосрочный период 3. Защита от «искателей ренты» приводит к росту издержек
54 Прибыль монополии в долгосрочный период 4.Лимитирующее ценообразование
55 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Социально- экономические последствия монополии
56 Р Р QQ ATC MC ATC MC D = MR D MR Q* СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИЯ P*
57 Социально-экономические последствия монополии 1. Монополия сокращает объем производства с целью создания искусственного дефицита
58 Социально-экономические последствия монополии 2. Монополия устанавливает высокие цены в результате высокой рыночной власти устанавливает частный налог
59 Социально-экономические последствия монополии 3. Монополия работает при более высоких издержках поскольку объем производства меньше технологического оптимума монополист имеет резервные мощности
60 Социально-экономические последствия монополии 4. Монополия склонна к снижению качества продукции поскольку меньше давление конкурентов
61 Социально-экономические последствия монополии 5. Монополия недораспределяет ресурсы следовательно создаст меньше рабочих мест, чем фирма совершенный конкурент
62 Социально-экономические последствия монополии 6. Появление Х- неэффективности это связано с особым поведением менеджеров:
63 Х-неэффективность уклонение от предпринимательского риска нацеленность в работе на показатели роста фирмы, а не эффективности
64 Х-неэффективность обеспечение работой некомпетентных родственников и друзей приводит к отрицательной селекции среди персонала фирмы
65 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
66 Показатель концентрации рынка Индекс Херфиндаля – Хиршмана I hh = ( X 1) 2 + ( X 2) 2 + … + ( X n) 2, где Х – доля каждой фирмы в %
67 Антимонопольная политика государства При чистой монополии I hh = max=(100%) 2 = если в отрасли более фирм, то I hh< 1
68 Антимонопольная политика государства безопасная концентрация производства, если I hh< 1000 в США I hh< 1400
69 Антимонопольная политика государства это условие выполняется, если доля крупнейших фирм меньше 31% Двух крупнейших фирм < 44% Трех крупнейших < 54%
70 Государственное регулирование Развитие и становление монополий под руководством ФАС и прочих организаций должно оздоровить экономику России и регионов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.