Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтепан Алымов
1 Инновационный урок географии: формы и методы «Велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!» Н.В.Гоголь. Чугреева Евгения Анатольевна, учитель географии МБОУ Октябрьская СОШ
2 Целью данной работы является изучение современных форм и методов проведения инновационного урока географии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Определить понятие «педагогические инновации» и «инновационный урок»; 2. Определить основные методологические принципы инновационного урока; 3. Изучить и определить формы и методы, которые соответствовали требованиям инновационного урока;
3 Что такое «педагогическая инновация»? Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности». М.В. Кларин, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан». Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.
4 Инновационный урок – это урок-познание, урок- открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» М.Н. Скаткин
5 Методологические принципы инновационного урока Субъективизация Метапредметность Деятельностный подход Коммуникативность Рефлексивность Импровизационность
6 Виды инновационных уроков уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; уроки-тренинги и др.
7 Уроки самостоятельной деятельности Советы учителю по проведению уроков самостоятельной деятельности: демонстрировать доверие; не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи; не критиковать за ошибки; определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы; установить временные рамки для выполнения работы; создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности; разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем. Цель: формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Позиция учителяПозиция ученика как и чему, буду учитьчто и как сам буду изучать
8 Исследовательский урок Отличительные особенности технологии продуктивного (нацеленного на получение продукта) обучения: самостоятельная учебная деятельность школьника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью; ориентация учебы и труда на конечный результат; смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество. Цель: использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.
9 Урок на основе групповой технологии Групповые технологии предполагают: - взаимное обогащение учащихся в группе; - организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно- познавательных процессов; - распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); - коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; - обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы; - взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; - рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. Цель: обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива
10 Уроки дифференцированного обучения Условия реализации: определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению; выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления; определение способов учения для каждого ученика; подготовка дидактического материала; подготовка блоков учебного материала; установление регламента для выполнения тех или иных заданий; определение механизма контроля учебных действий учащихся во время самостоятельной работы с целью обозначения дальнейших шагов или этапов организации обучения. Цель: развитие и формирование способностей каждого учащегося Пример дифференцированного домашнего задания: 1. Составить сложный план рассказа (1 уровень); 2. В каждом образце выделить главную мысль (2 уровень); 3. Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень). Пример дифференцированного задания: 1.описать по плану рельеф одного из материков (1уровень) 2.дать сравнительную характеристику рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий (2уровень) 3.составить прогноз по изменению форм рельефа в будущем и его последствия (3уровень).
11 Проблемные уроки Примеры проблемных заданий: 1. Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары? 2. Отсутствие древесной растительности в степи объясняется недостаточным увлажнением, почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность? 3.У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление. Цель: активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. 1.Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем; 2.Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
12 Урок-тренинг Определить о каком природном компоненте идет речь: Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни на Земле, человек может без него существовать только 3 дня. Климатолог А.И. Воейков писал, что это… «продукт климата» (вода); Используя координаты крайних точек определить размеры материка. Вывод ( в сравнении с другими материками). Соревнование Взаимный контроль Путешествие и т.д. Цель: приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Подбор необычных заданийРазнообразие форм
13 Рекомендации учебной деятельности Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей; Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий); Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей; Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.
14 Методы обучения 1.Словесно-книжный метод (5-7 класс) 2.Наглядный метод 3.Практический метод 4.Метод проблемного изложения материала 5.Эвристический метод 6.Исследовательский метод
15 « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.