Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАртем Сапаев
1 Как не нарушить закон и остаться на позициях здравого смысла (особенности применения ФЗ-436 в общедоступных библиотеках) Михнова И.Б., директор Российской государственной библиотеки для молодежи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации
2 Федеральный закон РФ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" 436-ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции для детей. Он устанавливает особый правовой режим оборота информационной продукции, запрещенной для детей, и информационной продукции, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. При подготовке ответов был использован постатейный «Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», подготовленный для системы «Консультант Плюс+» с использованием правовых актов по состоянию на 16 августа 2013 года», а также сведения о результатах проверок исполнения 436-ФЗ, находящихся в открытом доступе.
3 Согласно Проекту ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле», классифицировать и маркировать информационную продукцию поступившую в фонды до 1 сентября 2012 г., не нужно Ст. 23 ФЗ-436: Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. (выпущенная в оборот = выпущенная издательствами) Ст. 3 Проекта ФЗ: Дополнить статью 23 новой частью 3 следующего содержания: «3. Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на информационную продукцию, поступившую в фонды общедоступных библиотек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Ст.2 ФЗ-436 «информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных…»
4 Книги, поступившие в фонд после г., обязательно должны иметь маркировку Каким образом это сделать? - в договоре с распространителем (поставщиком) библиотекой должно быть сказано, что, не зависимо от того, промаркирована книга производителем (издательством) или нет, в сопроводительных документах распространителя (поставщика) должна быть указана маркировка каждой книги, поскольку эта ответственность возложена на производителя и(или) распространителя (см. ФЗ- 436, ст.6,ч.1, ст.12., ч.1) (в договоре требуется указать также, что, если будет установлено, что маркировка произведена неправильно, затраты, которые в этой связи понесет библиотека, должны быть возмещены распространителем (поставщиком) - - библиотека маркирует издание, - (а) согласно маркировке, указанной распространителем (поставщиком) в сопроводительных документах, - (б) на основе списка изданий, прошедших экспертизу и размещенных на сайте Роскомнадзора ( - (в) в исключительных случаях – согласно классификации нанятого библиотекой платного лицензированного эксперта, - (г) для собственных изданий, афиш, билетов, программ - силами библиотечной комиссии по классификации, учитывая при этом, что неточная маркировка знаком информационной продукции, не прошедшей обязательное подтверждение соответствия требованиям классификации, может повлечь ответственность за обман потребителей (ст КоАП РФ).
5 Художественная литература, изданная после г., маркируется Вся художественная литература, изданная (т.е. пущенная в оборот) после г., должная быть промаркирована производителем и/или распространителем. В работе с художественными произведениями, изданными до г., нужно ориентироваться на маркировку их изданий, вышедших после г., но маркировать не обязательно. Отнесение ИП (включая художественную литературу) к имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (и не подлежащей маркировке) - компетенция исключительно лицензированных экспертов. Критерии отнесения ИП, предназначенной для детей и подростков (нужно иметь 5 критериев из 10) к имеющей … ценность (Проект Концепции информационной безопасности детей, разд. 4) - обладает органическим единством формы и содержания; - обладает композиционной стройностью, гармоничностью, завершенностью, выразительностью; - обладает художественной правдивостью средств; - ставит и обсуждает «вечные вопросы» и содержит универсальные смыслы, доступные людям различных эпох; - утверждает непреходящие нравственные ценности; - пропагандирует ценностные установки того или иного общества; - закреплено в музейных институциях; - закреплено в театральных институциях; - изучалось и преподавалось в средней школе (в учреждениях дополнительного образования); - положительно оценивалось в художественной критике
6 Изменять маркировку книги, сделанную производителем и/или распространителем, без привлечения экспертов библиотека не имеет права Если библиотека решит, что маркировка производителя и/или распространителя не верна, она в праве осуществить следующие шаги: проверить наличие издания в списке изданий, уже подвергшихся экспертизе (на сайте Росэкспертизы); привлечь к проверке правильности маркировки платного лицензированного эксперта, обратившись в Росэкспертизу; силами своих специалистов сделать собственную рекомендательную классификацию (в пределах своих полномочий, определенных библиотечным законодательством, Уставом, Правилами пользования библиотекой). Зачем библиотеке создавать комиссию по классификации? - чтобы классифицировать и маркировать собственную ИП (брошюры, АВ продукцию, афиши, билеты на зрелищные мероприятия).
7 Почему маркировка столь важна для библиотеки? Согласно ст КоАП РФ, нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение административного штрафа - на граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; - на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; - на юридических лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Согласно ч. 1 ст.14.8 КоАП РФ, отсутствие знака есть нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
8 Могут ли книги, поступившие в фонды библиотеки до г., и находившиеся в залах обслуживания в открытом доступе, по-прежнему оставаться там? Следует учесть, что библиотеки не просто распространяют (предоставляют) информацию, а предоставляют гражданам доступ к культурным ценностям, ограничивать доступ к которым запрещает наша Конституция; порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек. (ст.7, ФЗ-78 «О библиотечном деле»). Поэтому библиотеки имеют право: - самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах; - утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; - осуществлять информационную, культурную, просветительскую, научную, образовательную деятельность в соответствии с законодательством, со своим уставом или с локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки. (ст. 13, ФЗ-78 «О библиотечном деле»). Но целесообразно вывести из открытого доступа: - книги, которые были переизданы после г. и промаркированы знаком 18+ (библиотека вправе сама промаркировать их аналогичным знаком); - книги, на обложках которых нанесены провоцирующию изображения, напрямую не связанные с содержанием книги, т.к. ФЗ-436 содержит определенные требования к обложкам печатной продукции).
9 Как размещать в библиотеке и.п., упомянутую в ФЗ-436? 1) Места, доступные для детей, и места, предназначенные для детей: что есть что? Общедоступная библиотека - общественное место, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены… (ст. 2 ФЗ-436) Специализированные государственные детская и детско-юношеская библиотека – организации, предназначенные для детей (наряду с образовательными организациями, детскими медицинскими, санаторно-курортными, физкультурно-спортивными организациями, организациями отдыха и оздоровления детей, получателями которых являются исключительно дети) (Проект ФЗ О внесении изменений, ст.2). 2) Распространение и предоставление: что присуще библиотеке? Распространение - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Согласно Проекту ФЗ «О внесении изменений…», -в общедоступных библиотеках, обслуживающих взрослых и детей, ИП 18+ не может находиться в доступном для ребенка месте. (Порядок и условия распространения в общедоступных библиотеках информационной продукции, запрещенной для детей, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти) -в детских и детско-юношеских библиотеках ИП 18+ не допускается к распространению (не только не выдаются зарегистрированным пользователям, но не предлагаются даже посетителям)
10 Главное: ИП 18+ должна находиться в закрытом фонде читального зала, в подсобном фонде абонемента как общедоступной, так и детской и детско-юношеской библиотек Кроме того, ИП 18+ может не изыматься из фондов детских и детско-юношеских библиотек, если в числе зарегистрированных пользователей есть лица старше 18+, т.к. это нарушить их право на свободный доступ к информации; в общедоступных библиотеках в отдельных случаях возможно размещение ИП 18+ на верхних полках стеллажей "С одной стороны они законны, а с другой стороны это формальный подход. И избыточны такого рода ограничения применительно к библиотекам", сказала разработчик закона Е.Б.Мизюлина о действиях ставропольского прокурора. По ее мнению, если эти действия были направлены не на улучшение показателей отчетности, а действительно, чтобы защитить детей, "то достаточно было обратить внимание библиотечных работников, что можно переставить книги на верхние полки, если они стоят как- то так, что дети могут подойти и взять литературу, которая для них не предназначена". (РИАНовости ). В каталогах должно быть указание на возрастную маркировку ИП, поступившей в фонды после г.; В залах общедоступных библиотек возможно указание на местонахождение ИП 18+ Обратим внимание: об обязательности расстановки ИП в залах в соответствии с возрастной маркировке в ФЗ-436 упоминаний нет. Значит, библиотека принимает самостоятельные решения в соответствии с «Законом о библиотечном деле», Уставом, Правилами пользования.
11 О какой информационной продукции, которая не допускается к распространению на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий организаций, предназначенных для детей, идет речь в статье 16 ФЗ-436? В ст. 16 ФЗ-436 идет речь о ИП 18+, которая не допускается к распространению на расстоянии менее 100 метров от границ специализированных государственных детских и детско-юношеских библиотек (в понятиях Проекта ФЗ «О внесении изменений…») В Комментарии к Закону (Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 16 августа 2013 года. Под редакцией Н.Н. Ковалевой) сферой применения данной нормы являются магазины и киоски, специализированные отделы, реализующие печатную информационную продукцию То же - относительно информационной продукции, запрещенной для детей, в виде печатной продукции, которая допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках. Причины данного ограничения: «…деятельность по продаже информационной продукции, запрещенной для детей, в местах скопления детей имеет провокационный характер» Вывод: эти положения ст. 16 ФЗ-436 отношения к общедоступной библиотеке, в структуре которой может находиться детский отдел, не имеют
12 Что будет, если книгу 16+ выдать летним? И как взаимодействовать с родителями? Запись в Библиотеку осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность. Дети до 14 лет записываются на основании документа, удостоверяющего личность их законных представителей (паспорта), и их поручительства. При записи в Библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью в читательском формуляре. Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться с Правилами пользования Библиотекой и письменно (своей подписью в Поручительстве) заверить обязанность их соблюдения. Ставя свою подпись на формуляре, родитель соглашается с тем, что библиотека «способствует формированию информационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию личности ». Но родители могут быть разными. Предположим, книгу выдали. Каковы последствия? Родитель приходит и предъявляет претензию. Библиотека приводит свою аргументацию: книга была отобрана специалистами, которые опирались на профессиональный и читательский опыт (как собственный, так и других специалистов), а также на документально подтвержденные мнения пользователей. Родитель (а) может принять эти аргументы, (б) высказать пожелания типа: всегда придерживаться маркировки при обслуживании ребенка, или (в) начнет посещать библиотеку вместе с ребенком. В случае если родитель не принимает аргументов, он в праве сообщить о данном нарушении 436-ФЗ в госорганы (или сразу сообщает в госорганы). Тогда происходит прописанная в законе процедура проверки соответствия результата возрастной классификации. В случае если Роскомнадзор - в лице эксперта - примет сторону родителя, то на библиотеку может быть наложено взыскание.
13 Сфера интересов прокурорской проверки в части маркировки ИП Проверяющие (прокуроры) не имеют права по собственному усмотрению делать выводы о «правильности» или «неправильности» знака информационной продукции. (Эта позиция отражена в Письме Минкомсвязи России от N /ВА "О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", где говорится, что «в случае наличия сомнений о соответствии информационной продукции знаку информационной продукции, указанному производителем, Вы вправе заказать экспертизу информационной продукции эксперту, экспертам и (или) экспертным организациям, аккредитованным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»). Основные функции в части осуществления контроля за соответствием информационной продукции требованиям законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов возложены на Роскомнадзор.(Постановление Правительства РФ от N 859, в ред. Постановлений Правительства РФ от , от ). Из чего следует, что прокурор имеет право проверить в части печатной продукции, - все ли издания, подлежащие маркировке и впервые пущенные в оборот после 1 сентября 2012 года, прошли процедуру возрастной классификации и промаркированы, маркировка отражена в каталоге; - в общедоступных (в первую очередь, детских и детско-юношеских библиотеках) в открытом доступе нет ли ИП, запрещенной для детей; - на территории детской и детско-юношеской библиотеки или в 100 м от ее границ не производится ли распространение ИП, запрещенной для детей; - на афишах, билетах и др. информационных материалах, оповещающих о проведении зрелищных мероприятий, стоит ливозрастная маркировка; - наличие в библиотеке обязательной внутренней регламентирующей документации.
14 Предложение к РБА Организовать мониторинг применения ФЗ-436 в общедоступных библиотеках и правовых последствий проведенных проверок СПАСИБО.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.